Целеполагание и цели в государственном управлении
Целеполагание — это процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Обоснование цели имеет свои закономерности, обязательные процедуры (действия), выступая системообразующим этапом управляющего воздействия и совсем не простым делом.
I. Первая закономерность (и процедура) целеполагания определяется тем содержанием, какое мы вкладываем в понятие «цель».
Цель управления — это исходная категория управления, она отражает желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция (образ), которую требуется создать, воплотить в жизнь (достичь).
Цель объективирует потребности общественной жизни, интересы различных социальных групп, граждан. И, значит, нужно просчитать, проанализировать, выявить, учесть все потребности и интересы. Управлять — значит, просчитывать.
2. Другая закономерность (и процедура) целеполагания определяется субъективацией этого процесса. Цель формулируется людьми, выступает необходимым опосредующим фактором между объективными, реальными тенденциями, потребностями и волевой, субъективной, мыслительной деятельностью субъекта управления.
Цель — «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»[42]. И здесь очень важно предвидеть, как субъективное формулирование цели будет понято, принято другими субъектами, гражданами, которым эта цель адресуется. Лишь будучи осознанной, цель как выражение объективных общественных интересов получает свою определенность и выступает как непосредственная положительная задача. Управлять — значит, предвидеть различные возможные реакции людей.
3. Отсюда исходит и третья закономерность (процедура) целеполагания — необходимость альтернативных социальных прогнозов (проектов), их прозрачное обсуждение и на этой основе структуриро- . вание целей (задач) по приоритетности. Очевидно, что ни одна группировка политиков (администраторов) не обладает правом на абсолютную истину. Только на пути взаимных договоренностей, открытого поиска оптимума целей возможны стабильность и развитие жизнедеятельности людей. Управлять — значит, прогнозировать.
4. Цель без материализации, без деятельности — мертва. Этим обусловлена еще одна закономерность (процедура) целеполагания — переложение целей на формат программ, действий как стратегию развития на ближайшую, средне-, долгосрочную перспективу. Программы содержат концепцию развития общества (отдельной территории, отрасли, организации), ориентированную на повышение качества жизни граждан, обоснованный механизм ее реализации. Наличие таких программ -*- показатель интеллекта и профессионализма управленцев, условие доверия к власти граждан. Управлять — значит, программировать развитие, решение общественных проблем.
5. Программы трансформируют в конкретные планы, содержащие четко обозначенные сроки реализации программы, этапность, ресурсное обеспечение, методы, субъектов действий и степень ответственности за действия, выполнение плана. Управлять — значит, планировать.
В общем, можно сказать, что обоснование целей, процесса целеполагания — это формула «пяти П»: просчитать, предвидеть, прогнозировать, программировать, планировать.
Государственные масштабные цели системы государственного управления с необходимостью конкретизируются в целях-заданиях для каждой государственной организации. Умение связывать базовые общезначимые, поставленные перед конкретной организацией госаппарата цели и задачи — важнейшее качество государственных служащих. На основе общих ценностей они должны сами осознавать и другим (клиентам, объектам управления) показывать, что важно и чего они добиваются (если не знаешь, куда идешь, никогда не узнаешь, дошел или нет). Это справедливо и для политического руководителя, и для профессионала-чиновника, и для всех людей в целом.