Промышленный переворот в первой половине XIX в. Его ход и особенности в основных странах Европы и Америки
Двойная революция - политическая и экономическая. Промышленный переворот завершается в странах Европы. Переход от текстиля к углю и железу - железные дороги требуют и того, и другого. Специализация районов - ускорились и удешевились перевозки. Транспорт. К 1850-м гг. железные дороги созданы в Англии и Бельгии, к 1870-м проблема решена фактически во всей Европе. На море появляется пароход с трехлопастным винтом. Оживление миграционных процессов и колониализма. Складывание мирового рынка и крах европейского сельского хозяйства. Постоянный, долгосрочный и прогнозируемый рост в демографии и экономике. Предпосылки промышленной революции: [1] демографический и сельскохозяйственный рост, [2] капитал, [3] техника. С 1800 к 1900 г. соотношение крестьяне/горожане поменялось с 4/1 до 1/4. Качественные перемены в сельском хозяйстве - взаимовлияние с промышленностью. Пролетаризация и пауперизация как следствие демографического роста. Инициатива государства и общества в использовании капиталов. Денежный и технологический голод.
Англия. Переворот после наполеоновских войн. Перелом за счет железных дорог и традиционно низкой зарплаты и привлечения детского и женского труда. Свободная торговля и реинвестирование, наличие множества предпринимателей - протестантских сектантов. За счет этого Англия становится "мастерской мира".
Бельгия - вторая по очереди, особенно после обретения независимости в 1830 г. Старые традиции текстильной промышленности и не брезгливость обладателей капитала.
Франция - не сложилось лидирующей отрасли. Текстиль не мог конкурировать с английским, не хватало угля, не было крупного и эффективного сельского хозяйства. Трудности с капиталом - предубеждения держателей капиталов, запрет акционерных обществ. В 18 в. развитие шло теми же темпами, что и в Англии, но не в сторону индустриализации.
Германия начинала в условиях раздробленности. Пруссия - образование Таможенного союза, сразу ставка на добычу угля и железные дороги. В 1840-е по железным дорогам почти догнали Англию. Промышленный шпионаж на государственном уровне с предоставлением технологий всем желающим. ВУЗы и образцовые предприятия - повышение технологичности. 10% ввозные пошлины - защита промышленности.
США. Нет аграрного голода, быстрый прирост населения не создавал проблем. Капиталов сначала нет, потом они формируются на хлопке и текстиле. Железнодорожный бум - США сосредотачивает половину всех мировых железных дорог. Государственное поощрение.
4. "Великие идеологии" в первой половине XIX в.
Впервые слово "идеология" использовано в 1796 г., в современном понимании у Маркса и Энгельса в 1845 г. Востребованность идеологий в этот период: объяснить и указать цели, создать систему координат. Все идеологии XIX в. - последствия Французской Революции, т.к. она заставила оценить практическое применение идей и снабдила большим их количеством. Т.о. революция - точка отсчета всех идеологий.
ЛИБЕРАЛИЗМ: До середины XIX в. классический либерализм. Позитивный образ рационального и разумного человека в основе. История как бесконечный прогресс. Свободы, разделение властей, экономический либерализм, конституция. Носители либерализма - буржуа и иногда дворяне. Свобода не как средство, а как самоцель, практическая цель - создать общество, где свобода не нарушается. Угрозы: абсолютизм и вопрос о народе, опасение "тирании большинства", искали выход в имущественном цензе.
Англия - к началу века уже промышленный переворот, либералы больше внимания уделяют экономике ("манчестерская школа"), либеральная традиция со времен Джона Локка. "Утилитаризм" Джереми Бентама - в основе всех действий предполагался эгоизм, создание "моральной геометрии" для расчета пользы. Пытался примирить общество и частный интерес, т.к. общество тоже стремится к пользе. Безопасность и собственность для Бентама выше свободы - опасной и неосуществимой философской абстракции. Допускал вмешательство государства в экономику и демократизацию избирательного права. Джон Стюарт Милль - считал необходимым искать компромиссы. Личная свобода как необходимая и для общественного развития, ведь иначе господствует "коллективная посредственность". Еще до эпохи масс и массовой культуры видел их пороки. За широкое избирательное право, но в перспективе ценз по имуществу и образованию. Франция - шок от революции, и либерализм предлагает альтернативу. Проблема свободы и равенства. Все французские либералы за высокий имущественный ценз. Бенжамин Констан "Принципы политики". Четки приоритет личной свободы над общественной. Монархическая диктатура не менее опасна, чем диктатура большинства. Торквилль: "О демократии в Америке". Чувствовал приближение революции 1848 г. Демократия для него - свершившийся факт. Его тема - последствия демократии. Как дворянин, инстинктивно ее ненавидел, но признавал разумом. Равенство укрепляет веру человека в себя. Но концентрация на экономике приводит к потере политических интересов и создает "деспотию сытых людей", равенство усредняет. Верил в баланс демократии и равенства. Германия. Либерализм возник до промышленного переворота в среде интеллектуальной элиты. Умеренность, т.к. очень силен противник. Нерешенность национального вопроса и отсутствие выдающихся лидеров, только характерный представитель Лоренс фон Штайн. Государство приносит свободу.
СОЦИАЛИЗМ: С1826 г. так стали называть сторонников Р.Оуэна. Первая половина XIX в. т.н. "утопический социализм" (по Энгельсу противопоставляется последовавшему "научному"). Оптимистическое видение человека и прогресса. Выбор в пользу равенства - нужны не только права, но и возможность их осуществить. Реакция на тяжелые социальные последствия промышленного переворота - альтернатива в том, чего нет. Противопоставление вымышленного общества реальному. Утопия нового поколения, обращенная в будущее и не статичная. Клод Анри де Сен-Симон - аристократ, военный, революционер, спекулянт, капиталист и философ. Проект гармоничного бесклассового общества на основе промышленного развития. Промышленный класс - рабочие и капиталисты, все остальные - паразитический класс. Промышленная монархия, требование обязательного труда и благо всего общества. Шарль Фкрье - критика классовой природы государства: оно всегда защищает богатых и обманывает бедных. Нужна принципиально новая форма власти - фаланги (производственно-потребительские организации), воспитание коллективизма с младенчества. Коммунизм в 6 лет. Роберт Оуэн - последовательно боролся с капитализмом, хотя сам был капитализмом. Частная собственность - зло, ненормальность капитализма. Поселки-общности на принципах полной уравнительности. Попытка организовать поселение Новая Гармония - проект развалился через 2 года. Общее у них - неприязнь к революции, интерес всего общества, нет поиска врагов.
КОНСЕРВАТИЗМ: Франсуа Шатобриан - консерватизм не просто идеология, есть естественный консерватизм. Не зря к нему приходят с возрастом и опытом. Революция и тут была вехой, вызовом, создавшим идеологию консерватизма. XIX век и правда вызывал желание покоя. Классический консерватизм до 1860-х не имел партий. Консерватизм разных видов: реакционный, статус-кво, реформаторский (впоследствии даже революционный). Человек не самостоятелен, неразумен, слаб и грешен. Инстинкты и чувства, но не разум руководят им. Несовершенство человека и невозможность свободы. Человеку нужен опекун, воспитатель или тюремщик. Порядок - главный принцип воспитания. Авторитет позволяет сохранить порядок, а закон слишком слаб для этого. Нельзя дробить авторитет - поэтому только монархия. Церковь тоже укрепляет авторитет и сама им является. Цель - сохранять и развивать существующее. Нельзя идти от индивидуализма ("атомизма"), общество неравенства заложено в самой природе - это честная позиция, а не либеральные сказки. Англия - Эдмунд Берг - "реформировать, сохраняя", государство и общество прошло проверку поколениями. Томас Карлейль против "свинской идеологии" либерализма, за сильную руку, опору для слабых. Радикальные и даже расистские четры.
Франция - Традиционализм. Антиреволюционная и религиозная направленность. Де Местр - публицист. Человек может изменять, но не творить. При этом видел смерть старого мира (на смертном одре сказал "Я умираю вместе с Европой. Приятная компания"). Банальд - общество есть творение бога, а не дело человека.
Германия - здесь стимула не было, и так очень консервативная страна. Идея о государстве и обществе как о единой структуре: все части тела работают на благо организма.