Высшие органы государственной власти
Всероссийские съезды Советов. Первые съезды Советов прошли еще до Октября. Так что те самые, которые установили Советскую власть, были вторыми. Еще весной прошел первый съезд рабочих и солдатских депутатов. К маю-июню – крестьянские депутаты.
И вот теперь в октябре-ноябре прошел II Съезд рабочих и солдатских депутатов, юридически установивший Советскую власть. В 5.00 26 октября 1917 года принял «Воззвание рабочим, солдатам и крестьянам». Именно с этим документом и возникает Советская власть.
Формирование различно до Конституции РСФСР 1918г. и после нее.
До – от отдельных общественных организаций
- Местных советов
- Профсоюзных организаций
- Армейских комитетов
- Отдельных политических партий, в том числе национальных
По Конституции 1918 г. – Всероссийский съезд Советов формируется только местными Советами.
Собирается до Конституции – ad hoc – от случая к случаю.
II Съезды Советов – октябрь-ноябрь 1917 г. – установление Советской власти
III Съезды Советов – январь 1918 г. – собраны в том числе для объединения
IV Съезд Советов – март 1918 г. – ратификация Брестского мира
V Съезд Советов – июнь 1918 г. – принятие Первой Советской Конституции
Компетенция - «Вся власть Советам!». Буквально вся. Сослаться бы на Конституцию, закрепившую то, что было до нее. Вообще в отличие от нас (все разрешено, что не запрещено), органам можно только то, что указано в законе. Перечень полномочий органов должен быть закрытым. А вот в Конституции 1918 года за 49 статьей, перечисляющей полномочия Всероссийского съезда Советов, есть статья 50 – «и иной любой вопрос». Компетенция съезда неограниченна.
Съезд действует не постоянно. И в промежутке нам нужен рабочий исполнительный орган.Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.Сначала их было два. Еще до III съездов Советов они, сформированные на соответствующих съездах, объединились.
По Конституции – формируется Съездом Советов. Состав ВЦИКа должен отражать пропорции, представленные на съезде. Маленький съезд в социальной пропорции съезда. Каждый съезд формирует свой ВЦИК до очередного съезда. Время действия – до очередного съезда.
Изначально – громоздкий. До 300 человек. И только IV Съезд подсократил до 200 человек, но это тоже немало. Помимо пленарного заседания есть узкий состав.
Есть отделы и комитеты в структуре ВЦИКа. Эти отделы и комитеты долгое время будут работать параллельно с министерствами-наркоматами. Двойная система управления. Параллелизм в работе. Аппарат министерств был создан до революции, а это – аппарат Советского управления.
Важно, что ПОКА работают паралелльно с наркоматами.
Президиум ВЦИК. Судя по Конституции, его компетенция четко не определена. Только «решает разногласия между народным комиссаром и его комиссариатом». Третейский эдакий судья. Согласительная процедура.
Чуть дальше компетенция ВЦИКа расширится.
Компетенция ВЦИКа. Как и съезд, ВЦИК имеет неограниченную власть, ссылаясь на ту же конституцию. Ст.49 перечисляет пределы ведения Съезда и ВЦИКа, а ст. 50 говорит «…и любой другой вопрос». Хотя, конечно, съезд имеет исключительные полномочия:
· Внесение изменений в Конституцию
· Международные соглашения и т.д.
Но это как раз не принципиально. Важно именно то, что компетенция и того и другого не ограничена по сути.
Совет Народных Комиссаров. Мы имеем в виду, что совнарком работает параллельно со ВЦИКом (У ВЦИКа есть отраслевые отделы). Изначально СНК и ВЦИК рассматриваются как единое рабоче-крестьянское правительство. Если рассмотреть декреты советской власти, что после декретов съездов идут декреты совместно СНК и ВЦИК. Не как две палаты одного органа, а как единое целое. Формально все подготовленные СНК декреты должны утверждаться ВЦИКом. Законом заложено подчинение. Однако есть примеры, говорящие о самостоятельном законотворческой деятельности СНК. Пример – Декрет о суде №1. Более того, в развитие этого декрета 19 декабря 1917 г. ВЦИК принимает инструкцию «О Революционных трибуналах». Если иметь схему разделения властей – это не уложишь. Большевики власть не делят - кому удобнее, тот и издаёт. Кто чаще собирается, кто оперативнее действует. В этом отношении к числу законодательных мы относим не только съезд и ВЦИК, но и СНК.
Состав СНК утверждается ВЦИКом. Судя по названию, в СНК входят народные комиссары. Этот термин не советский и не большевистский. Они были ещё с Екатерины. Комиссия – «поручение». Комиссар – уполномоченный, тот, кому поручили. А вообще тут еще попахивает Французской революцией. Комиссары – главы отдельных наркоматов и входят в СовНарКом. Хотя СовНарКом - квази-преемник бывшего правительства, но он наделён полномочиями, которыми при царе не обладал, - законодательными. Отсюда – разговор о форме правления. Та республика, которая установилась в Советской России – не парламентская и не президентская и даже не суперпрезидентская. Это - Советская республика. Специфика её в том, что на высшем уровне нет разделения властей, и более того, каждый орган является органом государственной власти. И даже местные органы – это органы государственной власти.
СНК изначально был временным. После разгона УС временным он быть перестал.
Партийный состав. Ленину хотелось коалиционное правительство, чтобы в него вошли не только большевики. Большевики – партия пролетарская. А пролетариат – это часть «трудящихся» – 20%. Остальные – крестьяне, чья партия – эсеры. Ленин уговаривал Спиридонову – по сути, главу партии эсеров. Сначала они поупирались, но, поняв, что иначе с ними считаться никто не будет, к декабрю некоторые партии получили места в СНК. Нарком Юстиции, Нарком земледелия, Нарком государственных имуществ, Нарком почты и телеграфа – эсеровские. Ключевые посты отдали эсерам.
Но они были не согласны с Брестским миром. Эсеры ушли из-за несогласия с внешнеполитическим вопросом, таким образом выведя себя из рамок политической игры, и больше там не появлялись – «большевик каждый день».
Местные органы
Ещё до октябрьской революции помимо органов местного управления – комиссаров Временного Правительства и традиционных органов управления земств и городских - были постепенно образованы советы.
Виды местных советских органов:
- В поселениях, городских и сельских, формируются советы (горсоветы и сельсоветы).
- Съезды советов, организуемые в административно-территориальных единицах – волостях, уездах, губерниях и т.д.
- Формируется и советами, и съездами, и называется Исполнительный комитет.
Формирование. Советы поселений – прямые выборы, собрали село, они избрали сельсовет. Горсовет – иначе. Если город большой, многоступенчатые, но так или иначе это выборы. Исполкомы – советами и съездами.
Компетенция. Ещё раз – лозунг: «Вся власть – советам». Померший товарищ (Ельцин) в другое время и по другому поводу сказал: «Берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Все признаки государства можно найти в местных советских органах. Вот и признаки первой советской власти. Законодательное регулирование случилось в ноябре 1917 года, когда за разработкой двух наркоматов – НКВД и Наркомат по делам местного самоуправления, - вышло два документа:
- «Обращение к советам»
- Инструкция «О правах и обязанностях местных советов».
Из этих и некоторых других документов можно сделать вывод о полновластии местных властей.
Государство имеет некую территорию, на которую распространяется власть. Кто устанавливает границы данной территории? Сейчас этим занимается федеральный центр. Уже в январе 1918 года мы читаем в одном из декретов, что споры о границах соседних административно-территориальных единиц решаются комиссией из представителей этих самых территориальных единиц. Комиссия на паритетных началах.
Далее. Мы считаем, что государство издаёт законы. Здесь же у нас – декреты центральной власти рассматриваются в это время, как рекомендации. Появилась масса интересных декретов – например, появились собственные редакции декрета о земле. В отдельных деревнях принимались собственные уголовные уложения, где создавались самые дикие нормы. К примеру, женщину до революции за убийство мужа наказывали окапыванием, и эту норму восстановили в одной из деревень Владимирской губернии. Также в некоторых местах установили смертную казнь за воровство и таким образом забили до смерти пару воров.
Но, пожалуй, самым хлёстким примером является то, что кое-где советы, в которых скорее всего обитали странные анархисты, издали декреты «О социализации женщин».
Так или иначе, местные власти взяли столько суверенитета, сколько смогли переварить, в частности, в издании законов.
Финансы
О контрибуциях мы помним. В 1918 году было прямо сказано «Вы сначала используйте свои источники, а потом обращайтесь к нам». Сперва местным органам дали свободу в «ограблении» местных буржуев. Если деньги кончались, обращались к центру.
Судебная система
Местные суды избирались местными советскими органами. Это плохо, ибо нельзя было подать иск на местную администрацию. Какой же будет решения суда, интересно? Юстиция должна подчиняться вертикали, или вообще никому, но уж никак не местным советам.
Собственные вооруженные силы. Армию демобилизовали, а новую формируем по территориально-производственному принципу – «из цирка выходят патрулировать улицы на лощадях». Подчиняются «народные армии» местным советам. Саратовская народная армия, Нижегородская народная армия и прочие.
Внешняя политика.
Решение пограничных вопросов центральная власть также передала местным советам. Организация консульств, решение пограничных споров – им же. Таким образом, в Туркестанском совнаркоме появился наркомат иностранных дел.
Плоды пожинаем теперь. До сих пор иногда конституции субъектов в соответствие с Конституцией РФ не приведены. До сих пор слишком полна власть на местах. Не переваривают собственный суверенитет.
Большевики через пару-тройку месяцев поняли, что такое полновластие сыграет с ними злую шутку: функции управления не могут реализовываться, потому что местные власти тормозят. Самый яркий пример - СНК Московской Области. Конфликт СНК РСФСР и СНК Московской Области – последние стали выпускать свои деньги (!). Большевики возмутились и разогнали последних. В итоге – в Конституции 1918 года компетенцию местных советов довольно сузили. Примерно – подогнали к тому, что было в земствах и уездах при царе - «вопросы чисто местного значения».
Структура. Несложная. Съезд структуры не имеет, в Совете могут образовываться отделы, и такие же отделы могут быть в исполкомах. Для связи достаточно вспомнить отделы при ВЦИКе (крестьянские, промышленные, юридические, внутренних дел и т.п.). Кстати, в Инструкции ноября 1917 года прописывался минимальный состав исполкомов местных советов. Там говорилось о минимуме в отделах. Дальше – как решат на местах.
Местные советы, невзирая на сокращение полномочий, всё равно являются государственными органами. Сейчас уровень государства заканчивается на субъектах, а ниже - самоуправление. Однако, ещё одна черта советской республики – государство идёт до самого низа. Сельсоветы – это органы государственной власти. Сейчас собственность делится на государственную и муниципальную. Это связано с делением на органы государства и местного самоуправления. Тогда же не делили, и собственность была государственная, за хищение которого наказание было вплоть до расстрела.
Органы юстиции, правопорядка
Здесь интересны декреты о суде - №1 (ноябрь 1917) и №2 (март 1918).
Ничего нового взамен упраздненного образовано не было. Советская власть упразднила мировые и общие суды, и по сути создала их же. Правда, с другой начинкой.
Декрет № 1 декларировал создание так называемых местных советских судов. Подведомственность местных судов определялась, как до Революции – «иски до…» и «уголовные дела с наказанием до...» - относительно незначительные гражданские и уголовные дела. Компетенция менялась. Изначально – до 3к рублей, впоследствии – 10к (инфляция). Уголовные дела – до 5 лет лишения свободы.
Состав. Прежний мировой судья действовал в одиночку, был и органом дознания, и судил. Теперь судья – дознаватель, но судит – с двумя народными заседателями. Это пошло от чрезвычайных революционных судов, созданных в Петрограде с февраля до октября 1917 года – мировой судья и двое выборных депутатов. В отличие от судьи, которого местные советы избирают (срок пока не определен), то заседатели работают не весь срок избрания, на пару-тройку недель в году посылают в суд.
Постоянные (выборные местными советами на срок, пока не определен) и переменные судьи (отрывают от работы на пару недель в году и посылают на дежурство в народный суд. Обжаловать решения местных советских судов можно на съезде советских судей (был съезд мировых судей ранее).
Дела свыше 5 лет или 10 тысяч – декрет о суде №2 декларировал создание окружных судов. Состав – 3 судьи, что не поменялось. Кстати, судьи также избирались местными советами, но реально, конечно, назначались исполкомами, как правило, губернского уровня.
Их решение обжаловалось в областные суды (раньше не было).
Высшая инстанция – Верховный судебный контроль.
Вторая и третья инстанция (областные суды и Верховный судебный контроль) реально образованы не были. Даже окружные почти нигде не образовывались, поэтому всю нагрузку приняли местные советские суды, которые в жизни рассматривали и более сложные дела.
Это были суды, так скажем, «общей юрисдикции». Но у нас ведь Революция. А где есть Революция, там есть мятежники и контрреволюционеры.
Трибуналы. Трибуналы были заложены ещё Декретом №1, а ВЦИК 19 декабря 1917 года издал инструкцию «Революционным трибуналам». Компетенция – контрреволюционные преступления - те, которые вредят интересам революции. Тут и саботаж чиновников, и контрреволюционный мятеж, и даже если увольнение работника с оборонного предприятия будет сочтено подобного рода преступлением, ослабляющим Советскую Республику, туда передадут. Таким образом, это не обычные уголовные преступления, а именно контрреволюционной направленности.
Можно убить, но с разной мотивировкой. Вот, к примеру, товарищ Войков, злодейски убиенный в Польше. Его убил гимназистик, монархист, узнавший, что Войков участвовал в убийстве царской семьи, у посольства. Это не просто убийство, а контрреволюционное. И вот эту мотивировку нужно было обязательно установить, если, конечно, дело передавалось в трибуналы.
Состав трибуналов – та же тройка. Что любопытно, именно про трибуналы было сказано – «Судьи трибуналов не связаны нормами материального права». Представим, что мы судим профессора Преображенского, превращавшего пса Шарика в Полиграфа Полиграфовича и обратно. Если дело довести до суда, а тут нет ничего невозможного, то мы можем установить настоящий теракт, т.к. это не убийство, а как бы убийство ответственного сотрудника НКВД. Трибунал решил бы это спокойно, ибо иначе превращение в собаку не призналось бы преступлением. Перед нами чрезвычайные суды с чрезвычайным характером полномочий. И даже наказание могут придумать по собственному усмотрению.
Появляются и специализированные трибуналы по отдельным категориям дел. В январе 1918 года образуется трибунал по делам печати. Это против антисоветских газетёнок. Это такая специфическая цензура. Как и цензор, трибунал назначает самые разные санкции именно цензурного характера.
Вот дело попало в суд. А кто вёл дело до местного суда? Сам народный судья (мог вести дознание с помощью милиции). Если дело попадало в окружной суд, то должна была образована должность народного следователя. По делам, подсудным трибуналам, была своя система органов.
7 декабря была образована новая структура – Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности – саботажем (ВЧК). Компетенция в названии заложена.
Структура – три отдела:
- Информационный. Еще от ВРК функции разведки перешли к чекистам.
- Организационный – учет кадров, личные дела и т.д.
- Отдел борьбы. Понятно из названия с чем.
В 1918 году отделы эти постепенно разделяются и вместо Отдела борьбы появляются три отдела:
- По борьбе с контрреволюцией
- По борьбе со спекуляцией
- По борьбе с саботажем
Появляются другие отделы. Помимо ВЧК, которое сидит в Питере, появляются местные чрезвычайки. Отсюда требуется их координировать. Так появляется и новый отдел – иногородний.
Еще одно важное подразделение, без которого правоохранительный орган не правоохранительный. Это военизированная команда – боевой отряд ВЧК. Московский боевой отряд скомпрометировал довольно быстро – укрыл у себя террористов, взорвавших немецкого посла Мирбаха и позже арестовал чуть ли не Дзержинского.
После того, как мятеж подавили (спасибо латышам, а то так эсеры с боевым отрядом ВЧК чуть ли не окружили съезд Советов), войска были преобразованы и появились ВНУС – Войска Внутренней Службы. В эпоху гражданской войны – новая смена названия – ВОХР – Войска Внутренней Охраны. Но всё-таки войска.
Есть местные чрезвычайные органы – изначально это уездные и губернские ЧК. Есть территориальное деление, уезды и губернии у нас есть
Компетенция.
- Основная функция ЧК – агентурная работа. Выявление спекуляций. Есть даже такая должность – разведчик ВЧК – выявляет излишки, где ошиваются спекулянты.
- Вторая – следствие, до трибунала. Очень скоро чекисты сами будут расправляться. Первая ласточка пролетит 21 февраля 1918 года, когда выйдет воззвание – «Социалистическое отечество в опасности!» – и там говорится, что спекулянтов, громил можно расстреливать на месте без суда и следствия. Это по сути не мера наказания, а мера пресечения. Таким образом, можно говорить про зарождение внесудебных полномочий ВЧК.
- Административные санкции. Саботажников ВЧК:
· Лишает продуктовых карточек.
· Публикация списков врагов народа. «Список врагов народа, проживающих в нашем доме». Враги народа – из великой французской буржуазной революции.
Ровно до начала террора – полномочия – всё. Там полномочия будут посерьезнее.
Милиция
Советская власть восприняла название с чуть-чуть дооктябрьских времён. Суть дела в том, что милиция исконно (с Римской армии, где были разной степени обученные солдаты) – вооруженный народ (в плане военной службы ничего не может). Попасть в милицию могут только трудящиеся, то есть набор – классовый.
Пока никаких специализированных милицейских органов в России нет. Роль милиции исполняет Красная Гвардия – одновременно и армия, и охрана. Конечно, в отдельных точках России создаются и специальные милицейские органы (к примеру, в Москве – комиссары милиции – по гражданской части, по уголовной части), но в начале милиция как общероссийский орган отсутствует.
Проблема. Керенский прежде, чем бежать, провёл амнистию, но, будучи юристом, не додумал, что нельзя амнистировать всех. Под горячую руку выпустил таких отпетых бандитов, что большевики их ох как долго ловили – «птенцы Керенского вылетели из гнезда». Никогда ни товарищ Сталин, ни прочие, не выпускали из колоний особо опасных бандитов (в 1945 году будут выпускать только тех, кого посадили на менее, чем трёхлетний срок – мелочёвка, не бандиты)
15 января 1918 – первый декрет, посвященный созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
Принципы формирования:
- Добровольность
- С 18 лет
- Трудящиеся only, классовый принцип.
Льготы красногвардейцам и их семьям огромные. Пайки, не налагают контрибуции, не уплотняют жилище, как Филиппу Филипповичу Преображенскому и т.п.
Начинается, однако, проблема нехватки кадров. К тому же немцы наступают на Украине, уже Украина потеряна, уже Брестский мир подписан и уже немцы целятся на центральную Россию. И вот тогда приходится перейти к прежнему принципу – принудительные наборы. Апрель-май – пакет декретов – вводится всеобщая воинская повинность с сохранением классового принципа. Срок службы пока не определён. В гражданскую войну никого не могут демобилизовать. Время подойдет, и будут набирать и из запаса. Возраста призыва – от 18 до 40 лет.
Центральное управление. Один из первых наркоматов – Народный Комиссар по Военным и Морским делам – нарком военмор – долго не существовал. В начале 1918 года делится на два по названию – один по военным, другой по морским делам.
От старого режима осталось много главных управлений (главков), которые не были упразднены. Например, главное управление снабжения, артиллерии, боеприпасов и т.п. Различные штабы – например, Всероссийский Главный Штаб, полевой штаб. Был образован новый орган – военно-законодательный совет – разработать новое военное законодательство. И скоро пачками пойдут новые военные уставы.
Местные власти – ликвидация военно-окружной системы. Милютинская реформа 1860-70-х впервые ввела военные округа, удобные для мобилизации. Советская власть это убрала. Почему? Введён территориально-производственный приступ. Управляются конкретным предприятием, при котором создаётся гвардия. Окружного управления не надо. Впрочем уже к апрелю 1918 года, однако, это деление восстанавливается.
Из новых органов к апрелю 1918 года создаются военные комиссариаты – военкоматы (и сейчас существуют). Во главе – военные комиссары. Впервые делается попытка централизации военной силы. Немцы-то по-прежнему прут. Тем не менее, руководство местными армейскими подразделениями сохранили за военными комиссариатами.