Конституционное право зарубежных стран 3 страница
б) религия и церковь приобретают государственный характер. Например, в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане ислам – не только политико-идеологическая основа государственной власти. Его составная часть – шариат есть целая система норм, регулирующих разные стороны жизни общества как в публичной, так и в частной сфере. Религиозные деятели весьма влиятельны в политической жизни этих стран;
в) религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти.
ВОПРОС 24
Партия — это одна из разновидностей общественных организаций, которая объединяет в своих рядах наиболее активную и организованную часть общества, связанную общими целями и интересами.
Цели, задачи и основные направления деятельности партии определяются в ее уставе, программе и других нормативных документах. В конституционном праве зарубежных стран выделяют следующие функции политических партий.
1. Разработка политического курса государства.
2. Привлечение новых участников.
3. Участие в контроле за деятельностью органов государственной власти.
4. Идеологическое воздействие политической партии на своих членов.
Политические партии, как правило, создаются в большей мере для организации общественной жизни.
По политическому характеру их разделяют на правые, левые и центристские. В политической жизни зарубежных государств действуют партии различных видов, в том числе, коммунистические, выступающие, как правило, за защиту интересов рабочего класса. Социалистические социал-демократические партии отличаются своей реформаторской деятельностью и, как правило, действуют в странах Восточной Европы. Такого рода партии в ведущих демократических государствах почти отсутствуют, за исключением ФРГ.
Целями консервативных партий является защита самобытности управления. Они действуют в Великобритании, отчасти в Испании, а также в Японии, т.е. в тех странах, где сохранилась монархическая форма правления.
Фундаментальные партии действуют в странах Ближнего Востока.
Сложившиеся партийные системы можно классифицировать на многопартийные, двухпартийные и однопартийные.
Многопартийная система наиболее типична для парламентской формы правления и, в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей, они создают коалиционное правительство. При такой системе ни одной из партий не удается выступать в качестве выразителя интересов всей нации или ее большой части, и поэтому без привлечения, поддержки других партий не удается сформировать правительство. Многопартийные системы без монополии господствующей партии сложились в Бельгии, Дании, Италии, Нидерландах, ФРГ и др.
Двухпартийная система представляет собой систему с двумя крупными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство. При двухпартийной системе возможно существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства.
Во многих странах с авторитарными и тоталитарными режимами получили развитие однопартийные системы. В них господствующую или руководящую роль играет одна партия, которая выполняет идеологические, а часто и государственные функции, являясь составной частью государства (Куба).
Правовое положение политических партий
Общие положения о политических партиях содержатся, как правило в основных законах, в которых устанавливается:
1. статус политической партии;
2. принцип свободного образования политических партий;
3. создание условий для свободного развития политических партий.
Например, в ст. 21 Конституции ФРГ записано, что политические партии содействуют формированию политической воли народа, образовываются свободно и их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Закрепляя положения о политических партиях, ст. 6 Конституции Испании определяет их как основной инструмент участия в политической жизни. Ст. 49 Конституции Италии устанавливает право всех граждан свободно объединяться в политические партии для защиты своих гражданских интересов.
Как правило, анализ тех или иных положений, закрепляющих статус политических партий, позволяет сделать вывод о том, что они создаются в противовес государству и для контроля за его деятельностью. Они являются важной частью осуществления идеи народовластия.
Более конкретное регулирование политических партий осуществляется текущим законодательством, поскольку ввиду специфики конституции невозможно прописать весь правовой статус или правовой механизм деятельности политических партий.
В законах, как правило, достаточно широко регулируются вопросы жизнедеятельности политических партий. Например, определяются цели, задачи и структура политических партий, регулируется порядок регистрации партий, прописываются основания финансирования политических партий.
Как правило, регулирование деятельности политических партий, установление правовой основы этих организаций в конституции являются основным условием развития демократии в обществе.
Конституционно-правовое регулирование общественных объединений
В зарубежных странах, помимо политических партий, существуют еще и общественные объединения — это, как правило, не политические объединения, целью которых не является прямое участие в политической жизни. Правовой статус общественных объединений неоднозначен. Это могут быть профсоюзы, а также различные общества предпринимателей, производителей и т.д.
В конституциях зарубежных стран устанавливается право на объединение и определяются общие принципы и основы деятельности таких организаций. В ряде конституций зарубежных стран содержатся положения о государственной регистрации объединений и внесение их в соответствующий реестр.
Наиболее распространенными в конституциях зарубежных стран являются общественные организации предпринимателей. Например, в Конституции Испании (ст. 7) устанавливается, что ассоциации предпринимателей, равно как и профсоюзы, занимаются защитой и обеспечением экономических и социальных интересов, которые они представляют.
В соответствии со ст. 17 Конституции Швеции союзы рабочих и союзы предпринимателей имеют право использовать меры борьбы, которые связаны профессиональной деятельностью. Как правило, такая борьба связана с улучшением условий труда, а также экономических условий, беспрепятственное осуществление ими своих прав. Статус профсоюзов регулируется как конституцией, так и текущим законодательством. Наиболее подробно правовое положение профсоюзов устанавливается в Конституции Испании, Португалии, Франции, Италии. Во многих демократических странах профсоюзы, как правило, создаются в противовес государству для защиты интересов трудящихся. Профсоюз имеет огромное влияние на государство.
ВОПРОС 25\28
Главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, от произвола государственной власти. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII– XVIII веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека.
Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.
Права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства. Права и свободы гражданина не надо смешивать и с гражданскими правами и свободами, которые, как правило, принадлежат каждому человеку.
В государственно организованном о-ве взаимоотношения личности и о-ва предопределены правовым статусом личности. Личность проявляет себя в правовой сфере через категорию правового статуса. Под правовым статусом понимается система признанных и гарантируемых гос-вом в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.
Субъект права - это лицо, обладающее возможностью иметь права и обязанности и участвовать в правовых отношениях. Указанная возможность выражается в таких важных свойствах субъекта права как правоспособность и дееспособность.
§ Правоспособность - это гарантируемая законом возможность лица быть носителем прав и обязанностей, закрепленных действующим законодательством
§ Дееспособность – признаваемая законом возможность субъекта права своими действиями приобретать и осуществлять права, и возлагать на себя и исполнять обязанности. В содержание дееспособности входит еще и деликтоспособность - способность субъекта нести ответственность за свои действия.
Взятые в едино право- и дееспособность именуются правосубъектностью.
Круг субъектов в разных отраслях права имеет свои особенности.
В отраслях частного права можно выделить две категории субъектов – физические лица и юридические. В отраслях публичного права также выделяются две категории субъектов. Первую группу составляют субъекты права, наделенные властными полномочиями. Вторую группу субъектов составляют те, кто не обладает властными полномочиями. Кроме того, по количественному признаку все субъекты права могут быть поделены на индивидуальные и коллективные.
В основе правового статуса личности лежит конституционно-правовой статус, т.е. положение личности в обществе и государстве, определенное конституцией и иными актами конституционного законодательства. Поскольку конституционно – правовые нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, то конституционно - правовой статус личности можно рассматривать как категорию, предопределяющую объем, содержание прав, свобод и обязанностей, а также правовые возможности их приобретения, реализации и защиты. Отсюда конституционно-правовой статус личности составляет ядро ее правового статуса.
Конст-пр статус личности как ядро пр. статуса личности включает следующие элементы:
1. Гражданство. Гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Взаимоотношения гражданства характеризуются также взаимностью прав и обязанностей гос-ва и его граждан. С одной стороны гос-во берет на себя обязанность защищать своих граждан, с другой стороны, - на граждан возлагается обязанность защищать свое отечество.
2. Конституционную правоспособность и конст дееспособность.
Конституционная правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности, закрепленные в Конституции и иных источниках конституционного права.
Конституционная дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять права, исполнять и возлагать обязанности, предусмотренные конституционным законодательством. Она признается за гражданами по достижении ими установленного возраста. Конст.
3. Конституционные принципы взаимоотношений государства и личности.
Конституционные принципы взаимоотношений государства и личности. Под принципами в данном случае понимаются закрепленные в Конституции основные начала, в соответствии с которыми определяется положение человека в системе общественных отношений, осуществляется регулирование его правового статуса.
К числу данных принципов относятся следующие :
1. признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
2. неотъемлемость прав и свобод человека;
3. равенство перед законом и судом;
4. принцип непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина;
5. полнота прав и свобод гражданина РФ;
6. равенство прав и непреложность обязанностей;
7. принцип соответствия статуса личности международным требованиям и стандартам;
8. принцип сочетания индивидуальных интересов с интересами об-ва и гос-ва;
9. принцип всеобщности прав, свобод и обязанностей.
ВОПРОС 26
В конституциях устанавливаются общие принципы статуса средств массовой информации (СМИ), к которым относятся: право на информацию, свобода печати, запрещение цензуры, недопущение монополизма. Объем конституционных полномочий СМИ различается в разных странах. Например, в Конституции Португалии (ст. 37—41) регулируется свобода слова, печати и выступления в СМИ, право на вывод в эфир, свобода творчества журналиста.
Высшее руководство средств массовой информации Португалии является независимым органом, обеспечивающим право на информацию, свободу слова и печати. Оно состоит из 13 человек.
В зарубежных странах деятельность СМИ, как правило, подконтрольна государству, особенно в сфере политической деятельности. Конституция Испании указывает на парламентский контроль за СМИ.
Запрещается конфискация газет и других изданий. Конституция Греции устанавливает случаи, когда такая конфискация допускается при наличии ордера прокурора. К таким случаям относятся: оскорбление личности президента, помещение публикаций, раскрывающих информацию о вооруженных силах либо имеющих целью насильственное свержение государственного строя, помещение неприличных публикаций, оскорбляющих общественную мораль (части 2 и 3 ст. 14).
ВОПРОС 27
Евро-атлантическая (западноевропейская) модель прав человека. Юридическая модель защиты от власти индивида. Этой модели характерна индивидуализация. Естественные неотчуждаемые права абсолютные ценности.
Исламская модель прав человека. Основана на шариате. Религиозная модель. Лидирующее положение обязанностей. Идея – солидарность правоверных. Каирская декларация по правам человека.
Китайская модель прав человека. Нет религиозной основы. В основу положены нравственно-воспитательные ценности. Она испытала значительные западные влияния в правовом смысле.
Японская модель прав человека. Близка к китайской модели. Подчеркнут коллективизм. Плановое мышление. Наличие ответственности.
Индо-буддийская модель прав человека. Не так критична к западным ценностям. Все связано с духовным смыслом. Стремление к совершенствованию общественного строя. Духовное благо приоритетно. Пронизана идеей дхармы ( этическое требование долга). Дхарма не связана с субъективными правами. Она не исключает правовую модель прав человека.
ВОПРОС 29
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство со своей стороны должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.
В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой – на его положение как бы соправителя в государстве. В немецком языке это соответственно «Staatsangehörigkeit» (буквально «государственная принадлежность») и «Bürgerschaft» (буквально «гражданство»). Например, в ст. 30 Конституции Мексики говорится о порядке приобретения «мексиканской национальности», а согласно ст. 34 «гражданами Республики являются мужчины и женщины, которые, будучи мексиканцами, отвечают, кроме того, следующим условиям: I) достигли восемнадцатилетнего возраста; II) ведут достойный образ жизни.»
В Великобритании соответствующей «национальностью» обладают наряду с британцами граждане других стран Содружества, а «гражданством» – только граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность. Правом человека является и изменение гражданства.
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное же регулирование осуществляется обычными законами.
Лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве, именуются иностранцами. Это могут быть либо граждане иностранного государства (иностранные граждане), либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства). Иногда, впрочем, иностранцами называют только иностранных граждан.
ВОПРОС 30
В зарубежном конституционном праве существует несколько способов приобретения гражданства: по рождению (филиация), принятие в гражданство (натурализация), восстановление гражданства, выбор гражданства (оптация).
Приобретение гражданства по рождению (филиация) — это основной способ принятия в гражданство. При этом различают два подхода: «право крови», когда ребенок получает гражданство родителей и «право почвы», когда ребенок становится гражданином того государства, где он родился. В современном мире достаточно широко распространенно приобретение гражданства по крови (Франция, ФРГ, Италия и др.). В некоторых государствах (Латинская Америка) гражданство приобретается по праву почвы. В большинстве стран применяется «смешанный принцип» — для приобретения гражданства необходимо одновременно наличие обоих прав.
В американском законодательстве гражданством по рождению признается рождение на территории США. Тем самым, праву почвы законодательство явно отдает предпочтение: данное основание закреплено в Конституции (XIV поправка).
Прием в гражданство по заявлению иностранца (натурализация). Эта процедура связана с определенным сроком проживания в стране, со знанием языка, наличием средств к существованию. Согласно конституции США, президентом может быть только прирожденный гражданин (коренной американец), а конгрессменом или сенатором — при соответственно семилетнем и десятилетнем стаже гражданства США.
Процедура восстановления гражданства применяется к лицам, ранее состоявшим в гражданстве данного государства. Восстановление в гражданстве, в отличие от натурализации, предполагает упрощенный порядок получения гражданства.
Выбор гражданства (оптация) используется в случае, когда какая-то территория переходит от одного государства к другому. В этом случае жителям предлагается право на выбор. Например, при переходе Аланских островов в состав Финляндии населению было предложено право выбора гражданства.
В конституционном праве зарубежных стран существует несколько оснований прекращения гражданства — это выход из него, утрата, лишение гражданства, оптация.
Выход из гражданства происходит по заявлению лица. Утрата гражданства происходит вследствие совершения гражданином каких-либо действий, запрещенных законом. Например, работа на государственной службе в другом государстве. Лишение гражданства — это односторонний акт государства по отношению к лицу, совершившему действия, несовместимые с пребыванием в гражданстве данного государства. Лишение в большинстве случаев применяется к натурализованным гражданам, которые после установления факта правонарушения могут быть высланы из страны (экспатриация).
ВОПРОС 31
Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Например, согласно упомянутому австрийскому закону найденный на территории Австрии ребенок старше шести месяцев будет считаться лицом без гражданства. Состояние безгражданства может возникнуть и в результате прекращения гражданства.
Наиболее частым случаем многогражданства является двугражданство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Например, ребенок, родившийся на мексиканской территории от родителей-австрийцев будет мексиканским гражданином по Конституции Мексики и австрийским гражданином по австрийскому закону. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей
В демократическом государстве иностранцыпо своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными указанными в законе изъятиями. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не пользуются избирательными правами, не могут осуществлять некоторые занятия, занимать некоторые должности, иногда приобретать некоторые объекты собственности и т. д.
Мексиканская же Конституция (ст. 33, часть вторая) запрещает иностранцам любое вмешательство в политические дела страны.
В качестве другого примера можно привести положения болгарской Конституции. Согласно ч. 2 ее ст. 26 «иностранцы, пребывающие в Республике Болгарии, имеют все права и обязанности по настоящей Конституции, за исключением прав и обязанностей, для осуществления которых Конституцией и законами требуется болгарское гражданство».
«Мексиканцам оказывается предпочтение перед иностранцами при равных условиях при получении различного рода концессий, занятии любых государственных постов, должностей и осуществлении полномочий, предоставляемых Правительством, в случаях, когда мексиканское гражданство не является обязательным» (ст. 32, часть первая, предложение первое).
ВОПРОС 32
Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно. Субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе. Примечательно, например, что согласно ч. 1 ст. 11 германского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федеральной территории», а согласно ч. 2 «это право может ограничиваться лишь законом или на основе закона...» (курсив наш. – Авт.). Следовательно, в данном случае свободу германский законодатель понимает как право.
Обязанность(юридическая) – это мера должного поведения. Человек должен подчиняться определенным правилам, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям и не делать невозможным нормальное общежитие.
В литературе можно встретить и такое утверждение, что права человека неотъемлемы и от выполнения обязанностей не зависят, тогда как права гражданина тесно связаны с выполнением его обязанностей перед государством.
Напрашивается вывод: осуществление любого конкретного права или свободы нельзя обусловливать выполнением конкретной обязанности. В то же время выполнение человеком и гражданином своих обязанностей – это общая предпосылка нормального существования общества и государства.
Конституция Словацкой Республики 1992 года в ч. 1 ст. 13 предусмотрела, что «обязанности можно устанавливать только на основе закона, в его рамках и при соблюдении основных прав и свобод».
Большинство демократических конституций ограничиваются установлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергся определенному расширению. Авторитарные же, а особенно тоталитарные конституции, прежде всего социалистические, содержат довольно широкий перечень обязанностей граждан. Например, обязанность блюсти дисциплину труда, вошедшая по советскому примеру в конституции многих социалистических стран
В некоторых случаях конкретные субъективные права и обязанности могут иметь один и тот же объект. Например, согласно ч. 1 ст. 35 Испанской конституции, «все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд...». Однако из этого не следует, как утверждается иногда в литературе, что в данном случае право и обязанность совпадают. Субъект права и субъект обязанности – один и тот же, но он находится в соответствующих правоотношениях в принципиально различном, противоположном положении.
Следует отметить, что и конституционные обязанности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина. Так, согласно части первой ст. 53 Конституции Италии «все обязаны участвовать в публичных расходах сообразно со своей налоговой платежеспособностью» (обязанность любого), а согласно части первой статьи 54, «все граждане обязаны верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и законы» (обязанность граждан).
ВОПРОС 33
Существуют два основных способа конституционного формулирования прав и свобод – позитивный и негативный.
При позитивномспособе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом. Так, согласно ст. 45 китайской Конституции «граждане Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи». Здесь субъект права – граждане КНР – прямо назван.
Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Так, согласно поправке IV «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, засвидетельствованных присягой или торжественным подтверждением» (предложение первое)
Во многих конституциях сочетаются оба способа для формулирования прав и свобод, однако негативный способ более характерен для стран с англосаксонской системой права, тогда как позитивный– для правовых систем стран континентальной Европы.
Классификации.
С классификацией по одному из оснований мы уже познакомились выше. Это деление на права человека и права гражданина (соответственно свободы и обязанности).
Другое основание классификации также связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. Речь идет о разделении прав, свобод и обязанностей на индивидуальныеи коллективные.
Разумеется, индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку – коллективное потому, что индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул.
Более сложную задачу задает поправкаII к КонституцииСША: «...Право народа хранить и носить оружие не будет ограничиваться». Хотя субъектом права Конституция назвала народ, из природы вещей вытекает, что принадлежит оно индивидам.
Можно далее классифицировать права и свободы, а равно и обязанности на основныеи дополнительные. Последние производны от первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него, суть одно из его проявлений.
Наибольшее, пожалуй, значение имеет классификация по содержанию соответствующих прав, свобод и обязанностей. С учетом высказанных выше оговорок об условности классификации принято разделять права, свободы и обязанности на три основные группы. Первая группа – это личные, или гражданские, права, свободы и обязанности: право на жизнь, на личную неприкосновенность и т.п. Вторая – политические (публичные), связанные с участием в управлении обществом и государством: право голоса, свобода собраний, обязанность защищать родину и т.п. Третья – экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязанность платить налоги, право на образование, свобода творчества и т.п.
ВОПРОС 34
Происходящее постоянно расширение круга конституционных прав, свобод и обязанностей требует их определенной группировки, которая облегчила бы изучение связанных с данным институтом правовых проблем. Классификация может осуществляться по различным основаниям.