Таможенно-тарифное регулирование
Таможенно-тарифное регулирование– меры, применяемые в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров, включающие применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.
Таможенный тариф
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.
Функции по регулированию ВЭД:
n защита внутреннего рынка Союза протекционистскими мерами, посредством которых уменьшают спрос на импортные товары, увеличивают сбыт товаров Союза, сокращают угрозу банкротства предприятий, выпускающих эти товары, а также безработицу в государствах – членах;
n содействие развитию национального производства и экспорта путём воздействия на внутренние цены и создание благоприятных условий для национальных производителей;
n прямое воздействие на правительства других стран и сообществ в борьбе за получение торгово‑политических уступок в форме как встречного снижения пошлин, так и ослабления других ограничений импорта;
n косвенное воздействиена развитие экспорта путём одностороннего установления беспошлинного режима на ввоз определённых товаров и видов оборудования, предназначенных для изготовления экспортной продукции.
Фрагмент Единого таможенного тарифа ЕАЭС
Код ТН ВЭД | Наименование позиции | Доп. ед. изм. | Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США) |
6201 11 000 0 6201 12 6201 12 100 0 6201 12 900 0 | Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков, кроме изделий товарной позиции 6203: - пальто, полупальто, накидки, плащи и аналогичные изделия: - - из шерстяной пряжи или пряжи из тонкого волоса животных - - из хлопчатобумажной пряжи: - - - с массой одного изделия не более 1 кг - - - с массой одного изделия более 1 кг | шт шт шт | 10, но не менее 5 евро за 1 кг 10, но не менее 5 евро за 1 кг 10, но не менее 5 евро за 1 кг |
Гармонизированная система описания
И кодирования товаров
ГС – детализированный и унифицированный внешнеторговый классификатор, разработанный ВТО/СТС, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы.
Правовой механизм использования закреплён Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, подписанной в Брюсселе 14 июня 1983 г.
Основные задачи ГС:
n создание единого для всех стран международного классификатора товаров;
n возможность использования системы как для таможенных, так и для статистических целей в части упрощения сбора, сопоставления и анализа статистических данных;
n применение системы в условиях постоянного расширения и усложнения ассортимента товаров, участвующих в международной торговле;
n возможность использования системы для стандартизации и унификации внешнеторговой документации.
Номенклатура Гармонизированной системы (НГС)
Характеристики структуры
Наименование уровня | Количество элементов |
Раздел | |
Группа | Всего - 99, из их действующих - 96, резервных - 3 |
Подгруппа | |
Товарная позиция | |
Субпозиция |
Основа классификации:
по разделам – совокупность различных признаков товаров:
n происхождение (разделы I, II, V);
n функциональное назначение (разделы IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI);
n химический состав (разделы III, VI, VII);
n вид материала, из которого изготовлен товар (разделы VIII, IX, X, XIII, XIV, XV)
по группам – последовательности обработки товаров:
n сырьё;
n полуфабрикат;
n готовое изделие
на уровне позиций и субпозиций:
n функциональное назначение;
n степень обработки товаров;
n химический и компонентный составы;
n вид материала, из которого изготовлены товары;
n технология производства.
Структура шестизначного кодирования в НГС
Шестизначный код товара в НГС | |||||||||
группа | |||||||||
товарная позиция | |||||||||
товарная субпозиция | |||||||||
В 1990 г. в СССР была разработана ТН ВЭД, в основе которой лежала номенклатура ГС и комбинированная тарифно‑статистическая номенклатура Европейского союза (КН ЕС), что обеспечивало более глубокую детализацию товаров для целей внешней торговли.
Восьмизначный код товара в ТН ВЭД | |||||||
код по НГС | |||||||
код по КН ЕС |
С 1991 года в РФ стала применяться ТН ВЭД России, путём добавления девятой цифры.
Девятизначный код товара в ТН ВЭД России | ||||||||
код по НГС | ||||||||
код по КН ЕС | ||||||||
код по ТН ВЭД России |
С 1995 г. в СНГ появляется новая редакция ТН ВЭД СНГ, с детализацией до десятого знака.
Десятизначный код товара в ТН ВЭД СНГ | |||||||||
код по НГС | |||||||||
код по КН ЕС | |||||||||
код по ТН ВЭД СНГ | |||||||||
код по ТН ВЭД России |
С 1.01.2015 г. В ЕАЭС для осуществления мер ТТР и НТР внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики, стала применяться ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Структура ЕТН ВЭД ЕАЭС
Десятизначный код товара в ЕТН ВЭД ТС | ||||||||||
код по НГС | ||||||||||
код по КН ЕС | ||||||||||
код по ЕТН ВЭД ЕАЭС | ||||||||||
Общее количество кодов, применяемых в ЕТН ВЭД ЕАЭС, составляет 9506, из них в НГС – 5019, в КН ЕС – 4487.
Страна происхождения товара
(гл.4 ТК ЕАЭС)
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Союза.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка, запретов и ограничений зависит от происхождения товаров.
Определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (ст.28 ТК ЕАЭС).
Пункт 5 ст.29 ТК ЕАЭС определяет, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара – коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий заявление о происхождении товара, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товара (п.1 ст.30 ТК ЕАЭС).
Сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным органом или организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, – страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (п.1 ст.31 тк еаэс).
Эффективная система налогообложения предполагает:
n установления чёткого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы и правил их определения;
n введения механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил расчёта базы налогообложения.
Таможенная стоимость
Назначение – основа для расчёта таможенных платежей.
Используется:
¨ в таможенной статистике;
¨ при проверке обоснованности цены товара при бартерных сделках;
¨ при контроле за эквивалентностью встречных товарных отправок;
¨ в целях валютного контроля при проведении экспортно‑импортных операций;
¨ при контроле за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.
Соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ от 15.04.1994 (г. Марракеш):
Таможенная стоимость товара – цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированная с учётом установленных дополнительных начислений.
Соглашение устанавливает чёткие условия применения такого подхода к таможенной оценке товаров, а также конкретный перечень возможных дополнительных начислений к цене сделки в тех случаях, когда они не вошли в эту цену, но были внесены покупателем.
Таможенная стоимость товаров определяется одним из следующих методов:
– Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
– Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).
– Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
– Метод вычитания стоимости (метод 4).
– Метод сложения стоимости (метод 5).
– Резервный метод (метод 6).
Метод 1
Определение таможенной стоимости товара всегда должно начинаться с попытки применения метода 1 – по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
К цене добавляются:
n расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары: вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам; расходы на тару или упаковку;
n расходы на перевозку (транспортировку), расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров;
n расходы на страхование, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и проч.
Условия применения метода:
n отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;
n продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
n никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 40 ТК могут быть произведены дополнительные начисления;
n покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.
Ценой,фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары,является общая сумма всех платежейза эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца(п.2 ст.39 ТК ЕАЭС).
Метод не применяется, если:
n ввозимые товары не являются предметом продажи;
n продажа товаров связана с ограничениями, касающимися пользования или распоряжения ввозимыми товарами;
n продажа сопровождается определёнными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть определена либо отсутствует необходимая информация для расчёта соответствующих поправок к цене и осуществления её корректировок.
Метод 2
Таможенная стоимость определяется путём использования в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию Союза и ввезёнными на неё в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Идентичные товары - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации.
Условия сделки с идентичными товарами:
n произведены в той же стране;
n таможенная стоимость определена по методу 1;
n тот же коммерческий уровень, то же количество;
n тот же коммерческий уровень, но иное количество;
n иной коммерческий уровень, но то же количество;
n иной коммерческий уровень и иное количество.
Метод 3
Таможенная стоимость определяется путём использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию Союза и ввезёнными на неё в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведённых из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
Условия сделки с однородными товарами:
n произведены в той же стране;
n таможенная стоимость определена по методу 1;
n то же качество, репутация и наличие товарного знака;
n тот же коммерческий уровень, то же количество;
n тот же коммерческий уровень, но иное количество;
n иной коммерческий уровень, но то же количество;
n иной коммерческий уровень и иное количество.
Метод 4
предназначен для оценки товаров, стоимость которых на момент ввоза не известна.
Базис: цена, по которой оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные им продаются на единой таможенной территории Союза в том же состоянии, в котором они были ввезены.
Основа: цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на единой таможенной территории в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу.
Принцип: исчисление таможенной стоимости осуществляется на основе внутренней цены, следует выделить элементы, характерные только для внутреннего рынка, затраты, которые произведены после ввоза товаров на таможенную территорию и не должны включаться в таможенную стоимость.
Метод 5
предназначен для оценки товаров, стоимость которых на момент ввоза не известна.
Основа: расчётная стоимость товаров, которая определяется путём сложения:
¨ расходов по изготовлению;
¨ суммы прибыли и коммерческих, управленческих расходов;
¨ расходов по перевозке (транспортировке);
¨ расходов на страхование.
Принцип: исчисление таможенной стоимости осуществляется на основе сведений производителя товаров. При этом, как правило, производитель находится вне юрисдикции таможенных органов Союза.
Ситуации, когда ни один из методов не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости:
¨ импорт товаров на временной основе;
¨ бартерные сделки, где невозможно применение метода 1;
¨ реимпорт товаров после ремонта или модификации;
¨ поставка уникальной продукции, произведений искусств;
¨ изготовитель не известен, либо отказывается предоставить данные об издержках производства, либо представленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом, и проч.
Метод 6
не даёт специального способа оценки товаров, но требует при его осуществлении учитывать принципы:
- процедура определения таможенной стоимости должна основываться на справедливой, единообразной и беспристрастной системе, которая предотвращает использование произвольной и фиктивной стоимости;
- таможенная стоимость должна базироваться на данных, совместимых с коммерческой практикой;
- процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой без различий в отношении участников сделки.
допускается большая по сравнению с другими методами гибкость: использование информационных прайс‑листов, прейскурантов и ценовых справочников; использование статистических данных об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифов на транспорт и т.п.
Обязательным условием остается максимально возможное подобие товаров.
Ограничением применения метода 6 является то, что таможенная стоимость товаров не должна определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке Союза, произведённые на его единой таможенной территории;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включённые в расчётную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров по методу 5;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости.
Запреты и ограничения