Древнерусское государство и право (IX-XII вв.). 1 страница
ЧАСТЬ 1
СОДЕРЖАНИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)
Древнерусское государство и право (IX-XII вв.).
Восточные славяне накануне образования государства. Расселение и характер культуры. Народ "Рус". Распад родовых общин. Союзы племен. Основание и возвышение Киева.
Возникновение Древнерусского государства. Критика "норманнской теории" его происхождения. Киевская Русь как полиэтническое государственное образование, формирование древнерусской народности.
Общественный и государственный строй Киевской Руси. Социальный статус князей, бояр, дружинников, княжеских и боярских слуг. Смерды, закупы, челядь. Городское население. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления: великий князь, княжеский совет, вече. Развитие великокняжеской юрисдикции. Отношения вассалитета-сюзеренитета. Феодальные съезды. Численная, или десятичная, система управления. Переход к дворцово-вотчинной системе. Местные органы. Наместники и волостели. Кормление. Военная организация.
Крещение Руси. Церковь как элемент политической системы Древнерусского государства. Церковная организация. Митрополит. Епархии и епископы. Монастыри. Роль христианской Православной церкви в укреплении древнерусской государственности.
Возникновение и развитие древнерусского права, его источники. Правовые обычаи. "Закон Русский". Договоры с Византией. Княжеские договоры и уставы. Церковные уставы. Кормчие книги.
Русская Правда, ее редакции. Право собственности и обязательственное право. Виды договоров. Брачно-семейное право. Наследование по закону и завещанию. Преступления и наказания. Суд и судопроизводство. Виды судебных доказательств. Значение Русской Правды в становлении отечественной правовой традиции.
Государство и право Руси в период удельного правления (XII -XIV вв.). Образование Русского централизованного государства.
Предпосылки политической раздробленности. Княжеские междоусобицы. Распад государственного единства Руси и возникновение системы удельного правления. Татаро-монгольское нашествие, влияние золотоордынского ига на развитие отечественной государственности.
Общественно-политический строй Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств (сравнительная характеристика). Своеобразие новгородского и псковского республиканского управления.
Правовое развитие удельной Руси. Источники права. Княжеские грамоты, их соотношение с Русской Правдой. Роль Русской Правды в сохранении общерусского "правового пространства". Светское и церковное право. Новгородская и Псковская судные грамоты: технико-юридический уровень, основные институты вещного права, виды договоров, наследственное право, система преступлений и наказаний, состязательный и розыскной процесс.
Преодоление политической разобщенности русских земель. Возвышение Москвы. Расширение границ Московского княжества при Иване Калите, Иване III, Василии III. Значение Куликовской битвы (1380 г.). Особенности образования Русского централизованного многонационального государства: внутренние и внешние факторы.
Общественный строй Московской Руси. Феодалы. Крестьяне и процесс их закрепощения. Холопы и кабальи люди. Городское население.
Государственный строй. Юридическая природа отношений между великим и удельными князьями: иммунитетные грамоты и договоры. Принцип безусловного подчинения великокняжеской власти. Боярская дума. Переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Административно-территориальное устройство и местные органы. Военная организация. Государство и Церковь.
Развитие права. Великокняжеское законодательство. Двинская и Белозерская уставные грамоты. Судебник 1497 г.: право собственности на землю, обязательственное право, преступления и наказания, розыскной процесс.
Государство и право России в период сословно-представительной монархии.
Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI-XVII вв. Изменения в общественном строе. Боярско-княжеская аристократия и ее политическая позиция. Служилое сословие - дворяне. Зависимое население. Окончательное закрепощение крестьян: законодательная отмена Юрьева дня и урочных лет. Ограничение института холопства. Посадские люди.
Переход к сословно-представительной монархии, ее государственный строй. Укрепление царской власти. Реформы Ивана Грозного. Опричнина как форма государственного террора. Снижение роли Боярской думы. Земские соборы. Самодержавно-боярская форма российской автократии. Приказная система. Военное устройство: стрелецкое войско и дворянское ополчение. Финансовое устройство. Местное управление и его реорганизация. Введение губного и земского самоуправления. Воеводы, их функции. Государство и церковь. Учреждение патриархии.
Источники права. Судебник 1550 г. Стоглав. Указные книги приказов. Соборное Уложение 1649 г. - свод феодального права. Новоуказные статьи. Новоторговый устав. Развитие права феодальной собственности. Обязательственное право. Семейное и наследственное право. Преступления и наказания. Суд и процесс. Вотчинная юстиция.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
История отечественного государства и права (история государства права России) принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших юридических учебных заведениях Российской Федерации. Ее задача - сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.
При изучении истории отечественного государства и права применяются различные научные методы, особенно широко - метод историко-сравнительного анализа. В сочетании с конкретно-историческим подходом, столь же для нее характерным, этот метод позволяет:
• проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;
• выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;
• объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.
Развитие государства и права происходит под влиянием множества факторов, каждый из которых в свою очередь изменчив, подвижен. Сильно нередко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим. Менее заметно, но более устойчиво влияние экономики и культурных традиций. Нередко бывает и так, что доминирующую роль в развитии государственно-правовых институтов (на том или ином этапе) играют изменен в общественных настроениях, национальном сознании, демографически сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. Следовательно, это развитие обладает лишь относительной самостоятельностью, и истории государства права, несмотря на специфику ее предмета, приходится учитывать его "пружины". Отсюда связь истории отечественного государства и права с общей, гражданской историей.
История отечественного государства и права, как и история государств и права зарубежных стран, является составной частью общеобразовательной и специальной подготовки кадров для всей системы правоохранительных органов и юридических служб в нашей стране. Обе учебные дисциплины тесно соприкасаются, взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное гражданское, уголовное право, связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в наше стране, так и за рубежом. Знание истории отечественного государства и прав, а равным образом истории государства и права зарубежных стран (всеобще истории государства и права) открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.
При изучении историко-правовых дисциплин необходимо иметь в виду, что на всех стадиях своего формирования мировой опыт государственного строительства и правового развития всегда был результатом взаимовлияния и взаимообогащения национальных государственно-правовых моделей. Тем более велико значение синтезирующего начала в нем в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, а Россия, отвергнув тоталитарный порядок организации общественной жизни, как никогда ранее тяготеет к признанным мировым сообществом стандартам. К этому Россию подталкивают и уроки ее прошлого.
1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX -XII ВВ.)
1.1. Политические образования восточных славян накануне возникновения государства
Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие. Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел. Большое количество римских монет II-IV вв. новой эры, найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.
Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись, - поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово "рос" ("рус" и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о "законе русском", под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Император Византии Константин Багрянородный, правивший в Х в., в известном сочинении "Об управлении империей" неоднократно говорит о росах как народе и даже о "России" как стране.
Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина "русь" от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Напрашивается вывод: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. (т.е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами -дружиной, все более явственно возвышаясь над массой своих соплеменников. Под влиянием завоевательных походов различные славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку.
Немало сведений по политической истории (и предыстории) Древнерусского государства содержит древнейший летописный свод "Повесть временных лет", автором которого был монах Киевско-Печерского монастыря летописец Нестор. По свидетельству летописного свода, в среднем течении Днепра в VI в., сложилось княжество полян, ставшее важным этапом в процессе возникновения Древнерусского государства. Во время, непосредственно предшествовавшее его образованию, существовали княжества полянское, древлянское, дреговичское, полоцкое, словенское. Применительно к VIII в. источники говорят о трех восточнославянских объединениях - Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось на Киевской земле, второе - в районе озера Ильмень, местоположение третьего не выяснено. Некоторые историка отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшейся на Таманском полуострове; другие исследователи помещают ее на Волге. Разумеется государственность у восточных славян в ту эпоху была примитивной, имела зачаточные формы, но она создала фундамент для возникновения Древнерусского государства (Киевской Руси) - одного из крупнейших государств в истории европейского средневековья.
Народы, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. У них возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права. Переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу. Это" переходный период получил в литературе различные наименования (варваре кий, дофеодальный, период становления феодальных отношений и т.п.).
1.2. Возникновение Древнерусского государства
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), все( более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.
Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской .Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.
В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но во всяком случае они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.
В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.
1.3. Общественный строй
Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение. Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.
Рабы и холопы. Не став преобладающим способом производства, рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были свои причины. Содержание раба обходилось слишком дорого, долгой русской зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для использования рабского труда климатические условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах: не было наглядного примера для заимствования и распространения этого института в славянских землях. Его распространению препятствовали также развитые общинные связи, возможность получения урожая силами свободных общинников. Рабство на Руси носило патриархальный характер.
Для обозначения рабского состояния использовались термины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы - из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство.
Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не имел. За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный им материальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он получал возмещение в 5-6 гривен.
Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагматическим причинам. Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения. Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан. Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь. Господствующий класс древнерусского общества носил название "бояре". Наряду с этим, наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и другие: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. Было два пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени. Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за счет захваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киевских князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.
Княжеские бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном к ней отношении. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться для себя права назначения митрополитов, но в рассматриваемый период успеха не добились). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников - клиросом.
Городское население. Киевская Русь была страной не только деревень, но и городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги. Церковный устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов; существовал также и особый общегородской налог - погородие. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления, находились под княжеской юрисдикцией. Поэтому городского ("магдебургского права") на Руси не возникло.
Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все ее статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно "купеческое сто" действовало при какой-либо церкви. "Ивановское сто" в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европе.
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды - это лишь часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от князей, которые "жалуют" села со смердами.
Смерды жили общинами-вервями. Община в Древнерусского государстве носила уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
В основе формирования категорий зависимого крестьянства лежало "закупничество" - договор с господином, обеспеченный личностью самого должника. Закуп - обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение; он брал у господина инвентарь, лошадь, другое имущество и отрабатывал проценты с долга. Закуп сохранял частичную правоспособность: мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб, егс жизнь охранялась вирой в 40 гривен (как и жизнь свободного человека). Oн имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без "вины" закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался в холопа. При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т.п.).
1.4. Государственный строй
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.
Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.