Специфика деятельности журналиста-международника
Собственный корреспондент СМИ за рубежом: условия аккредитации и работы;
Собкоры должны получать разрешение в принимающей стране — через МИД. Необходимо установить связь с посольством.
В МИДе страны пребывания собирающегося стать собкором интересуют протокольный отдел и департамент информации и СО.
При посещении брифингов в МИДе: сотрудник МИДа поясняет журналистам позицию страны по событию/проблеме + дает «инструктаж» по тому, на чем стоит акецнтировать внимание. (в материаах таких брифингов обычно источник указывается как «достоверный источник в МИДе» или по ссылкам на лицо)
Особенности работы собкора по сравнению с обычным корреспондентом:
необходимость контакта с МИДом и другиим подобными структурами
изучение и понимание менталитета страны пребывания
Соб кор-жур,посланный редакцией СМИ в определенный регион/страну с целью отслеживания и передачи информации о событиях в отведенном ему регионе. Собственный корреспондент сам решает, какую информацию предоставить в редакцию своего СМИ. Поэтому во многом важна личность и этические принципы журналиста.
Аккредитация является одним из условий для проведения работы журналиста вообще. Журналистская аккредитация в самом широком смысле это официально приобретенный статус, дающий право на осуществление профессиональной деятельности где-либо и когда-либо. Существуют несколько уровней журналистской аккредитации.
1. Аккредитация журналиста в другой стране. Через МИД
2. Аккредитация на событии
Обычно применяется на больших, как правило, международных, официальных мероприятиях.
3. Аккредитация при учреждении (ведомстве)
В законодательстве некоторых стран объемы прав и обязанностей своих журналистов и аккредитованных иностранных корреспондентов могут различаться в сторону уменьшения прав иностранцев, как правило. Базовым законом, определяющим правовые основы деятельности СМИ в большинстве стран, является Закон о СМИ. Кроме того, например, в Киргизии, в Узбекистане приняты законы "О защите профессиональной деятельности журналистов" и "О свободе и гарантиях доступа к информации". Правительством Киргизии помимо этого принято постановление, определяющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Другие ограничения регулируются законами "О государственных секретах", "О национальной безопасности" и т.д. Непосредственное отношение к телевидению имеют законы об электрической и почтовой связи, о телекоммуникациях, о радиочастотном спектре и др. В одних странах положения о деятельности телевидения разработаны в отдельные акты, в других объединены.
Существует 2 типа журналистов-международников: международный корреспондент (репортер, работающий на конкретное издание на полную ставку) и специальный корр, которого посылают зарубеж для освещения конкретного события.
Корреспондент базируется в зарубежном городе, обычно в столице страны, освещает проблемы и события региона, государства, а иногда и целого континента. Он регулярно отправляет материалы редактору, его источниками являются местные власти, члены сообщества, местные СМИ, ну и сам он является свидетелем каких-то событий, конечно. Корреспонденты обычно поддерживают контакт с местным сообществом и другими журналистами, чтобы было легче распознать значимые источники инфы в правительстве, в среде дипломатов, военных и других местных ведомств, кто может предоставить важную инфу.
Количество иностранных корреспондентов серьезно сократилось за последние 20 лет. Часто медиа-предприятию либо не интересно, либо оно не может себе позволить содержать одного корра, например, в развивающихся странах. Иногда журы не могут получить визы из-за политических проблем между странами и всяких других возможных опасных последствий для медиа-компании. В последние годы СМИ отзывают своих иностранных корров тупо по соображениям экономии.
Когда у репортеров, работающих заграницей, нет места постоянного трудоустройства, их называют стрингерами. Т.к. зарплаты у них тоже нет, они обычно готовят материал для нескольких СМИ сразу.
Ж-м. по своей сути дипломат, он представитель гос-ва – или того, про кот. он пишет, или того, на чью ауд. работает. На основе того, что пишет межд корр. о государстве, в кот. работает, его собственная страна принимает какие-то решения (ориентируясь на поступающую инфо). Негласное правило ж-м. – «не навреди своей стране». (важен вопрос о сохранении имиджа своей страны в сферах межд. жизни). Ж-м обычно нередко связан с офиц. высшими органами власти. Ж, работающий в др гос-ве, должен быть знаком с языком страны, с законами, изучить менталитет.
Ж-международниками также называют тех, кто освещ. межд. деят-ть/жизнь. Ж-м – это тот. кто уделяет систематическое внимание освещению событий межд. жизни, жизни разл стран и народов.
Сюда же, наверное, можно включить то, что межд информация должна подчиняться нормам межд права (из вопроса про предмет, содержание и ф-ции межд инфо). Соответственно, и ж-м. в своих материалах должен их учитывать. ) Это принцип нац. суверенитета, принцип неизменности гос. границ, невмешательство во внутр. дела суверен. гос-в, этническая, религиозн. и культ. диалогичность (способ решения проблем – переговоры). Межд. журналистика (на уровне народной дипломатии) призвана быть терпимой, диалогичной.
13 Традиционные и «новые медиа» в условиях глобализации: западный опыт
С 80х гг происходит бум частного ТВ, традиционная газета теряет постепенно читателей.
90 гг – появляется интернет, к концу 90х – уже развиваются новые медиа, банки информации, бесплатная информация (в отличие от газет и журналов, которые нужно покупать)
Газеты первыми начали модернизироваться, потому что произошло снижение оборота рекламы
Частные объявления стали уходить в интернет навсегда
Контент в интернете стал бесплатным, главная проблема – как заставить людей снова платить за газету? (руперт мердок сказал, что переведет все свои издания в платные и научит людей платить за то, что раньше было бесплатным)
Изменение концепции газеты:
1. маленькие материалы, журналистика сервиса, новости news-to-use
2. таблоидизация прессы (с 2004 года – Independent первые перешли на таблоидный формат печати, многие перешли на такой формат, некоторые скатились до таблоидных тем, а некоторые просто стали так печататься (Guardian, Wall Street Journal – остались качественными, но маленькими по формату). Появились также издания middle-market – то есть таблоид + качественное издание
3. газета + интернет.
4. человек – производитель контента появление ugс (user-generated content) – контента, созданного пользователями (видео ютьюба, своих подкастов, блогов, расследований)
5. журналист тоже расширяет специализацию. Теперь не достаточно просто писать тексты, надо также снимать коротенькие видео, уметь самому их монтировать.
Положительное в глобализации - свободный доступ к технологиями, ресурсам, возможность обмена результатами деятельности, стираются экономические границы между странами.
Негативное в глобализации - ее достижения используются в интересах наиболее развитых стран. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее.
Таким образом, глобализация - это процесс формирования единого экономического пространства, который происходит в заданных формах и на разных уровнях.
Аналогичная картина глобализации влияния наблюдается и со «старыми» медиа во всем мире: 75 миллионов телезрителей в 1956 году и 2 миллиарда - в 2004, 57 миллионов радиослушателей в серед ине 30-х годов ХХ века и 2,5 миллиарда - в начале XXI века. Глобальное телевидение (как, впрочем, и радио, реклама и т.д.) приходит к аудитории в национальной упаковке…
С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они издаются на английском языке – языке общения международного бизнеса. Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий.
Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного.
В европейских странах сложилась иная сеть вещания. Во Франции и Англии существует как общественно-правовое, так и частное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение – общественно-правовое, а кабельное и спутниковое – преимущественно частное.
Главное же отличие состоит в том, что в странах Запада и некоторых восточных, например, в Китае, наряду с наличием эфирного ТВ существенно развито кабельное и спутниковое телевидение, которое имеет собственное информационное и развлекательное программирование. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют прежде всего развлекательные программы, которые делятся на специализированные каналы, посвященные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д.