Основные направления и средства формирование культуры безопасности
Системное обеспечение безопасности социума предполагает также формирование культуры его безопасности. Педагогическая теория и практика ведет сегодня активный поиск путей и средств реализации этого процесса.
Во-первых, в связи с возникновением новых проблем, связанных с обеспечением безопасности в различных сферах жизнедеятельности уровень знаний населения о них, особенно по вопросам личной безопасности, значительно отстает от предъявляемых к нему современных требований.
Во-вторых, уровень общей культуры населения в сфере безопасности невысок из-за отсутствия развитой системы непрерывного обучения в этой области. Если в образовательной сфере этот вопрос как-то решается, т.к. существует обязательное преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Безопасность жизнедеятельности», то в дошкольных учреждениях, по месту жительства, да и во многих производственных, административных, общественных предприятиях и учреждениях эта работа практически не ведется.
В-третьих, даже во многих образовательных учреждениях отсутствуют квалифицированные преподаватели безопасности жизнедеятельности, что серьезно сказывается на качестве обучения, не говоря уж о формировании культуры безопасности.
И, в четвертых, при подготовке личности безопасного типа поведения не всегда учитываются возрастные и связанные с этим психофизиологические особенности людей в усвоении ими учебного материала, приобретения ими специальных знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
Какличностная характеристика культура безопасности определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и средой его обитания, способствует реализации и развитию его сущностных сил, предоставляет возможность осознания им своего места в окружающем мире, важности проблем безопасности жизнедеятельности и приоритета всех форм жизни как условий существования социума.
Как социальное явление она способствует гармонизации взаимодействия социумом и средой его обитания, являясь средством гуманизации всех сторон жизнедеятельности, устойчивости развития системы «человек-среда обитания».
Таким образом,культуру безопасности можно представить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств человека, как способ организации жизнедеятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Базовым компонентом культуры безопасности и ее ядром является мировоззрение безопасности жизнедеятельности человека. Такие компоненты мировоззрения, как интеллектуальный, мотивоционно-потребностный, чувственно-волевой, морально-нравственный, деятельностно-практический отражают реальную готовность личности к определенному типу поведения, составляют основу культурологического и практического аспектов ее деятельности и фокусируют в себе элементы понятийной составляющей культуры безопасности.
В контексте содержания образовательного процесса культура безопасности включает в себя знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасности жизнедеятельности по образцу и творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасности жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях учащихся, деятельности и личности субъектов воспитания17.
Воспитание мотивации к безопасному поведению. В ходе формирования личности уже на ранней стадии развития ребенка под влиянием социальных, культурологических, педагогических и других факторов (родителей, окружающих людей, воспитателей, учителей и т.д.), могут проявиться три основные тенденции реализации этого процесса.
Первая, формирующая личность, склонную к саморазрушению, у которой не только отсутствует мотивация к безопасному поведению, но и имеется противоположная, проявляющаяся в готовности к целенаправленному созданию опасных ситуаций либо неосознанному влечению к вредным действиям, к ничем неоправданной жертвенности, мученичеству и т.д. Такая личность склонна к неоправданно повышенному риску, ведет нездоровый образ жизни, сама перманентно создает опасные ситуации. Склонность к саморазрушению возникает под влиянием негативного примера взрослых, склонных к алкоголизму, наркомании, неоправданному риску и пр., в результате жестокого обращения к ребенку, в случае предъявления к нему непомерных требований и т.д.
Вторая тенденция формирует преувеличенное стремление к безопасности, всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации. Человек с такими качествами личности может оказаться перестраховщиком, излишне осторожным и предусмотрительным. Крайнее выражение данной тенденции проявляется в нерешительности, боязливости и даже откровенной трусости. Такое поведение является результатом влияния боязливо-тревожных взрослых, которые не столько формируют стремление к безопасности, сколько запугивают ребенка возможными, обычно преувеличенными опасностями.
Третья тенденция проявляется в стремлении обеспечить свою личную безопасность, безопасность окружающих людей адекватно сложившейся ситуации. Такой человек стремится к полноценной жизни, не лишенных элементов риска, при этом он осознанно ставит цели, реализация которых помогает своевременно предвидеть, предупреждать и преодолевать опасные ситуации. Этот тип мотивации выражается в тенденции к рациональному преодолению возможных опасностей, формируется под влияния воспитания, основанного на постепенном расширении зоны самостоятельности и ответственности ребенка. При этом воспитатели не бросают его на произвол судьбы, а всемерно поддерживают в моменты, когда его усилий не достаточно для преодоления трудных, а тем более опасных ситуаций. Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению является фундаментом культуры безопасности.
Компоненты психолого-педагогической подготовки в области безопасности жизнедеятельности. Психолого-педагогическая подготовка включает в себя следующие компоненты.
1. Формирование системы знаний, учений и навыков безопасного поведения и убежденности и их истинности. Данный процесс осуществляется в семье и в образовательных учреждениях всех уровней. Система таких знаний должна быть теоретически и методически обоснованной и реализоваться через учебно-методический комплекс, включающий в себя учебные программы, учебные и методические пособия, всестороннее информационное обеспечение учебного процесса, применение современных технологий обучения.
2.Воспитание характера и личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Это обусловлено тем, что люди с сильным характером, развитыми волевыми качествами, уравновешенные, решительные, смелые, оптимистичные, гуманные способны сохранять самообладание, спокойствие, трезвость рассудка даже в крайне сложных ситуациях и находить рациональных выход из них.
3. Психологическая подготовка к безопасному поведению. Психологическая устойчивость к опасным ситуациям является решающим фактором выживания, так как в момент опасности на людей действует комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность, возникает эмоциональное напряжение – стресс, который сильно влияет на работоспособность человека и его способность бороться с опасностью. Поэтому необходимо готовить человека к адекватному поведению в условиях непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, формировать стрессоустойчивость, способность реально оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладание в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями. Все это достигается соответствующим набором технологий, разработанных современной психологией.
4. Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях, что необходимо для развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и т.д.), обеспечивающих активность действий человека и адекватность его реакций на опасности и чрезвычайные события. Субъекты формирования безопасного поведения должны хорошо знать основные средства и методы развития этих качеств, а также способы организации занятий по физической подготовке. В этом случае возможен наиболее точный подбор оптимального сочетания средств, форм и методов ее совершенствования применительно к конкретным условиям обстановки.