Государственная территория

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство — отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом (постановление Прези­диума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).

Водное пространство как часть государственной территории — это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства — это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Иногда применяется термин "условная территория", к ко­торой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, кос­мические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Ан­тарктике, помещения дипломатических и консульских предста­вительств.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Фин­ляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г.), транзита че­рез государственную территорию (например, Соглашение меж­ду Правительством Российской федерации и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монго­лии через территорию Российской Федерации от 19 октября 1992 г.), регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между Российской Федерацией и США в отношении "открытой суши" от 17 июня 1992 г.) и др.

Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной терри­тории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом. Примеры: Калининградская область РФ, доступ в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отделенный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира. Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентируется специальными двусторонними соглашениями.

Осуществление территориального верховенства государст­вом не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего друго­му государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрес­сии, совершенный государством, предоставившим свою терри­торию (п. "f" ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Оп­ределение агрессии" 1974 г.).

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Пространство, на которое распространяется власть госу­дарства в ограниченных, четко очерченных пределах, не явля­ется государственным. Оно может быть отнесено к территори­ям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

Пункт 2 ст. 67 Конституции РФ гласит: "Российская Феде­рация обладает суверенными правами и осуществляет юрис­дикцию на континентальном шельфе и в исключительной эко­номической зоне Российской Федерации в порядке, определяе­мом федеральным законом и нормами международного права".

Понятие "территория, на которую распространяется на­циональная юрисдикция" является более широким, чем "госу­дарственная территория". Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (при­лежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).

Используемый в международных договорах термин "тер­ритория" применительно к определенному государству-участ­нику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Он может употребляться и в более широком значении:

как территория, на которую распространяется национальная юрисдикция.

Так, в ст. 1 Соглашения между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о воздушном сообщении от 2 марта 1994 г. говорится, что для целей Соглашения термин "территория" в отношении каждого государства-участника означает земные поверхности, террито­риальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под его суверенитетом. В этом Соглашении под термином "территория" имеется в виду государственная территория.

Другой пример. Пункт 1 ст. 4 Соглашения о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой от 19 июня 1992 г. обязывает Стороны обеспечить свободу транзита това­ров другой Стороны через свою территорию. "Территория" (по Соглашению, "своя") применительно к каждому государству-участнику означает территорию, на которую распространяется действие его таможенных законов, включая любые районы за пределами его территориальных вод (т. е. за пределами госу­дарственной территории), в границах которых оно может осу­ществлять права в отношении морского дна, недр и их природ­ных ресурсов.

Государственные границы

Понятие и виды. Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.

В период существования СССР практически со всеми со­седними странами были заключены договоры о прохождении государственной границы. В их числе — договор 1990 г. с Ки­тайской Народной Республикой, зафиксировавший линию гра­ницы на ее восточном участке (ратифицирован уже Российской Федерацией). Линия границы на ее западном участке опреде­лена Договором между РФ и КНР 1994 г. С учетом договоров принимаются внутригосударственные правовые акты о государ­ственной границе.

В России это Закон "О Государственной границе Россий­ской Федерации" от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополне­ниями, внесенными 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г. Он характеризует государственную границу как "пространствен­ный предел действия государственного суверенитета Россий­ской Федерации". Государственной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР. Границы Российской Федерации не оформленные в международно-правовом отноше­нии, подлежат, согласно Закону, договорному закреплению.

Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация — это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы — описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

В межгосударственных отношениях и в договорах стран Содружества Независимых Государств используется особый термин "внешние государственные границы государств — уча­стников СНГ", которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами. Сущест­вуют Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество, 1995 г.

Режим государственной границы. Он определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Международные договоры, касающиеся режима государ­ственной границы Российской Федерации, разнообразны: о про­хождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определен­ных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными зна­ками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильно­го положения на ней.

Режим государственной границы включает следующие во­просы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок со­хранения и поддержания в надлежащем состоянии погранич­ных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государствен­ной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и види­мым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответство­вали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе со­глашения между сопредельными государствами. Устанавлива­ются сроки совместных осмотров пограничных знаков и погра­ничных просек. В случае повреждения или утраты погранич­ных знаков немедленно принимаются меры по их восстановле­нию.

2. Пересечение государственной границы лицами и транс­портными средствами и перемещение через нее товаров, гру­зов и животных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы ли­цами и пересечение ее транспортными средствами может осу­ществляться только в пунктах перехода (пересечения) грани­цы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпереходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново — Бранево, Багратионовск — Бартошице, Мамоново — Гроново и др.).

При пересечении государственной границы должен соблю­даться порядок следования от государственной границы до пунк­тов пропуска через государственную границу и в обратном на­правлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.

Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную гра­ницу на море) с целью осуществления права мирного прохода.

Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров до­пускается только с разрешения компетентных органов соответ­ствующего государства.

Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоя­тельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ле­довых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.

Перемещение через государственную границу товаров, гру­зов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осу­ществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, вете­ринарного, фитосанитарного и других видов контроля.

Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через госу­дарственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, то­вары и животных.

Въезд на территорию РФ и выезд регламентируется феде­ральным законом — "О порядке выезда из Российской федера­ции и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г., а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). Иностранному гражданину, которому разрешен въезд в РФ для постоянного проживания, выдается иммиграционная виза; в случаях въезда для временного пребывания — неиммиграционная виза. Госу­дарства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

Граждане государств Содружества Независимых Государств имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по террито­рии его участников без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность или подтверждающих их гражданство (ст. 1 Соглашения о безвизовом передвижении граждан госу­дарств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 9 октября 1992 г.). Передвижение лиц, не яв­ляющихся гражданами государств СНГ, с территории одного государства-участника на территорию другого осуществляется с согласия компетентных органов последнего (ст. 5 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Неза­висимых Государств по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 г.).

Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на тер­ритории одного государства может предусматриваться для гра­ждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, про­мысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, соз­давать помехи обеспечению сохранности государственной гра­ницы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Феде­рации и Китайской Народной Республики о руководящих прин­ципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных ре­ках (1997 г.).

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.

5. Разрешение с иностранными государствами инциден­тов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям го­сударства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инциден­тов государства назначают пограничных представителей (по­граничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их за­местителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постанов­лением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Поло­жение о пограничных представителях Российской Федерации.

Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государствен­ной границы. Они обязаны провести расследование и принять надлежащие меры в случае обстрела через границу или совер­шения насильственных действий в отношении лиц, находящих­ся на территории другого государства, убийства, ранения или иного нанесения вреда здоровью граждан в результате дейст­вия через границу, незаконного перехода (пересечения) грани­цы и других нарушений режима границы.

Решения, совместно принятые пограничными представи­телями по поводу того или иного случая нарушения режима границы, вступают в силу с момента подписания протокола.

Любой вопрос, имеющий важное значение, может быть пе­редан на разрешение по дипломатическим каналам.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными го­сударствами в сфере защиты государственной границы. Госу­дарствами — участниками СНГ заключен ряд соглашений, посвященных охране их государственных границ, формированию и статусу пограничных войск, обеспечению их деятельности.

В порядке правопреемства Российская Федерация воспри­няла применительно к соответствующим регионам двусторон­ние договоры о режиме государственной границы, о сотрудни­честве и взаимной помощи по пограничным вопросам, о поряд­ке урегулирования пограничных конфликтов, заключенные Сою­зом ССР с Финляндией, Польшей, Монголией и некоторыми другими государствами. Можно назвать и договоры, касающие­ся специальных аспектов хозяйственного сотрудничества: с Монголией — о рациональном использовании и охране бассей­на реки Селенги (1974 г.), с Норвегией — о взаимном возвраще­нии переходящих государственную границу оленей (1977 г.), с

КНР — о сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах рек Амур и Уссури (1994 г.). Начато заключение договоров с новыми сопредельными государствами: в 1994 г. подписаны Со­глашение между Правительствами РФ и Республики Беларусь о сотрудничестве по пограничным вопросам, Соглашение меж­ду Правительствами РФ и Латвийской Республики о деятель­ности пограничных представителей.

Пограничный режим представляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории государства. Он определяется законами и иными правовыми актами государства.

Законом "О Государственной границе Российской Федера­ции" пограничный режим устанавливается в пограничной зоне, в территориальном море, а также на определенных участках внутренних вод РФ, если они имеют выход к Государственной границе.

Пограничной зоной Российской Федерации является поло­са местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Пограничный режим включает правила:

а) въезда (прохода), временного пребывания, передвиже­ния лиц и транспортных средств в пограничной зоне, которые осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным пропускам, выдаваемым органами и войсками Федеральной пограничной службы России. Устанавливаются место и время въезда и выезда из пограничной зоны, маршру­ты передвижения, продолжительность и иные условия пребы­вания транспортных средств. Право граждан на свободу пере­движения, выбор места пребывания и жительства в погранич­ной зоне может быть ограничено (ст. 8 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации");

б) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, про­ведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы и мероприятия в пограничной зоне проводятся с разрешения ор­ганов и войск Федеральной пограничной службы;

в) учета, содержания и использования российских мало­мерных судов и средств передвижения по льду. Российские ма­ломерные самоходные и несамоходные суда и средства пере­движения по льду подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

г) ведения промысловой, исследовательской, изыскатель­ской деятельности в территориальном море и внутренних во­дах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. Эта деятельность осуществляется с уведомлением органов и войск Федеральной пограничной службы, а во внут­ренних и пограничных водах — с их разрешения.

Защита и охрана государственной границы осуществляют­ся в соответствии с национальным законодательством государ­ства и международными договорами.

Защита Государственной границы Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных орга­нов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по осущест­влению политических, организационно-правовых, дипломати­ческих, экономических, оборонных, оперативно-розыскных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке могут участвовать организации и граждане.

Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы. Она осуществляет­ся: органами и войсками Федеральной пограничной службы в пределах приграничной территории; Вооруженными Силами РФ — в воздушном пространстве и в подводной среде. В опре­деленных случаях такими полномочиями могут наделяться и другие органы.

Головным (координирующим) федеральным органом испол­нительной власти в сфере защиты Государственной грани­цы РФ является Федеральная пограничная служба РФ.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными го­сударствами в сфере защиты государственной границы. Госу­дарствами — участниками Содружества Независимых Госу­дарств заключены соглашения об охране государственных гра­ниц и морских экономических зон от 20 марта 1992 г., о сотруд­ничестве по обеспечению стабильного положения на их внеш­них границах от 9 октября 1992 г., Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников Содружества Незави­симых Государств с государствами, не входящими в Содруже­ство, от 26 мая 1995 г.

Международные реки

Международные реки — это реки, протекающие по тер­ритории двух (или более) государств и используемые в согла­сованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судо­ходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.

Каждое государство осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ. Оно, вместе с тем, обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным государствам. Госу­дарство не вправе в одностороннем порядке изменять течение реки, поскольку это может ограничить возможности других прибрежных государств либо повредить их природной среде.

Взаимная заинтересованность государств в рациональном и контролируемом использовании международной реки обуслов­ливает заключение двусторонних и многосторонних договоров. В них определяются правила использования реки как водно­транспортного пути, а также для строительства плотин, гидро­электростанций, орошения, лесосплава, в иных хозяйственных целях.

Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновре­менно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства.

Специальное регулирование было предусмотрено для Ду­ная, свобода судоходства по которому вначале (Парижский мир­ный договор 1856 г.) контролировалась преимущественно не­прибрежными государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписанной в 1948 г.

В этой Конвенции воплощены типичные черты правового режима международной реки, навигация на которой объявля­ется "свободной для граждан, торговых судов и товаров на ос­нове равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства".

Прибрежные государства вправе ограничить или запретить проход военных судов неприбрежных государств или иных су­дов, преследующих военные цели. В ст. 30 Конвенции о режиме судоходства на Дунае говорится: "Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами".

Свобода судоходства предполагает не только плавание по реке, но и заход в порты, производство в них торговых, погрузочных и разгрузочных работ, посадку и высадку пассажиров. Предполагается непременное соблюдение при этом действую­щих в прибрежных государствах законов и правил. Прибреж­ные государства должны поддерживать свои речные участки в судоходном состоянии для речных, а на соответствующих уча­стках и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения наилучших условий судоходства.

Международными договорами предусматривается создание специальных органов — международных речных комиссий, ко­торые обязаны содействовать решению различных вопросов совместного использования международных рек. Так, согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае, из представителей Придунайских государств была создана Дунайская комиссия, в компетенцию которой входят наблюдение за исполнением по­ложений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, а в некоторых случаях производство таких работ, унификация правил речного надзора, издание спра­вочников, лоций, навигационных карт.

Международные каналы

Международные каналы — гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международ­ного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Они прокладываются по территории, на которую распро­страняется власть определенного государства. Принимая реше­ние о прокладке канала, который будет использоваться для международного морского судоходства, государство соглашает­ся на изменение не только состояния части своей территории (сухопутная территория становится водной), но и ее статуса, предоставляя право на использование этого водного простран­ства другими государствами для осуществления ими морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обя­зано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы государства, по территории которого проложен канал, включая правила, касающиеся взи­маемых без какой-либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих международных договорах.

К их числу относится Конвенция относительно обеспече­ния свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г., которая провозгласила свободное пользование морским Суэцким кана­лом "на все времена и для всех государств" (преамбула). Со­гласно Конвенции, Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех торговых и во­енных судов без различия флага. Блокада канала запрещается. Не допускаются какие-либо военные, враждебные и иные дей­ствия, имеющие целью нарушение плавания по каналу. Он ос­тается открытым в военное время даже для военных кораблей воюющих стран, однако в пределах канала они не могут выса­живать или принимать на борт войска, выгружать или погру­жать оружие или какую-либо другую военную технику или оборудование.

Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободы судоходства по каналу. В соответствии с Законом от 10 июля 1957 г. полномочия по управ­лению, эксплуатации, содержанию и осуществлению необходи­мых мер для обеспечения судоходства возложены на Админи­страцию Суэцкого канала. Она издает правила плавания по ка­налу, которые должны соблюдаться всеми судами. Админист­рация вправе отказать в разрешении на вход в канал судам, которые являются опасными или могут помешать судоходству.

Основными международно-правовыми актами, устанавли­вающими режим судоходства по Панамскому каналу, были До­говоры между США и Панамой 1901 и 1903 гг. В соответствии с этими Договорами Панамский канал, как и Суэцкий, открыт для невоенных и военных судов всех стран. Зона Панамского канала находилась под управлением США. В 1977 г. между США и Панамой были подписаны два Договора: о Панамском канале и о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского кана­ла. После их вступления в силу все прежние договоры прекра­тили свое действие. По Договору о Панамском канале США со­храняют "главную ответственность" за обеспечение судоходст­ва по каналу и его оборону до 31 декабря 1999 г. С 1 января 2000 г. канал и все сооружения переходят под суверенитет Панамы.

В Договоре о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала подтверждается свобода судоходства по ка­налу. Он будет "открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации".

Протокол к этому Договору открыт для присоединения любого государства (СССР присоединился 1 марта 1988 г.). Цель Протокола — совместными усилиями гарантировать предусмот­ренный Договором нейтралитет канала, "поскольку указанный режим эффективного нейтралитета представляет собой луч­шую защиту канала и обеспечивает отсутствие любых враж­дебных актов против него".

Правила плавания по Кильскому каналу устанавливаются правовыми актами Германии и ее соглашениями с другими го­сударствами. По каналу могут проходить невоенные суда всех стран в любое время. Для прохода иностранных военных кораб­лей через канал необходимо разрешение. Все суда обязаны не­сти свой государственный флаг и соблюдать правила судоход­ства.

Литература

Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. М., 1958.

Клименко Б.М. Государственная территория: Вопросы тео­рии и практики международного права. М., 1974.

Клименко Б. М. Общее наследие человечества (междуна­родно-правовые вопросы). М., 1989.

Корбут Л. В., Баскин Ю. Я. Международно-правовой ре­жим рек. М.,1987.

Логунов В. Д. Современный международно-правовой режим Дуная. М., 1958.

Лопатин М. Л. Международные проливы и каналы: право­вые вопросы. М., 1985.

Постышев В. М., Даниленко Г. М. Концепция общего на­следия человечества в международном праве: Два подхода к одной проблеме // Сов. государство и право. 1988. № 6.

Глава 21

Наши рекомендации