Тоталитаризм как феномен xx века
XX век ознаменовался возникновением в большинстве стран второго эшелона модернизации нового типа политических режимов, получивших название тоталитарных.
В этих странах (к ним принадлежали Германия, Россия, Италия), роль государства была выше, чем в Великобритании и США, считающихся родиной либеральной демократии. Так, в 1913 г. в США государство перераспределяло лишь 9% ВНП, в то время как в Германии — 18%, то есть вдвое больше. При обострении социальных и экономических проблем вполне естественным было искать их решения в еще большем расширении регулирующих функций государства. В конечном счете возникала тенденция к установлению всеобъемлющего (тотального) контроля государства над сферой производства, распределения и обмена, духовной жизнью общества, поведением граждан. Подобное расширение функций государства было бы в принципе невозможно без изменения его природы, установления нового типа отношений между государством и обществом.
Идеологические и политические основы тоталитаризма. Предпосылкой установления тоталитарного политического режима выступало принятие если не всем обществом, то значительной его частью единой системы ценностей, идеологии, политической программы, требующей для своей реализации особой роли государства.
Тоталитарные идеологии первой половины XX века не были связаны с религиозными идеями, хотя в историческом плане им предшествовал именно религиозный фанатизм. Многие черты тоталитаризма проявлялись во Флоренции времен правления монаха Савонаролы (1494—1497), пытавшегося внедрить добродетель принудительными мерами. В годы правления Ж. Кальвина в Женеве (1541—1564) государственному регулированию подвергались нравы, верования, развлечения граждан, которым строго предписывалось, какое в каких случаях у них должно быть выражение лица. Клерикально-тоталитарным принято считать и государство иезуитов, существовавшее в Парагвае в XVII—XVIII веках.
Тоталитарные эксперименты прошлого были ограничены по масштабу и по характеру целей. Лишь в XX веке в условиях существования массовых политических партий, использующих средства массовой информации для популяризации своих идей, тоталитаризм проявил себя как особый исторический феномен.
Характерной чертой тоталитарной идеологии является ее претензия на абсолютную истинность, на выражение неких высших интересов (нации, передового класса и т.д.). Будучи адресована широким слоям населения, способным обеспечить массовую опору тоталитарному режиму, данная идеология приобретает популистский характер. Она апеллирует больше к инстинктам масс (национальной неприязни, классовой нетерпимости), чем к разуму и рассудку. Носителем такой идеологии выступает тоталитарная политическая партия или движение. Такая партия в тактических целях способна идти на компромиссы, но чаще всего она рассматривает все остальные политические силы как врагов, рано или поздно подлежащих уничтожению.
Тоталитарная партия долгое время может быть малозаметной, опираться на маргинальные слои общества (разочарованных во всем интеллектуалов, люмпен-пролетарские, уголовные элементы). Однако в ситуации кризиса при резком падении доверия населения к институтам власти, традиционным политическим партиям и их лидерам тоталитарная партия, как носитель альтернативы, оказывается способной обеспечить себе массовую опору.
Особенности тоталитарных режимов. Приход к власти путем выборов или переворота тоталитарной партии знаменует поворот к установлению тоталитарного режима. Он может именовать себя как угодно (социалистической демократией, корпоративным государством, формально оставаться монархией или республикой), в данном случае название определяет форму, но не сущность режима, которая характеризуется следующим.
Во-первых, государство становится инструментом господства тоталитарной партии. Структуры партии и государства сливаются воедино. Численность государственного аппарата возрастает за счет партийных функционеров, из рядовых членов партии формируется механизм контроля за повседневной жизнью граждан. Идеология тоталитарной партии становится государственной, насаждается в обществе с помощью контроля над средствами массовой информации, жесткой цензуры. Правовые нормы корректируются с учетом текущих политических и идеологических задач. Новые лидеры рассматривают право как инструмент достижения своих целей. Свои действия они оправдывают политической целесообразностью, ссылками на «революционную мораль», которые ставятся выше закона.
Во-вторых, всякая политическая оппозиция уничтожается. Общественные организации, иные структуры гражданского общества либо распускаются, либо ставятся под контроль государства, становятся инструментом достижения поставленных тоталитарными лидерами целей. Общество рассматривается как монолитное образование, определяемое как «народ», «нация». Любые выражения несогласия с политикой и идеологией режима квалифицируются как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания.
В-третьих, основные ресурсы, материальные, человеческие, интеллектуальные, направляются на достижение одной главной цели, считающейся высшей ценностью. Характер этой цели определяется идеологией. Сама она является, как правило, достаточно абстрактной, но в то же время простой и понятной. Это цель восстановления величия нации или освобождения всех угнетенных и т.д.
В-четвертых, роль личности в условиях тоталитаризма не сводится к соблюдению определенных правил поведения, повиновению режиму. От человека требуется постоянное служение высшей цели, вплоть до готовности к самопожертвованию во имя ее достижения. С помощью системы образования, воспитания, в том числе и средствами искусства, пропаганды человека с рождения и до смерти убеждают в правильности господствующей идеологии, необходимости воспринимать всех, кто ее не воспринимает, в качестве врагов. Именно их происками объясняются трудности на пути достижения поставленной цели. Тем самым энергия общества, людей направляется на борьбу с «врагами» — внешними и внутренними, имитируется политическая активность, на деле сводящаяся к свободе выражения поддержки правящей партии.
В-пятых, особая роль в тоталитарных режимах отводится лидерам. Поскольку считается, что в обществе существует лишь одна верная идеология, имеющая одного носителя (партию), ее лидер неизбежно обожествляется, становится воплощением высшей идеи, символом нации, прогресса. Поклонение вождям, власти вообще, убежденность в их непогрешимости насаждаются с использованием всех возможностей средств массовой информации.
Сила и слабость тоталитаризма. Тоталитарные режимы имеют свои сильные и слабые стороны.
Тоталитарная идеология, распространяясь в обществе, способна увлечь многих людей перспективой выполнения «великой миссии». За счет этого обеспечиваются недостижимые ни при каком другом режиме единомыслие и энтузиазм масс, удается экономить ресурсы на оплате рабочей силы, побуждать интеллектуалов работать с максимально высокой отдачей. В сочетании с использованием принудительного труда жертв репрессий для неквалифицированной работы в целом обеспечивается высокая эффективность экономики. Другим источником силы тоталитарных режимов была их способность концентрировать все ресурсы общества (нередко весьма ограниченные) и централизованно направлять их на реализацию крупномасштабных проектов. Контроль над распределением ресурсов позволял создавать дополнительные рабочие места, вводить уравнительное распределение, что отчасти решало проблемы безработицы, отсутствия средств к существованию у беднейших слоев общества.
В то же время принятие решений о стратегии развития одним «центром власти» без какого-либо обсуждения повышало вероятность ошибок, нерационального расходования ресурсов. Централизованное управление при больших масштабах экономики рано или поздно теряло эффективность. Ведомственные, местные интересы при невозможности их политического выражения реализовывались в форме бюрократической интриги, подспудной борьбы за большую «долю пирога» в распределяемых ресурсах, за влияние. Рост управленческого аппарата не способствовал повышению эффективности и динамизма его деятельности. Возникающие неучтенные «излишки» ресурсов и продукции становились базой развития теневой экономики, черного рынка. Политика контроля над ценами, товарооборотом порождала стремление к изоляции от мирового рынка, к развитию с опорой на собственные силы (хозяйственной автаркии). Это ограничивало возможности использования преимуществ участия в международном разделении труда, привлечения иностранного капитала.
Самым уязвимым звеном тоталитарных режимов была их зависимость от идеологии, выступавшей их основной опорой. Падение влияния идеологии, утрата надежд на достижение поставленных целей, борьба за власть в правящей элите рано или поздно лишают тоталитарный режим главной основы — веры масс в непогрешимость его лидеров. Эта вера, благодаря косметическим мерам, может возрождаться, какое-то время режим способен существовать по инерции, репрессиями искореняя инакомыслие. Однако с эрозией тоталитарной идеологии в обществе растет число сторонников альтернативных идей и ценностей, в частности либерально-демократических. Постепенно общественное мнение обретает свободу от влияния тоталитарных средств массовой информации. В обществе формируются альтернативные модели поведения, отличающиеся от предписанных правящей партией. Это ведет к кризису тоталитарного режима, его постепенной эрозии.
Разумеется, пути установления и падения тоталитарных режимов XX века были различны. В каждой из стран второго эшелона модернизации, где они сложились, тоталитаризм имел наряду с общими свои особые, уникальные, неповторимые черты.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из работы Б. Муссолини «Доктрина фашизма» (1932 г.):
«Фашизм видит в мире не только поверхностные, материальные аспекты, в которых человек проявляет себя как индивид, опирающийся на самого себя, сосредоточенный на самом себе, подчиняющийся естественному закону, инстинктивно влекущему его к жизни в недолгом, эгоистическом удовольствии; он видит не только индивида, но и нацию и страну; индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями, миссия которого — подавить инстинкт к жизни, замкнутой в узком кругу удовольствий, построить высшую жизнь, основанную на долге, свободную от ограничений времени и пространства, в котором индивид через самопожертвование, отказ от частных интересов и даже через смерть может достичь того идеального духовного существования, в котором состоит его ценность как человека <...> Антииндивидуалистическая фашистская концепция жизни подчеркивает значение Государства и принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами Государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как исторической сущности. Она противостоит классическому либерализму, возникшему как реакция на абсолютизм и исчерпавшему свою историческую функцию, когда Государство стало выразителем совести и воли народа. Либерализм отрицал Государство во имя индивида; фашизм подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида. И если свобода должна быть атрибутом живущего человека, а не абстрактной функцией, выдуманной индивидуалистическим либерализмом, то фашизм выступает за свободу, за единственную свободу, имеющую ценность, — свободу Государства и индивида в Государстве. Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен, и фашистское Государство — синтез и объединение, включающее в себя все ценности, — объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа. Вне Государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов). Поэтому фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри Государства, сливающего классы в единую экономическую и этническую реальность, и который не видит в истории ничего, кроме классовой борьбы. Фашизм противоположен и тред-юнионизму, как классовому оружию. Но, будучи вовлеченным в орбиту государства, фашизм видит реальные потребности, которые дали начало социализму и тред-юнионизму и которые заняли должное место в объединенной или корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве Государства».
Из работы X. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»:
«Величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной спонтанной инициативы государственной властью, а значит уничтожение исторической самодеятельности общества, которое в конечном счете поддерживает, питает и движет судьбы человечества. Массы знают, что когда им что-либо не понравится или чего-нибудь сильно захочется, они могут достигнуть всего без усилий и сомнений, без борьбы и риска; им достаточно нажать кнопку, и чудодейственная машина государства тотчас сделает все, что нужно. Эта легкая возможность всегда представляет для масс сильное искушение <...> Человек массы действительно верит, что он — государство, и все больше стремится под всякими предлогами пустить государственную машину в ход, чтобы подавлять творческое меньшинство, которое ему мешает всюду, во всех областях жизни — в политике, в науке, в индустрии.
Это стремление кончится плохо. Творческие стремления общества будут все больше подавляться вмешательством государства; новые семена не смогут приносить плодов. Общество будет принуждено жить для государства, человек — для правительственной машины. И так как само государство в конце концов только машина, существование и поддержание которой зависит от живой силы машиниста, то, высосав все соки из общества, обескровленное, оно само умрет смертью ржавой машины, более отвратительной, чем смерть живого существа».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какова сущность всех тоталитарных режимов? Что представляет собой идеология, на которой они основывались?
2. Объясните, как вы понимаете смысл названия текста «Тоталитаризм как феномен XX века». Каким образом его возникновение связано с уровнем индустриального развития стран?
3. Сравните основные черты тоталитарного политического режима с принципами функционирования либерально-демократических государств. В чем сила и слабость тех и других политических режимов?
4. Ознакомьтесь с текстом приложений. Перескажите своими словами аргументы «за» и «против» тоталитаризма. Как вы считаете, почему в 1920-е гг. многие европейцы не прислушивались к предостережениям об опасности фашистского тоталитаризма?