Таможенно-тарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование– меры, применяемые в отношении ввози­мых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров, включающие применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.

Таможенный тариф

Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.

Функции по регулированию ВЭД:

n защита внутреннего рынка Союза протекционистскими мерами, посредством ко­торых уменьшают спрос на импортные товары, увеличивают сбыт товаров Союза, со­кращают угрозу банкротства предприятий, выпускающих эти товары, а также безработицу в государствах – членах;

n содействие развитию национального производства и экспорта путём воздейст­вия на внутренние цены и создание благоприятных условий для национальных произво­дителей;

n прямое воздействие на правительства других стран и сообществ в борьбе за полу­чение торгово‑политических уступок в форме как встречного снижения пошлин, так и ослабления других ограничений импорта;

n косвенное воздействиена развитие экспорта путём одностороннего установле­ния беспошлинного режима на ввоз определённых товаров и видов оборудования, предна­значенных для изготовления экспортной продукции.

Фрагмент Единого таможенного тарифа ЕАЭС

Код ТН ВЭД Наименование позиции Доп. ед. изм. Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)
  6201 11 000 0   6201 12 6201 12 100 0   6201 12 900 0 Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыж­ные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков, кроме изделий товарной позиции 6203: - пальто, полупальто, накидки, плащи и аналогичные изделия: - - из шерстяной пряжи или пряжи из тонкого волоса животных   - - из хлопчатобумажной пряжи: - - - с массой одного изделия не более 1 кг   - - - с массой одного изделия более 1 кг     шт     шт   шт     10, но не менее 5 евро за 1 кг   10, но не менее 5 евро за 1 кг 10, но не менее 5 евро за 1 кг  

Гармонизированная система описания

И кодирования товаров

ГС – детализированный и унифицированный внешнеторговый классификатор, разработанный ВТО/СТС, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила класси­фикации для толкования Гармонизированной системы.

Правовой механизм использования закреплён Между­народной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, подписанной в Брюсселе 14 июня 1983 г.

Основные задачи ГС:

n создание единого для всех стран международного классификатора товаров;

n возможность использования системы как для таможенных, так и для статистиче­ских целей в части упрощения сбора, сопоставления и анализа статистических данных;

n применение системы в условиях постоянного расширения и усложнения ассорти­мента товаров, участвующих в международной торговле;

n возможность использования системы для стандартизации и унификации внешне­торговой документации.

Номенклатура Гармонизированной системы (НГС)

Характеристики структуры

Наименование уровня Количество элементов
Раздел
Группа Всего - 99, из их действующих - 96, резервных - 3
Подгруппа
Товарная позиция
Субпозиция

Основа классификации:

по разделам – совокупность раз­личных признаков товаров:

n происхождение (разделы I, II, V);

n функциональное назначение (разделы IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX, XXI);

n химический состав (разделы III, VI, VII);

n вид материала, из которого изготовлен товар (разделы VIII, IX, X, XIII, XIV, XV)

по группам – последовательности обра­ботки товаров:

n сырьё;

n полуфабрикат;

n готовое изделие

на уровне позиций и суб­позиций:

n функциональное назначение;

n степень обработки товаров;

n химический и компонентный составы;

n вид материала, из которого изготовлены товары;

n технология производства.

Структура шестизначного кодирования в НГС

Шестизначный код товара в НГС
группа        
товарная позиция    
товарная субпозиция
                   

В 1990 г. в СССР была разрабо­тана ТН ВЭД, в основе которой лежала номенклатура ГС и комбинированная та­рифно‑статистическая номенклатура Европейского союза (КН ЕС), что обеспечивало более глубокую детализацию товаров для целей внешней торговли.

Восьмизначный код товара в ТН ВЭД
код по НГС  
код по КН ЕС

С 1991 года в РФ стала применяться ТН ВЭД России, путём добавления девятой цифры.

Девятизначный код товара в ТН ВЭД России
код по НГС  
код по КН ЕС  
код по ТН ВЭД России

С 1995 г. в СНГ появляется новая редакция ТН ВЭД СНГ, с детализацией до десятого знака.

Десятизначный код товара в ТН ВЭД СНГ
код по НГС  
код по КН ЕС  
код по ТН ВЭД СНГ  
код по ТН ВЭД России

С 1.01.2015 г. В ЕАЭС для осуществления мер ТТР и НТР внешнеторговой и иных видов внешнеэкономиче­ской деятельности, ведения таможенной статистики, стала применяться ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Структура ЕТН ВЭД ЕАЭС

Десятизначный код товара в ЕТН ВЭД ТС
код по НГС    
код по КН ЕС  
код по ЕТН ВЭД ЕАЭС
                     

Общее количество кодов, применяемых в ЕТН ВЭД ЕАЭС, составляет 9506, из них в НГС – 5019, в КН ЕС – 4487.

Страна происхождения товара

(гл.4 ТК ЕАЭС)

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были пол­ностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответст­вии с критериями, установленными таможенным законодательством Союза.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка, запретов и ограничений зависит от происхождения товаров.

Определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, кото­рые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (ст.28 ТК ЕАЭС).

Пункт 5 ст.29 ТК ЕАЭС определяет, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара – коммерческий или любой другой доку­мент, имеющий отношение к товару и содержащий заявление о происхождении товара, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товара (п.1 ст.30 ТК ЕАЭС).

Сертификат о происхождении товара – документ определенной формы, свидетельст­вующий о происхождении товара и выданный уполномоченным органом или организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхожде­ния ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, – страны (группы стран, Таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза то­вара (п.1 ст.31 тк еаэс).

Эффективная система налогообложения предполагает:

n установления чёткого порядка исчисления базы налогообложения, т.е. перечня ос­новных элементов (структуры) этой исходной базы и правил их определения;

n введения механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение ус­тановленных правил расчёта базы налогообложения.

Таможенная стоимость

Назначение – основа для расчёта таможенных платежей.

Используется:

¨ в таможенной статистике;

¨ при проверке обоснованности цены то­вара при бартерных сделках;

¨ при контроле за эквивалентностью встречных товарных отпра­вок;

¨ в целях валютного контроля при проведении экспортно‑импортных операций;

¨ при контроле за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ от 15.04.1994 (г. Марракеш):

Таможенная стоимость товара – цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированная с учётом установленных дополнительных начислений.

Соглашение устанавливает чёткие условия применения такого подхода к таможенной оценке товаров, а также конкретный перечень возможных дополнительных начислений к цене сделки в тех случаях, когда они не вошли в эту цену, но были внесены покупателем.

Таможенная стоимость товаров определяется одним из следующих методов:

– Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

– Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).

– Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).

– Метод вычитания стоимости (метод 4).

– Метод сложения стоимости (метод 5).

– Резервный метод (метод 6).

Метод 1

Определение таможенной стоимости товара всегда должно начинаться с попытки применения метода 1 – по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

К цене добавляются:

n расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению по­купателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары: вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам; рас­ходы на тару или упаковку;

n расходы на перевозку (транспортировку), расходы на погрузку, разгрузку или пере­грузку ввозимых товаров;

n расходы на страхование, лицензионные и иные подобные платежи за использова­ние объектов интеллектуальной собственности и проч.

Условия применения метода:

n отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами;

n продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

n никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 40 ТК могут быть произведены дополнительные начисления;

n покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

Ценой,фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары,является общая сумма всех платежейза эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца(п.2 ст.39 ТК ЕАЭС).

Метод не применяется, если:

n ввозимые товары не являются предметом продажи;

n продажа товаров связана с ограничениями, касающимися пользования или рас­поряжения ввозимыми товарами;

n продажа сопровождается определёнными условиями, вследствие чего реальная стоимость товаров не может быть определена либо отсутствует необходимая информация для расчёта соответствующих поправок к цене и осуществления её корректировок.

Метод 2

Таможенная стоимость определяется пу­тём использования в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию Союза и вве­зёнными на неё в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (вво­зимых) товаров.

Идентичные товары - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации.

Условия сделки с идентичными товарами:

n произведены в той же стране;

n таможенная стоимость определена по методу 1;

n тот же коммерческий уровень, то же количество;

n тот же коммерческий уровень, но иное количество;

n иной коммерческий уровень, но то же количество;

n иной коммерческий уровень и иное количество.

Метод 3

Таможенная стоимость определяется пу­тём использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию Союза и вве­зёнными на неё в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (вво­зимых) товаров.

Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведён­ных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оценивае­мые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.

Условия сделки с однородными товарами:

n произведены в той же стране;

n таможенная стоимость определена по методу 1;

n то же качество, репутация и наличие товарного знака;

n тот же коммерческий уровень, то же количество;

n тот же коммерческий уровень, но иное количество;

n иной коммерческий уровень, но то же количество;

n иной коммерческий уровень и иное количество.

Метод 4

предназначен для оценки товаров, стоимость которых на момент ввоза не известна.

Базис: цена, по которой оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные им продаются на единой таможенной террито­рии Союза в том же состоянии, в котором они были ввезены.

Ос­нова: цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на единой таможенной территории в тот же или в со­ответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересе­кали таможенную границу.

Принцип: исчисление таможенной стоимости осуществляется на основе внутренней цены, следует выделить элементы, характерные только для внутрен­него рынка, затраты, которые произведены после ввоза товаров на таможенную террито­рию и не должны включаться в таможенную стоимость.

Метод 5

предназначен для оценки товаров, стоимость которых на момент ввоза не известна.

Ос­нова: расчётная стоимость товаров, которая определяется путём сложения:

¨ расходов по изготовлению;

¨ суммы прибыли и коммерческих, управленческих расходов;

¨ расходов по перевозке (транспортировке);

¨ расходов на страхование.

Принцип: исчисление таможенной стоимости осуществляется на основе сведений производителя товаров. При этом, как правило, производи­тель находится вне юрисдикции таможенных органов Союза.

Ситуации, когда ни один из методов не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости:

¨ импорт товаров на временной основе;

¨ бартерные сделки, где невозможно применение метода 1;

¨ реимпорт товаров после ремонта или модификации;

¨ поставка уникальной продукции, произведений искусств;

¨ изготовитель не известен, либо отказывается предоставить данные об издерж­ках производства, либо представленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом, и проч.

Метод 6

не даёт специального способа оценки товаров, но тре­бует при его осуществлении учитывать принципы:

- процедура определения таможенной стоимости должна основываться на справед­ливой, единообразной и беспристрастной системе, которая предотвращает исполь­зование произвольной и фиктивной стоимости;

- таможенная стоимость должна базироваться на данных, совместимых с коммерче­ской практикой;

- процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприме­нимой без различий в отношении участников сделки.

допускается большая по сравнению с другими мето­дами гибкость: использование информационных прайс‑листов, прейскурантов и ценовых справочников; использование статистических данных об общепринятых уровнях комис­сионных, скидок, прибыли, тарифов на транспорт и т.п.

Обязательным условием остается максимально возможное подобие товаров.

Ограничением применения метода 6 является то, что таможенная стоимость това­ров не должна определяться на основе:

1) цены на товары на внутреннем рынке Союза, произведённые на его единой таможенной территории;

2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4) иных расходов, нежели расходы, включённые в расчётную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров по методу 5;

5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

6) минимальной таможенной стоимости;

7) произвольной или фиктивной стоимости.

Запреты и ограничения

Наши рекомендации