Субъект и субъективная сторона административного правонарушения
Субъект правонарушения– правонарушитель (дееспособный индивид или организация). Понятие субъекта административного проступка включает в себя совокупность признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением. Эти признаки делятся на общие и специальные.
Общие признаки обязательны для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.
В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Вменяемость лица – второй обязательный признак субъекта административного проступка – способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины.
Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.
Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.
Хронической душевной болезнью признается психическое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, прогрессивный паралич и др.). Временным расстройством душевной деятельности является психическое заболевание, проходящее в виде приступов (острый алкогольный или интоксикозный психоз, так называемые реактивные состояния, патологический аффект и др.). Слабоумием (олигофренией) признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психической деятельности. Психопатия является примером в ряду иных психических заболеваний.
Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состояния) на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими. Таким образом, для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критерия.Наличие душевного заболевания фатально не предопределяет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о невменяемости такого лица решается применительно к конкретному совершенному им деянию.
Специальные признакисубъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам административных правонарушений, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если их совершало должностное лицо, ответственное за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструктором предприятия не образует состава правонарушения.
Ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попечители). Уклонение иных родственников от воспитания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие шестнадцати лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными признаками.
Специальные признаки отражают либо особенности должностного положения лица (должностное лицо; лицо, ответственное за соблюдение определенных правил), либо семейное положение (родители), либо иные особенности правового статуса лица, прямо указанные в правовой норме, формулирующей состав административного проступка (военнообязанные, иностранные граждане, лица, состоящие под превентивным надзором, и др.).
Юридическое значение состава административного правонарушения заключается в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание констатировать совершение лицом конкретного вида административного проступка и позволяет осуществить правовую оценку (квалификацию) содеянного.
Субъективная сторона правонарушенияхарактеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.
Обязательный признак субъективной стороны административного проступка – вина– психическое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.
Интеллектуальные критерии отражают процессы, происходящие в сфере сознания правонарушителя, – понимание общественной опасности совершенного деяния и предвидение его опасных последствий. Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных последствий.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия, желало их или сознательно допускало их наступление.
Таким образом, умысел характеризуется осознанием характера совершенного деяния, предвидением его вредных последствий и желанием их наступления (прямой умысел) или сознательным допущением этих последствий (косвенный умысел).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В отличие от умысла волевой признак неосторожной формы вины характеризуется не желанием (или допущением) вредных последствий, а, напротив, надеждой на их предотвращение. В теории права она именуется самонадеянностью.
Так, водитель автомашины А. выехал на автомобиле с неисправной тормозной системой. Рассчитывая на свое профессиональное мастерство и учитывая хорошие дорожные условия, А. предполагал, что сумеет предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Однако его расчет оказался легкомысленным и при резком торможении впереди идущей автомашины А. не сумел остановить свой автомобиль, в результате чего произошло столкновение транспортных средств.
Другой формой неосторожности является небрежность. В этом случае лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть исходя из жизненного опыта или профессионального положения. Возможность предвидения таких последствий основывается на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.
Административному праву известны составы, как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным проступкам свойственны обе формы. Превышение водителем скорости движения оценивается законодателем как административное правонарушение, независимо от того, умышленно или по неосторожности превышена скорость.
Для одних составов характерна только умышленная форма вины (мелкое хулиганство), для других – только неосторожная (утрата паспорта в результате его небрежного хранения).
Факультативными признаками субъективной стороны состава административного правонарушения являются: цель, т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение, и мотив.