Правовые основы государственного управления в области социального развития
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ охраняются как здоровье, так и труд людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для реализации этих конституционных положений в стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных), а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.
Современный рынок труда продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 1990-х гг., обусловившего спад в промышленности и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Поэтому распоряжением Правительства от 6 мая 2003 г. одобрена Концепция действий на рынке труда <*>. Концепция определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
10 января 2003 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействии занятости населения" <*>, а 20 декабря 2003 г. Правительством принято Постановление "О внесении изменений в Положение об организации общественных работ" <**>. Названными нормативными актами определено, какие граждане считаются занятыми, а какие безработными, социальные гарантии и компенсации безработным, полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и развитию общественных работ, предусматривая меры их финансового обеспечения прежде всего за счет средств соответствующих бюджетов.
Сейчас в стране 38,2 млн. пенсионеров, около 14 млн. лиц, имеющих право на ежемесячные выплаты с 1 января 2005 г. вместо натуральных льгот, и около 1 млн. беспризорных детей. Чтобы обеспечить предоставление им социальных гарантий, предусмотренных законодательством, соответствующие органы управления в сфере здравоохранения и социального развития повседневно решают многие организационные вопросы.
Эту деятельность осуществляют Министерство здравоохранения и социального развития РФ с подведомственными ему федеральными службами и федеральными агентствами, а также Федеральное агентство по физической культуре и спорту и Федеральное агентство но туризму, руководство которыми возложено непосредственно на Правительство.
Для управления здравоохранением в некоторых федеральных органах исполнительной власти (министерствах обороны, внутренних дел, транспорта и др.) создаются ведомственные органы. Участие в управлении здравоохранением принимают также общественные организации (общество Красного Креста и др.).
В субъектах Федерации управление осуществляют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.
Значительный объем работы выполняет Пенсионный фонд РФ. Вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел ведают соответствующие органы министерств обороны, внутренних дел, Федеральной службы безопасности.
Управляемыми объектами являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, станции скорой медицинской помощи, судебные медицинские и другие учреждения. Они подразделяются на государственные, муниципальные и частные.