Практическое занятие № 7. Эволюция античной любовной лирики: от Сапфо до Овидия

1. Древнегреческая лирика: происхождение и жанровая структура. Место любовной лирики в древнегреческой поэзии. Любовная тема в монодической мелике: ее генезис (эпиталамии) и своеобразие.

2. Любовная лирика Сапфо:

– биография поэтессы: мифы и реальность

– любовные стихотворения и эпиталамии Сапфо: концепция любви, адресат, лирический герой, способы выражения любовного чувства, художественно-изобразительные средства, жанровое своеобразие

– анализ стихотворений «Богу равным кажется мне по счастью…», «К Афродите», «Нет, она не вернулась…»

3. Любовь как наслаждение: поэзия Анакреонта и ее традиции в европейской литературе Нового времени. Анализ 2-3 стихотворений по выбору.

4. Любовная лирика в Древнем Риме: традиции и новаторство. Поэзия неотериков и ее роль в развитии любовной лирики. Литературный быт неотериков. Понятия «оциума» и «негоциума». Воспевание праздности и частных интересов как эстетическая позиция

5. Катулл – «открыватель любовного чувства»:

– биография поэта как «срез эпохи». История любви Катулла и Клодии Пульхер как основа любовной лирики

– цикл стихотворений, посвященный Лесбии как лирический дневник: динамика развития чувства (от влюбленности до ненависти) и его оттенки, традиции Сапфо и их переосмысление (сопоставить оригинал и катулловский перевод стихотворения Сапфо «Богу равным…»), лирический герой, адресат (Лесбия), художественные средства и язык, концепция любви (любовь как страдание). Анализ 2-3 стихотворений

6. Любовная элегия в древнем Риме: творчество Тибулла и Проперция. Традиции Катулла и канон любовной элегии (композиция, «общие места», пафос и т.п.).

7. Любовь как игра в раннем творчестве Овидия:

– концепция любви в «любовных элегиях» (Amores) Овидия, пародийное переосмысление традиций Катулла, Тибулла и Проперция. Адресат любовной лирики (Коринна), ее ироническое изображение. Лирический герой Овидия – несчастный влюбленный или «античный Дон-Жуан»? Анализ 2-3 стихотворений

– вариации «героической любви» в сборнике «Героиды»: повествование от лица мифологических героинь как авторская маска, ее варианты, преимущества эпистолярной формы

– «Наука любви» как пародия на ученую поэму и учебник начинающего ловеласа: структура поэмы, авторская позиция, концепция любви

Творческое задание:

1. Сделать сопоставительный анализ стихотворений Сапфо «Богу равным кажется мне по счастью…» и Катулла «Тот в моих глазах божеству подобен…» по следующей схеме: Какова тема стихотворений; Каков адресат, опишите его; Каков лирический герой (от лица которого ведется повествование); Как описывается любовное чувство, с помощью каких средств; Каков смысловой итог стихотворений Сапфо и Катулла, в чем разница финалов?

2. Провести сопоставительный анализ стихотворений «На смерть воробья Лесбии» Катулла и «На смерть попугая Коринны» Овидия по следующей схеме : Какова тема стихотворений? Какую роль играет образ птицы в обоих текстах, в чем разница? Как передаются в стихотворениях традиции погребального плача, какими средствами? К кому обращается автор? С какой целью?

В чем принципиальная разница в смысловой нагрузке стихотворений? С помощью каких средств Овидий пародирует стихотворение Катулла?

Тексты:

Стихотворения Сапфо, Анакреонта, Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия (по хрестомтии)

Литература:

Основная:

Боннар, А. Сафо – десятая муза // Боннар, А. Греческая цивилизация. В 3 т. – Р-н-Д: Феникс, 1999. – Т. 1.

Вулих Н. В. Овидий. М., 1996.

Гаспаров, М. Л. Очерк истории европейского стиха / М. Л. Гаспаров. – М., Наука. 1989.

Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1967. Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

Дополнительная:

Гаспаров М. Л. Овидий в изгнании. / Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1982, 189—224.

Гринбаум Н. С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Дуров, В. С. История римской литературы / В. С. Дуров. – СПб., 2000.

Лосев. А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.

Толстой И. И. Сапфо и тематика ее песен // Статьи о фольклоре. – М.–Л., 1966.

Сост. А. С. Полушкин

Наши рекомендации