Федеральная служба РФ по контролю за оборотами наркотиков (ФСКН России)
Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации поконтролю за оборотом наркотиков» было установлено новое наименование службы - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России) и утверждено Положение о ней.
ФСКН России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборотанаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия ихобороту.
Основными задачами ФСКН России являются: 1) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту 2) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и следование преступлений, а также производство по делам o6 административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов ФСКН России; 3) координация деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; 4) участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту; 5) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств и психотропных веществ; 6) осуществление взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков. ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредствен^ но и (или) через входящие в ее систему территориальные органы управления, иные организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на нее задач. Оценивая задачи ФСКН России, отметим комплексный подход к проблемам наркомании. Кроме осуществления традиционных мер борьбы с наркопреступностю (оперативно-розыскная деятельность, следствие и дознание) задачи включают и контроль за деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц, связанной с оборотом наркотиков, и проведение профилактических мер в этой сфере общественных отнрщений. С учетом стоящих задач определены многосторонние полномо-чия ФСКН России. Их можно разделить на несколько основных групп. Информационно-аналитические и нормотворческие: обработка и анализ информации в области незаконного потребления и оборота наркотических средств; ведение единого банка данных, касающихся оборотанаркотических средств и психотропных веществ; подготовка и внесение Президенту РФ и Правительству РФ предложений по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы; разработка и участие в выполнении федеральных целевых программ по реализации мер борьбы с наркоманией. Борьба с преступностью и иными правонарушениями: осуществление оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия поделам, отнесенным к подследственности органов ФСКН России; производство по делам об административных правонарушениях; проведение криминалистических и других экспертных исследований; осуществление профилактических мероприятий по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств. Контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: контроль за оборотомнаркотических средств, в том числе лекарственных наркотических и психотропных средств; согласование порядка отпуска наркотических средств гражданам; контроль за хранением, перевозкой и уничтожением конфискованных или изъятых из оборота наркотиков; представление в суд требований о ликвидации юридических лиц в случаях нарушения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах. Международное сотрудничество: участие в разработке проектов международных договоров и представление интересов Российской Федерации в международных организациях в рамках своей компетенции; направление официальных представителей ФСКН России в иностранные государства. Обеспечение собственной безопасности: защита сотрудников органов ФСКН России и лиц, оказывающих содействие этим органам, их близких и имущества от преступных посягательств; разработка и приобретение специальных технических средств, закупка вооружения; обеспечение соблюдения правил оборота оружия в системе органов ФСКН России; организация шифровальных работ и мер по обеспечению государственной и иной охраняемой законом тайны. Работа с кадрами: Организация подготовки и переподготовки персонала, материально-техническое и фйнанровое обеспечение; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; пенсионное обеспечение. Особо отметим, что к числу полномочий правоохранителей функций ФСКН России отнесены предварительное следствие и дознание по уголовным делам, а также применение норм ответственности за административные правонарушения. Следователи органов ФСКН России ведут предварительное следствие при наличии отягчающих обстоятельств (рецидив, совершение преступления группой, крупный размер), включая дела о преступлениях: контрабанда наркотиков; незаконное хранение, изготовление и переработка наркотиков с целью сбыта; хищение или вымогательство наркотических средств; склонение к потреблению наркотиков; организация либо содержание притонов для потребления наркотиков и некоторые другие. По этим же преступлениям без учета отягчающих обстоятельств проводится дознание оперативными сотрудниками органов наркоконтроля. По ряду уголовных дел о незаконном предпринимательстве: легализации незаконных доходов и некоторым другим преступлениям в сфере экономической деятельности, а также по делам о получении или даче взятки и другим - предварительное следствие ведется следователями органа, выявившего эти преступления. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях руководители органов ФСКН России и их заместители рассматривают дела: о незаконном приобретении или хранении наркотических веществ без цели сбыта (ст. 6.8); непринятии мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, используемых для -изготовления наркотических средств (ст. 10.4) и непринятии мер по уничтожению дикорастущих растений такого рода (ст. 10.5), а также потреблении наркотиков в общественном месте (ст. 20.20). Кроме того, по ряду административных правонарушений сотрудникам органов ФСКН России предоставлено право составлять протоколы с передачей их на рассмотрение уполномоченным органам и должностным лицам. В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федераций по контролюза оборотом наркотиков» ФСКН России возглавляет директор в ранге федерального министра, назначенный на должность Президентом РФ. В ФСКН России введены должности четырех заместителей директора, назначаемых на должность Президентом РФ, и 10 департаментов по основным направлениям деятельности. Общая численность сотрудников центрального аппарата определена в количестве 1400 единиц. Структура ФСКН России включает следующие подразделения: 1) ФСКН России - центральный аппарат; 2) региональные управления по федеральным округам; 3) управления в субъектах РФ; 4) организации и подразделения, обеспечивающие деятельность системы ФСКН России (экспертно-криминалистические, оперативно-технические, материально-технического обеспечения и др.); ФСКН России (центральный аппарат) состоит из следующих департаментов: 5). организационно-региональной деятельности; 6). оперативно-розыскной; 7) межведомственной и информационной; 8) следственного департамента; 9) международно-правовой деятельности; 10) кадрового обеспечения; 11) оперативного обеспечения; 12) специального и криминалистического обеспечения; 13) тылового обеспечения; 14) административного аппарата.
В состав департаментов входят управления с учетом характера его деятельности. Так, в департамент организационно-региональной деятельности Входят семь управлений по числу федеральных округов и организационно-инспекторское управление; в оперативно-розыскной - три управления: по противодействию наркопреступности, подрыву экономических основ наркопреступности, контролю за легальным оборотом наркотиков - и отдел дознаний и административной практики.
Директор ФСКН России: организует работу, руководит на принципах единоначалия деятельностью органов наркоконтроля и несет ответственность за выполнение возложенных на них задач; устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и полномочия других должностных лиц по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСКН России; информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСКН России, и вносит на их рассмотрение проекты нормативных актов и предложений, касающихся совершенствования законодательства по вопросам в установленной сфере деятельности; представляет ФСКН России в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти РФ, а также компетентными органами иностранных государств; создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством РФ территориальные органы, а также подразделения и организации обеспечивающие деятельность органов службы нарконтроля; назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;
присваивает сотрудникам органов ФСКН России специальные звания до полковника полиции включительно и квалификационные разряды государственным служащим системы; вносит на рассмотрение Президента РФ предложения на утверждение членов коллегии и утверждает положение о коллегии ФСКН России;
распоряжается финансовыми средствами, в том числе валютными, выделяемыми из федеральногобюджета на содержание органов ФСКН России, а также осуществляет ряд других полномочий в соответствий законодательством РФ. В ФСКН России образована коллегия из 18 членов, состав которой, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом РФ. Решения коллегии оформляются приказами ФСКН России. При наличии разногласий председатель коллегии реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии могут довести свое мнение до сведения Президента РФ. Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСКН России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами руководителей соответствующих ведомств. Для обеспечения эффективной деятельности органов ФСКН России важнейшее значение имеет организации службы во вновь созданном правоохранительном органе. Правовая основа и порядок службы до принятия федерального закона установлены Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613, утвердившим Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ '(далее - Положение).В соответствии с Положением персонал сотрудников ФСКН России включает следующие категории: 13) сотрудники - проходящие службу в этих органах граждане, которым в установленном порядке присваиваются специальные звания; 14) федеральные государственные служащие - граждане, занимающие должности федеральнойгосударственной службы в соответствии с законодательством РФ; 15) работники органов ФСКН России - граждане, занятые техническим обеспечением функций органов ФСКН России, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством о труде. В соответствии с Положением на службу принимаются граждане в возрасте от 20 до 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и профессиональным качествам, состояниях здоровья выполнять возложенные на них обязанности. К числу ограничений при приеме и прохождении службы относятся: наличие судимости или привлечение к уголовной ответственности; отказ от прохождения процедуры проверки, в том числе и от обязательной дактилоскопической регистрации; наличие гражданства другого государства; решение компетентных органов об отказе в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторые другие. Регламентированы права и обязанности сотрудников, порядок присвоения специальных званий, меры поощрения и дисциплинарной ответственности. Нормы, регламентирующие порядок прохождения службы, регулируют режим рабочего времени, меры социальной защиты, медицинского, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения. Включены и некоторые специфические требования к службе. Так, в исполнение Должностных обязанностей входят участие в сборах, учениях и спортивных соревнованиях; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства граждан; нахождение в положении заложника в связи с исполнением обязанностей службы. Положение определяет порядок привлечения сотрудников для выполнения специальных заданий по выявлению, предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Сведения о такой деятельности сотрудника могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.