Права национальных и иных меньшинств.

В современном мире широко распространена ситуация, когда на территории государства проживают различные народы. Среди всех европейских стран лишь Португалия выделяется практически полным отсутствием национальных меньшинств. Во всех других государствах существуют как преобладающие группы населения со своим общим языком, историей и культурой, так и мелкие языковые, религиозные и национальные общности – меньшинства, насчитывающие иногда до 30-40% от общего числа жителей страны. Защита их прав представляет в настоящее время одну из наиболее острых проблем современности, т.к. недостаточно гибкая политика по отношению к меньшинствам может привести к конфликтам на этнической почве, возникновению очагов напряжённости, погасить которые иногда не удаётся десятилетиями (Страна Басков в Испании, Северная Ирландия в Великобритании и т.д.).

В любой стране мирное сосуществование различных национальных, этнических, языковых или религиозных групп, является позитивным фактом, который служит источником социального и культурного обогащения. Многим государствам удаётся совместить высшие ценности – равенство, недискриминацию, национальную безопасность, территориальную целостность и политическую независимость с уважением и охраной самобытности различных групп своих граждан. Однако сосуществование различных групп не всегда носит мирный характер. Конфликты на этнической почве нередко сопровождаются насилием и разрушением, приводят к ответным действиям репрессивного характера, ставят под угрозу единство государства, на территории которого они происходят, и создают опасность вовлечения в них соседних стран. Всюду, где меньшинством отказывают в правах, нарушаются общепризнанные права человека.

На международном уровне установлены стандарты прав человека, которые распространяются на всех людей, будь то представители меньшинств или другие лица. Кроме того, ООН, принимая меры к поощрению и защите прав человека, неоднократно высказывала свою позицию по конкретным аспектам прав меньшинств. Однако дискриминация, т.е. менее благоприятное отношение к меньшинствам в политической, социальной, культурной и экономической сферах, по-прежнему существует. Она является источником напряжённости во многих частях мира, несмотря на неоднократное осуждение этого явления в международных соглашениях, подписанных всеми членами ООН.

Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека закрепляют в качестве международно-правовых норм в области прав человека принципы недискриминации и равного обращения. Более подробно эти принципы раскрываются в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Принцип недискриминации предусмотрен и в ряде социальных международных соглашений и деклараций, в число которых входят:

- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.);

- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.);

- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);

- Конвенция о правах ребёнка (1989г.);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960г.);

- Декларация о расе и расовых предрассудках (ЮНЕСКО, 1978г.).

Раскрывая основания, по которым недопустима дискриминация, указанные международные соглашения и декларации охватывают если не все, то большинство ситуаций, в которых меньшинствам или их отдельным представителям может быть отказано в праве на равное обращение. Особо важными гарантиями, которые должны обеспечиваться представителями меньшинств, являются признание правосубъектности, равенства перед законом и равная защита закона.

Размах и масштабы дискриминации варьируются, однако события, происходящие в Израиле, Испании, Англии, Турции, России и многих других странах, свидетельствуют, что меньшинства подвергаются значительной дискриминации.

Основные формы дискриминации можно охарактеризовать следующим образом:

Ø Лишение права на участие – манипулирование политическими правами и средствами массовой информации для увеличения большинства в политике, например путём манипуляции с избирательными округами.

Ø Обход принципа господства права – отказ от принципа господства права в период обострения социальной напряжённости, причём жертвами чаще становятся меньшинства, чью лояльность ставит под сомнение большинство. При оценке соблюдения прав меньшинств в демократическом обществе актуальны два вопроса: какие права меньшинств на защиту закреплены в Конституции и насколько эффективно политическая система защищает эти права на практике.

Ø Угнетение – навязывание меньшинствам определённых стереотипов поведения местного населения. Часто язык и культура меньшинств ущемляются или подвергаются запретам. Обострение религиозной нетерпимости в некоторых странах приводит к навязыванию меньшинствам чуждой им культуры.

Ø Обнищание – результат политики большинства, направленной на осуществление своих экономических интересов за счёт меньшинств.

Коренные народы продолжают оставаться наиболее уязвимой группой с точки зрения экономических, социальных и культурных прав как в развивающихся странах, например в Индии, так и в таких промышленно развитых странах, как Австралия, Канада, США.

В Индии в начале 1990-х гг. доля грамотных взрослых женщин среди каст неприкасаемых составляет 24% по сравнению с 39% всех женщин Индии.

В Словакии в 1984г. детские сады посещало 80% детей цыган, к 200 г. – лишь 15%.

Насилие против меньшинств является острейшим политическим вопросом во всём мире. Даже при наличии конституционной защиты меньшинствам может угрожать серьёзная опасность. В Западной Европе составляющее меньшинство (иммигранты) регулярно становятся жертвами насилия и проявления расизма.

Множественность признаков меньшинств (принадлежность к иной этнической группе, конфессии, региону и государству) должна быть признана и справедливо отражена в рамках демократических институтов. В противном случае игнорирование интересов меньшинств может стать причиной конфликтов.

Республика Беларусь – это государство, в котором свыше 20% населения, т.е. каждый пятый гражданин, являются представителями «нетитульных» национальностей. Всего в Беларуси проживают представители 120 национальностей. Наиболее многочисленными являются следующие национальные меньшинства: русские – около 13% от общей численности населения, поляки – около 4 %, украинцы – около 3%, евреев – около 1%. Представители остальных национальных меньшинств не достигают 1% от общей численности населения республики.

В основе белорусского законодательства, регулирующего правовой статус меньшинств, лежит целый ряд норм Конституции. Так, согласно ст. 14 Конституции, государство должно регулировать отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Ст. 15 Конституции возлагает на государство ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси. Согласно ст.16, все религии и вероисповедания равны перед законом. Следовательно, на конституционном уровне гарантированы определённые права национальных меньшинств.

В то же время белорусская Конституция закрепляет и индивидуальные права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Ст. 50 Конституции РБ гласит, что каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследует согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует, в соответствии с законом, свободу выбора языка воспитания и обучения. Согласно ст. 12 Основного закона, Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за национальную принадлежность.

Существенная роль в белорусском законодательстве отводится законам, регламентирующим статус меньшинств. 11 ноября 1992г. был принят Закон «О национальных меньшинствах в РБ», закрепивший целый комплекс прав и свобод для лиц, относящих себя к национальным меньшинствам.

Права женщин

Одним из важнейших достижений ХХ в. можно считать изменение социального статуса женщины, признание того факта, что женщина должна иметь равные с мужчиной права во всех сферах общественной жизни.

Огромная заслуга в утверждении принципа равноправия женщин во всём мире принадлежит ООН. Положение о равноправии женщин закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах, о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах.

В развитии этого принципа в рамках ООН были также разработаны и приняты: «Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951); «Конвенция о политических правах женщин» (1952), «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), которую часто называют Женевской Конвенцией.

В этом документе указывается на то, что дискриминация женщин препятствует экономическому росту и повышению благосостояния всего общества. Конвенция предписывает всем государством признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и развитие общества в целом. В ней также признаётся необходимость изменения сложившихся представлений посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Ещё одна особенность Конвенции заключается в обязательном признании не только юридического, но и фактического равенства, а также важности принятия специальных мер для достижения этой цели.

Между тем следует заметить, что законодательное закрепление равноправия женщин коренным образом не улучшило их положения в реальной жизни. В начале ХХI в. человечество всё ещё вынуждено констатировать тот факт, что ни в одной стране мира женщины не имеют таких возможностей, как мужчины.

Если суммировать наиболее типичные случаи нарушения прав женщин, то можно выделить три основные области, в которых они происходят: дискриминация в реализации экономических, политических и социальных возможностей; неравенство в семейной жизни, в том числе в браке и в принятии репродуктивных решений; гендерное насилие, варьирующееся от насилия в семье до насилия в обществе, со стороны государства и во время вооружённых конфликтов.

В связи с тем, что проблемы, связанные с равноправием женщин, во многих странах достаточно схожи.

Конституция РБ содержит положение о равноправии мужчины и женщины в отношениях. Ст. 32 Основного закона говорит о том, что женщинам обеспечивается предоставления равных с мужчинами возможностей получения образования и профессиональной подготовки, в труде и продвижении по службе, в общественно-политической, культурной и др. сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья. Республика Беларусь присоединилась к целому ряду международных конвенций (договоров), предусматривающих улучшение правового положения женщин.

Белорусские женщины могут реализовать свои политические права и тем самым реально участвовать в управлении государством. Удельный вес женщин в республике превышает мужское и составление около 53%. Логично предположить, что органах власти и управления женщины будут предоставлены в соответствии с такими пропорциями.

Законодательную ветвь власти в РБ представляет Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В Палате представителей женщин не более 10%. В верхнюю палату – Совет Республики – избрано от областей и назначено Президентом около 30% женщин. Для сравнения можно провести показатели представительства женщин в парламентах других государств.

В Швеции удельный вес женщин в парламенте составляет 45%, в Финляндии – 39%. Президентом Финляндии совсем недавно избрана женщина.

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров. В настоящее время в его состав входят премьер-министр, 5 его заместителей, 27 министров и 16 председателей государственных комитетов.

Правительство республики, за исключением одной женщины – министра социальной защиты, состоит из мужчин. В аппарате Совета Министров женщины составляют 29,4%, причём только одна из них занимает должность заместителя начальника управления.

Во многих странах женщинам удалось расширить своё участие в политической жизни благодаря информированности общества по гендерным вопросам, лоббированию квот для женщин в партийных и парламентских списках и предоставлению услуг по поддержанию женщин – законодателей.

Для большинства женщин самым болезненным вопросом в этой области является реализация их права на труд. Сравнение образовательного уровня женщин и мужчин, занятых в экономике республики, свидетельствует в пользу женщин.

Женщин, имеющих высшее образование, в республике в 1,4 раза больше, чем мужчин; женщин, имеющих среднее специальное образование, больше в 1,9 раза.

Несмотря на то, что женщины в республике лучше образованы, они работают в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Особенно много женщин среди бухгалтеров. Экономистов, медиков, педагогических работников – наименее оплачиваемых профессиональных групп.

Серьёзной проблемой для женщин является безработица. Большинство безработных в республике – женщины. Их доля превышает 60% среди всех безработных. Сроки безработицы для женщин являются более продолжительными, чем для мужчин.

Ещё одной сферой, требующей защиты прав женщин, является их положение в семье. На женщин в семье ложится большая часть домашней работы, они же наиболее часто подвергаются в семье унижениям, оскорблениям и даже становятся жертвами преступлений.

Насилие над женщиной является одним из проявлений исторически сложившихся отношений между мужчинами и женщинами в обществе и семье, которые привели к доминированию мужчин во всех сферах жизни. В среднем, в мире каждая женщина в своёй личной жизни подвергается насилию. Проблема насилия в семье связана с общим числом лет, проведённых в браке, возрастом женщины, условиями жизни, образованием мужа, образованием самой жизни и др.

Благодаря солидарности женщин и их борьбе за свои права, условия, способствующие нарушению прав женщин, меняются во многих странах мира. Новые политические стратегии и законы обеспечивают признание прав женщин. В основе любой стратегии борьбы с нарушениями прав человека должна быть концепция расширения возможностей женщины. Такие стратегии могут включать следующие компоненты:

Изменение норм общественного сознания. Патриархальные взгляды и традиции входят в число основных препятствий на пути к обеспечению признания прав человека для женщин. Для борьбы с этим явлением необходимы меры в области образования по вопросам прав человека, налаживание партнёрских связей и ведение пропаганды с учётом данной культурной традиции.

Изменение законов и реформ системы уголовного правосудия. Осуществлению прав может способствовать отмена определённых законов, как на национальном, так и на международном уровне. Во многих случаях национальные законы приходится менять или переписывать, особенно для обеспечения гарантий от насилий, создания равных экономических и социальных возможностей и признания прав на землю и наследование имущества.

Выполнение международных соглашений. В связи с принятием Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин изменения были внесены во многие конституции. При осуществлении мониторинга за выполнением Конвенции соответствующие НПО информируют о её нарушении правительствами соответствующие структуры ООН.

Процесс гуманизации общества и утверждения равноправия женщин в политике, в экономике и в семье позволит создать гуманное демократическое общество, в котором мужчина и женщина будут иметь действительно равные права и возможности.

Права ребёнка.

Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой правовой защиты детей признаётся целым рядом международно-правовых документов в виду физической и умственной незрелости ребёнка.

В настоящее время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН и входящие в её состав специализированные структуры – Комитет по правам ребёнка, Детский фонд ЮНИСЕФ. Важнейшим документом в этой области является Конвенция о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребёнка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу в качестве нормативного международно-правового документа меньше чем через год после принятия. Вскоре она стала договором, получившим наибольшее число ратификаций за всю историю человечества: в течение неполных 10 лет её ратифицировало 191 государство – все, за исключением США и Самоли.

Основой для Конвенции послужили принятые ранее декларации:

-первая Декларация о правах ребёнка, подготовленная в 1923г. основательницей Фонда спасения детей Эглантикой Джебб. Через год она была доработана и принята Лигой Наций, которая провозгласила, что «человечество обязано дать ребёнку самое лучшее, чем оно располагает»;

-Всеобщая Декларация прав человека, принятая в 1948 году и распространяющаяся в равной степени на взрослых и детей;

-Декларация прав ребёнка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей ООН в 1959г. и содержащая более полное и точное определение прав ребёнка.

В 1979г. Международный год ребёнка, ООН было рекомендовано подготовить доклад всеобъемлющего договора, имеющее для государства обязательную силу.

Конвенция о правах ребёнка 1989г. отражает объемлющий подход и охватывает все права человека: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные.

«Душа» Конвенции – это четыре статьи, в которых определяются её основополагающие принципы:

- ликвидация дискриминации в отношении детей;

- во всех вопросах, касающихся детей, интересы ребёнка должны учитываться в первую очередь;

- ребёнок имеет право на жизнь, выживание и развитие;

- ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение по всем затрагивающим его вопросам;

Конвенция налагает на государства обязательство принимать все надлежащие меры – законодательные, административные, социальные, экономические, бюджетные – в области образования или других областях, а также выделять ресурсы, необходимые для их эффективного осуществления. В Конвенции признаются обязанности других сторон – родителей и семьи, гражданского общества и международного сообщества. Тот факт, что ребёнок в раннем возрасте полностью зависит от взрослых, подчёркивает важность этих обязанностей. Потребности ребёнка в раннем возрасте в уходе, питании и тепле, в доброжелательном духовном и интеллектуальном стимулировании, базовом образовании и медицинском обслуживании носят неотложный характер.

Оценивая значение этого документа, следует подчеркнуть, что Конвенция о правах ребёнка занимает особое место в сфере международного права в области прав человека как наиболее чёткое и всеобъемлющее выражение чаяний мирового сообществ в отношении детей, основная идея Конвенции, своеобразного Билля о правах детей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребёнка.

Конвенция призывает ратифицировавшие её государства создавать условия, при которых дети могут принимать активное участие в общественной и политической жизни своих стран.

Согласно Конвенции, ребёнком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст совершеннолетия.

В Конвенции охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных – и признаётся, что осуществление одного права не может быть отделено от осуществления других прав. В ней указывается, что свобода, которая необходима для умственного, нравственного и духовного развития ребёнка, требует, помимо прочего, создания здоровой и безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижения минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильём.

В Конвенции признаётся главенствующая роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этой задачи. Она затрагивает и новые сферы. В ней, в частности, закрепляется право ребёнка на активную роль в своём собственном развитии, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Конвенция расширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, берёт под свою опеку всех детей меньшинств и коренных групп населения, затрагивает проблемы злоупотребления наркотиков и отсутствия заботы о детях.

Конвенция была положена в основу других международно-правовых документов, например Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничества в вопросах усыновления в другой стране, Конвенции МОТ о наиболее неприемлемых формах детского труда. Ряд региональных документов тоже был разработан на основе Конвенции, например Африканская хартия прав и благополучия ребёнка.

Принятие Конвенции положило начало процессу, который привёл к разработке Факультативных протоколов: Протокола об увеличении минимального возраста призыва в вооружённые силы и привлечения к участию в вооружённых конфликтах и Протокола об усилении защиты детей от сексуальной эксплуатации, в том числе путём активизации международного сотрудничества.

Многие государства назначили амбудсмена, или комиссара по делам детей, в качестве одного из механизмов защиты прав детей. Первой должность амбудсмена ввела Норвегия, за которой последовали Коста-Рика, Австрия, Россия, Австралия.

В Беларуси проживает 2,6 млн. детей, каждый четвёртый житель республики – несовершеннолетний. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка 1 октября 1990 г. в 1993 г. в республике был принят закон о правах ребёнка. В законе, состоящем из 35 статей, определены принципы государственной политики в отношении детей, закреплены их права и обязанности. В 1995 г. принят Национальный план действий по охране прав ребёнка на период 1995г. – 2000 г.

Однако в Республике существуют проблемы в области охраны прав ребёнка. Корни многих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи.

По официальной статистике, распадается каждая вторая семья. Ежегодно отказываются от новорождённых около 500 матерей. Вне брака рождаются около 8 тыс. детей, из них более 300 – у несовершеннолетних матерей.

В Республике большое количество беспризорных детей, 28 тыс. детей требуют усыновления. Около 60 тыс. детей находятся в детских учреждениях.

Серьёзной проблемой является рост преступности несовершеннолетних и несоответствие международным стандартам системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Так, в нашей республике до сих пор отсутствуют специальные суды для несовершеннолетних, количество социальных работников, занимающихся малолетними правонарушителями, недостаточно.

Требует разрешения и такая проблема, как право ребёнка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития. Не в должной мере в республике обеспечивается право детей, которые не требуют финансовых затрат. Например, для подавляющего большинства родителей и даже педагогов является откровенным тот факт, что дети имеют право формулировать свои взгляды и свободно их выражать по всем вопросам, что они имеют право на личную жизнь и неприкосновенность корреспонденции. Очевидно, предприятием для осуществления этих прав является правовое невежество и нежелание избавиться от господствующих в обществе стереотипов.

ЛЕКЦИЯ 5 МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Национальная система защиты прав человека.

2. Региональные системы защиты прав человека.

3. Международная система защиты прав человека.

Наши рекомендации