Крещение и Миропомазание
Сущность Таинства Крещения.
Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства.
Прообразом новозаветного Крещения было Иоанново «крещение покаяния для оставления грехов», совершенное им в водах Иордана. Вода – один из древнейших религиозных символов. В Библии вода символизирует жизни, благодать Божью, духовную и нравственную чистоту человека.
Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
В первоначальной Церкви Крещение совершалось через погружение в воду, причем в самую раннюю эпоху крестили в «воде живой», то есть в проточной, речной, а не стоячей, озерной. Однако довольно рано при храмах стали строить баптистерии со специальным бассейном (купелью), в который погружали крещаемых. Практика обливания и окропления более поздняя. Впрочем, и в древней Церкви допускалось Крещение через обливание в исключительных обстоятельствах, например в случае болезни крещаемого.
В эпоху Константина (IV в.) было принято крестить по преимуществу взрослых, так как придавалось большое значение сознательному принятию таинства.
Впрочем, практика крещения младенцев является не менее древней – апостолы крестили целые семейства, в которых, несомненно, должны были быть и дети.
Что же касается веры как главного условия действенности таинства («кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет», то в случае Крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники (родители), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным.
Младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.
В древней Церкви Крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности желающих креститься, а лишь по большим праздникам, в особенности на Пасху.
Крещению предшествовали долгие месяцы (иногда и годы) оглашения, когда готовящиеся к таинству приходили в храм и слушали беседы епископа или священника, раскрывавших им смысл христианской жизни. Оглашенные, то есть готовящиеся к Крещению, составляли особый класс в древней Церкви – им разрешалось присутствовать на богослужениях, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди они должны были уходить.
Огласительные беседы заканчивались на Страстной седмице. В Великую Пятницу, как правило, совершалось отречение от сатаны и исповедание веры («договор с Христом», по выражению святителя Иоанна Златоуста), а в Великую Субботу после вечерней Литургии происходило само Крещение. До сих пор пасхальное богослужение Православной Церкви несет на себе следы первоначальной зависимости от чинопоследования Крещения: ночной крестный ход вокруг храма когда-то был шествием новокрещеных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи, в церковь, где их встречало ликующее «Христос воскресе!»
Таинство Крещения совершается однажды в жизни. В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.
Сущность Таинства Миропомазания. Вещество таинства.
Миропомазание – таинство, при котором через помазание священным миром сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.
Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы.
Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.
Миро(греч. – благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол.
В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64-х элементов: елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.
Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар.
Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает.
Условия совершения Таинства Крещения.
В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви.
Но Таинство Крещения – единственное из семи Таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:
1) быть верующим христианином;
2) правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»;
3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии.
Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.
Если Крещение было совершено неправильно, то есть не были соблюдены вышеприведенные условия, священник должен совершить Таинства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию.
Если не известно, был ли человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения – неповторяемо. Если вдруг это окажется вторым Крещением, то неведение крещенного не вменится ему в вину.
Порядок священнодействий при совершении чина оглашения.
Порядок священнодействий при совершении Таинства Крещения.
Освящение воды и елея при совершении Таинства Крещения.
В какой последовательности, с произнесением каких молитв и какие части тела помазываются елеем и святым миром.
Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)
Подготовка взрослых ко Крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш...») и «Богородице Дево, радуйся...». Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.
Приготовление к совершению Таинства в храме сопровождается особыми молитвами, открывающими чин оглашения. Но перед чтением этих молитв священник совершает еще ряд действий:
«Разрешает (развязывает) священник пояс хотящаго просветитися (креститься), и совлачает (раздевает) и отрешает (освобождает от одежды) его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле (вниз), и дует на лице его трижды, и знáменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его...».
Троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Как при создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его, священник трижды дует на лицо крещаемого. После этого священник трижды благословляет крещаемого и, возложив руку на его главу, начинает чтение молитв. Рука священнослужителя в этот момент символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе – является символом защиты, прибежища и благословения.
Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны. Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять. Кроме того, из крестильни должны быть удалены все посторонние люди, не принимающие непосредственного участия в совершении Таинства Крещения.
Новокрещенный человек станет в этот день полноправным членом Церкви Христовой и сможет приступить ко второму, важнейшему из Таинств – Причащению.
Молитвы запрещения злых духов
По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы. Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде.
Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это – свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил.
Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере» (Св. Кирилл Иерусалимский. «Огласительное поучение»).
Отречение от сатаны
После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях.
Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение «превращает рабство в свободу... возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим...».
Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику.
Священник спрашивает:
«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех áггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?»
И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся».
Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку.
И далее – вопрошает священник крещаемого:
«Отреклся ли еси сатаны?»
И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его:
«Отрекóхся».
Таже глаголет священник:
«И дуни, и плюни на него».
После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры.., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого.
Исповедание верности («сочетание») Христу
После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему.
Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу.
И глаголет (говорит) ему священник:
«Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?»
И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:
«Сочетаваюся».
И затем – паки глаголет ему священник:
«Сочетался ли еси Христу?»
И отвещает:
«Сочетахся».
И паки глаголет:
«И веруеши ли Ему?»
И глаголет:
«Верую Ему, яко Царю и Богу».
Это очень серьезное решение – потому что оно навсегда. Дальше – только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
Исповедание Символа веры
Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно – о Боге Сыне, в восьмом – о Боге Духе Святом, в девятом – о Церкви, в десятом – о Крещении, в одиннадцатом – о воскресении мертвых, в двенадцатом – о вечной жизни.
По окончании чтения Символа веры священник говорит крещаемому:
«Сочетался ли еси Христу?»
И отвещает (говорит крещаемый):
«Сочетáхся».
И паки глаголет (священник повторяет):
«И веруеши ли Ему?»
И глаголет (говорит крещаемый):
«Верую Ему, яко Царю и Богу».
Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого «Сочетáхся» говорит следующее:
«И поклонися Ему».
После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом:
«Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.
Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства.
Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения, где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры, молитва на освящение воды всегда должна сохраняться.
Восприемникам даются в руки свечи.
Первый возглас чинопоследования Крещения: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» – начинает в настоящее время только три важнейших вида богослужения – Таинство Крещения, Евхаристии и Таинство Брака. Далее священником произносится Великая ектенья с добавленными к ней прошениями на освящение воды.
По окончании всех молитвословий на освящение воды священник знаменует (крестит) воду трижды, погружая персты в воду, и, дунув на ню (нее), глаголет:
«Да сокрушатся под знáмением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» (трижды).
Этим заканчивается освящение воды.