Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор заих деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В состав Высшего Арбитражного СудаРФ входят Председатель, заместители Председателя, председателиколлегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда,
Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим многие другие полномочия:
— организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской федерации;
— созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование наих заседаниях, а также вынесение на рассмотрение Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах ких ведению;
— осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;
— распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
— формированиеиз числа судей Высшего Арбитражного Суда судебных составов данного Суда;
— вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов, отнесенных законодателем к его ведению;
— представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношенияхс государственными, общественными и иными органами;
— осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных судах.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы распоряжения по вопросам организации работы всех арбитражных судов.
Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы,их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и вправе председательствовать в заседаниях суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия Председателя его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей Председателя.
Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных судов. Заместители Председателя вправе также принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы,их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
— Пленума;
— Президиума;
— Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
— Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ относится:
— рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностьюили частично — не нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);
— рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;
— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;
— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст.125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
—обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемомим в любой инстанции;
— изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;
— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;
— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
— осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.
Помимо этого Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.
Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются принимаемым Высшим Арбитражным Судом РФ Регламентом, обязательным для всех арбитражных судов.
Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит всудебных коллегиях.
Они также изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов ииных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов.
Судебные коллегии создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ и утверждаются Пленумом этого Суда по представлению его Председателя. Они возглавляются председателями судебных коллегий, являющимися заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В случае необходимости Председатель Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии. В судебных коллегиях образуютсясудебные составыиз числа и, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного Суда.
Основное полномочиеПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.
Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:
— Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — на решение любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— Генерального прокурора РФ — на решения любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
— заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заместителей Генерального прокурора — на решения арбитражных судов, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и председателей судебных составов данного Суда. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Президиум могут быть введены судьи данного Суда.
В заседаниях Президиума Суда вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Суда в заседаниях могут принимать участие и Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Суда по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей. В его заседаниях вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:
— рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
— решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
— решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
— избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума из числа судей данного Суда;
— утверждает по представлению Председателя данного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ;
— утверждает в порядке, предусмотренном Законом об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
— утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей соответствующего суда в качестве членов его президиума;
— утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Федерации судей соответствующего суда в качестве членов его президиума;
— утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Регламент арбитражных судов;
— решает в соответствии с Законом об арбитражных судах вопросы организации и деятельности арбитражных судов.
По вопросам, относящимсякего ведению, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для Арбитражных судов. Созывается он Председателем Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год, и правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума подписывается Председателем и секретарем Пленума, избираемымиз его членов. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор РФ уведомляются не позднее,чем за 15 дней до заседания.
По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде: обзоров (обобщений) арбитражной практики, проектов разъяснений по вопросам применения законодательства; проектов предложений по совершенствованию законодательства; докладных записок по другим наиболее актуальным вопросам деятельности арбитражного суда.
Материалы представляют председатели коллегий, судьи, руководители отделов аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели нижестоящих арбитражных судов. К подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию сих руководством. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по вносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся поним разногласиях. К материалам прилагается проект постановления Пленума.
Материалы, предназначенные для рассмотрения на Пленуме, передаются секретарю Пленума не позднее, чем за 30 дней до заседания Пленума. При непредставлении материалов в установленный срок секретарь Пленума докладывает об этом Председателю Высшего Арбитражного Суда для принятия соответствующего решения. Заседания Пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. На них могут присутствовать представители средств массовой информации. На закрытых заседаниях присутствуют лишь члены Пленума, руководители правоохранительных органов и специально приглашенные лица.
Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ, председателями арбитражных судов, председателями коллегий и руководителями структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматриваются соответственно поихдокладам или докладам уполномоченныхими лиц. В обсуждениях могут участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.
Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционнуюкомиссию из числа членов Пленума. После обсуждения при необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.
Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах.
Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.
На основе изучения и обобщения практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатываются и в установленном порядке вносятся предложения по совершенствованию законодательства. К этой работе привлекаются по согласованию с руководителями соответствующих организаций их специалисты и ученые.
При Высшем Арбитражном Суде РФ действуетСовет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Он является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Его решения реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и разработкой предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создаетсяНаучно-консультативный совет. Его состав и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.
Высший Арбитражный Суд РФ выпускает "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Иные арбитражные органы
Экономический спор, подведомственный арбитражному суду, как уже говорилось выше, по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда.
Допускается создание третейских судов для рассмотрения конкретных споров, а также постоянно действующих. К последним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ), а также сходные с ними третейские суды, создаваемые при местных торгово-промышленных палатах (например, Коммерции арбитраж при Московской Торгово-промышленной палате).
Создаются третейские суды иногдаииными финансовыми и промышленно-предпринимательскими структурами, а также на основе некоторых межгосударственных соглашений, в которых особо оговариваются правила разбирательства предполагаемых споров. К числу третейских судов такого рода можно отнести, к примеру, Экономический суд Содружества Независимых Государств, учрежденный Соглашением государств—участников этого Содружества от 6 июля 1992 г.
Чаще всего третейское рассмотрение конкретных споров проходит на основании Положения о третейском суде или Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г.
На основании Положения о третейском суде рассматриваются любые возникшие между гражданами споры (кроме вытекающих из трудовых и семейных отношений), а на основании Временного положения рассматриваются — экономические споры, которые могут быть подсудными арбитражным судам. Производство в третейском суде осуществляется при наличии соглашения о передаче спора этому суду, которое заключается сторонами в письменной форме в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
Число третейских судей должно быть нечетным, а судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью, давшее согласие на выполнение соответствующей обязанности.
Третейский суд образуется, как правило, в составе трех судей. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. Этот третейский суд самостоятельно решает вопрос наличия или действительности согласия о передаче спора третейскому суду. Если будут признаны отсутствие или недействительность соглашения сторон, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
Разрешение споров в третейском суде происходит на началах равенства сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав.
Стороны по своему усмотрению определяют порядок разрешения спора, место разрешения спора, язык, применяемый при разрешении спора.
При разрешении спора третейский суд сам определяет, необходимо ли присутствие сторон, достаточно ли документов, которые имеются в деле. К документам относятся исковое заявление, отзыв на него, заключения специалистов и т.д. Расходы, связанные с рассмотрением дела, распределяются между сторонами по соглашению или по решению третейского суда. Руководствуется третейский суд действующим законодательством. Решение принимается большинством голосов всех членов суда, облекается в письменную форму и подписывается составом третейского суда. Судья,не согласный с решением, излагает особоемнение, которое прилагается к решению.
Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки,им установленные. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. При неисполнении ответчиком решения в установленный срок приказ на его принудительное исполнение выдается по заявлению стороны, в пользу которой вынесено решение. Этот приказ выдает арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд. Для выдачи приказа арбитражный суд устанавливает наличие соглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выбора законодательства для разрешения спора. Арбитражный суд при этом воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела и не входит в обсуждение решения третейского суда по существу.
Арбитражному суду не предоставлено право отменять, изменять решение третейского суда, выносить новое решение, прекращать производство по делуили оставлять иск без рассмотрения, а также требовать от истца представления дополнительных документов.
В случае, когда при рассмотрении заявления о выдаче приказа на исполнение решения третейского суда арбитражный суд установит, что это решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным документам, арбитражный суд отказывает в выдаче приказа и возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение (когда этот суд является постоянно действующим). Если третейский суд не являлся постоянно действующим, а решение вынесено с нарушением законодательства или не соответствует материалам дела, арбитражный суд отказывает истцу в выдаче приказа. Одновременно он может рекомендовать истцу обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд по установленной подсудности. По своей инициативе арбитражный суд не вправе при отказе в выдаче приказа принять к своему производству дело, рассмотренное третейским судом.
Постоянно действующие третейские суды — Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия были созданы и действовали при Торгово-промышленной палате СССР. В связи с прекращением ее деятельности Постановлением Верховного Совета РФ от 20 января 1993 г. было установлено, что Арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия и диспашеры при Торгово-промышленной палате СССР продолжают свою деятельность при Торгово-промышленной палате РФ, выполняя функции, возложенные на них прежним законодательством. С принятием Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" Арбитражный суд стал именоваться Международным коммерческим арбитражным судом.
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения о Международном коммерческом арбитражном суде, утвержденного Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. В его компетенцию входит разрешение споров, связанных с договорнымии иными гражданско-правовыми отношениями, возникающими при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы однойиз сторон находится за границей, а также споров предприятий с иностраннымиинвестициямии международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров междуих участниками, а равноихспоров с другими субъектами права Российской Федерации.
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения, утвержденного тоже Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже". Она решает споры, которые вытекаютиз договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания, а именно:из отношений по фрахтованию судов, морской перевозки грузов, буксировке судов, по морскому страхованию, лоцманской и ледовой проводке, спасанию и подъему затонувших судов, а также связанных со столкновением судов и причинением повреждений рыболовным сетям,иным орудиям лова и др.
Корпус арбитров Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) формируется президиумом Торгово-промышленной палаты РФ сроком на 4 года. Арбитром может быть лицо, обладающее специальнымизнаниямив области разрешения споров, принимаемых указанными органами к рассмотрению. Президиум утверждает и акты, регламентирующие работу МКАС и МАК: Положение об арбитражных сборах и расходах и об издержках сторон, Регламент Международного коммерческого арбитражного суда, Правила производства дел в Морской арбитражной комиссии и т.д.
Общее количество арбитров в рассматриваемых органах определяется неоднозначно. В Международном коммерческом арбитражном суде оно составляет 25—30 арбитров, в Морской арбитражной комиссии — 25 арбитров. В МКАС арбитры избирают из своего состава сроком на 4 года председателя суда и его заместителя, а в МАК избирается председатель комиссии и два его заместителя.
Производство в этих органах ведется по правилам, сходным с действующими в третейских судах. МКАС и МАК принимают к рассмотрению дела при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче наих разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора. Каждая сторона участвует в выборе арбитров, рассматривающих спор, хотяих количество неодинаково. Так, в Международном коммерческом арбитражном суде спор рассматривают три арбитра или единоличный арбитр, а в Морской арбитражной комиссии каждаяиз Сторон избирает по арбитру из числа членов Комиссии. Но если два избранных арбитра не придут к единому мнению, то они избирают третьего. Когда не удается достичь соглашения по поводу выборов третьего арбитра, его назначает председатель МАК.
Споры могут разрешаться и в закрытом (по просьбе сторон) заседании. Допускается как непосредственное, так и заочное участие сторон в рассмотрении спора. Решения, выносимые данными органами, должны быть мотивированными и основываться на материалах, имеющихся в деле. При вынесении решений может быть использовано не только российское законодательство, но и международные нормы и обычаи, а иногда и законодательство других государств.
Различны последствия вынесенных данными органами решений. Так, решения Международного коммерческого арбитражного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат. А решения Морской арбитражной комиссии могут быть обжалованы сторонами, опротестованы Генеральным прокурором РФ и Председателем Верховного Суда РФ иих заместителями. Дела по указанным протестам рассматривает Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. В ее компетенцию входит отмена решения МАК, в случае существенного нарушения или неправильного применения действующего законодательства, и возвращение дела в МАК для нового рассмотрения в ином составе арбитров.
Решения Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии должны быть исполнены добровольно. Если сторона уклоняется от исполнения решения, то на основании исполнительного листа МКАС или надписи председателя МАК может состояться принудительное исполнение указанных решений.
Особым видом постоянно действующего третейского суда может быть признан упомянутый выше вданномпараграфе Экономический суд Содружества Независимых Государств, созданный на основании Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанного представителями десяти этих государств.
В соответствии с Положением об этом суде к его ведению относится преимущественно разрешение межгосударственных споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, принятых в установленном порядке в рамках СНГ, а также споров, связанных с определением юридической силы для государств — участников Содружества нормативных и других актов по экономическим вопросам. Споры рассматриваются по заявлению заинтересованных государств в лицеих полномочных органов, а также по заявлениям институтов Содружества. Суд призван осуществлять и толкование правовых актов по вопросам экономического сотрудничества государств—участников Содружества.
По результатам рассмотрения спора должно приниматься решение об установлении факта нарушения государством — участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствии нарушения), и определении мер, которые рекомендует принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий.
Экономический суд СНГ образуется из равного числа судей от каждого государства-участника. Избираются (назначаются) они сроком на десять лет в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.
Наиболее сложные и принципиальные вопросы в данном суде рассматриваются его Пленумом, который должен состоять из всех судей, назначенных (избранных) в данный суд, и руководителей высших судов или иных органов, занимающихся в государствах— участниках Соглашения о статусе Экономического суда СНГ рассмотрением и разрешением экономических споров. Основные полномочия Пленума — рассмотрение жалоб на решения "своего" суда, дача рекомендаций по обеспечению единообразной практики применения соглашений и других актов СНГ при разрешении экономических споров, а также по устранению коллизий в законодательстве государств—участников Соглашения.