Государство и право Древнего Китая
Периодизация.
История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий.
Период Шан (Инь): XVI—XI вв. до н.э. (1583—1027 гг. до н.э.).
Период Чжоу (Срединная империя): XI—III вв. до н.э. (1027—258 гг. до н.э.).
Период Цинь: 258—207 гг. до н.э.
Период Хань: 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.
Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями — ванами.
Вначале китайцы жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.
С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (ван — царь — победившего племени во главе государства). Основные формы собственности в этот период — царская и общинная. Общинное землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления — царским, общинным и частным.
Земли делились на две категории — общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.
В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы. Они объявили, что ван — это сын Неба, а империю — Поднебесной (Срединной) империей — империя была без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов — князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями.
Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» — V—III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств.
258 г. до н.э. — начало правления Циньской династии. Складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Империя разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. Ее длина — 5 тыс. км при высоте и ширине от 6 до 10 м (по стене могли проехать 5-6 всадников), через каждые 200 метров расположены сторожевые башни. Стену строили 2 млн. человек.
Цинь Ши-Хуанди ввел единое законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии (206 г. до н.э. — 221 г. н.э.)
В этот период введена экзаменационная система испытаний для претендентов на государственные должности; оживился интерес к конфуцианскому учению (551—497 гг. до н.э. — Конфуций ), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм, а в 124 г. до н.э. открывается императорский университет, который готовит чиновников-администраторов. Расширяются торговые связи с Индией, Сирией и Римской республикой..
В период царства Цинь намечаются два пути дальнейшего развития Китая:
через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;
через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.
Второй путь развития утверждается до буржуазных революций 1911—1913 гг.
Правовой статус населения. Процесс образования классов протекал медленно. Классы эксплуататоров и эксплуатируемых неоднородны. К VI—V в. Складываются следующие классы.
Эксплуататоры (жили за счет ренты-налога с общины):
титулованная знать, ранжированное чиновничество (основная опора царя);
незнатные крупные землевладельцы и купцы.
Средний формирующийся слой (непривилегированные свободные мелкие производители, собственники средств производства — крестьяне и ремесленники — были основными налогоплательщиками. При этом шел процесс постоянного сокращения общинной собственности.
Эксплуатируемые работники, лишенные собственности на землю и на средства производства (безземельные и малоземельные крестьяне, рабы, наемные работники).
Государственный строй. Во главе государства стоял правитель (ван, «сын Неба»), власть монарха обожествлялась. Существовала дворцово-вотчинная система управления: центром управления в период Чжоу был дворец вана, управитель дворца, глашатай воли вана — цзай. Личные нужды царя, его административные и военные поручения выполняли стольники — шаньфу.
Страна делилась на автономные уделы во главе с удельными правителями со своими советниками и помощниками.
В IV в. до н.э. в циньско-ханьский период складывается централизованная империя по типу «восточной деспотии». Было принято новое положение о рангах знатности, которые присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем — 9 рангов и 18 степеней. В конце III в. до н.э. в империи Хань было 20 рангов чиновников: 1 ранг владел от 10 тыс. даней зерна (1 дань — 103,5 л) и денежными средствами; 20 ранг — 100 данями.
После создания Циньской империи ван принимает титул императора, берет на себя всю военную и законодательную власть, назначает всех высших чиновников центрального и местного аппарата. Центральный аппарат империи включает ряд ведомств: финансово-налоговое, судебное, контрольное, военное, ведомство обрядов, императорского двора и дворцовой стражи. Во главе финансового ведомства стоит канцлер (1 министр) — ченсян. Циньско-Ханьский Китай делился на провинции, уезды, волости и общины.
Канцлер, верховный главнокомандующий и верховный цензор стояли на страже существовавших порядков и входили в высшую категорию чиновников — трех гунов.
Судебная система. По уголовным делам в империи Цинь наметилось определенное отделение суда от администрации. Существовало ведомство наказаний (судебное ведомство), которое разбирало наиболее тяжкие уголовные дела. Вторая инстанция — провинциальный судья, он же одновременно и начальник тюрем в округе. Гражданскими делами занималась уездная администрация, губернатор провинции, судебное ведомство. В качестве последней инстанции выступал император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. В Ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью.
Право древнего Китая.
На развитие права оказали влияние конфуцианство и легизм (законность) — сторонники сильного бюрократического государства, строгих, обязательных для всех законов, лежащих в основе государственного управления.
Можно выделить 3 этапа в развитии права.
Шаньско-иньский и ранний Чжоусский Китай — главную роль играли этические нормы (ли).
Чжоусский — усиливается роль права, законов (фа) на основе легизма (V—III вв. до н.э.).
Циньско-Ханьский (III в. до н.э. — III в. н.э.) — слияние легизма и конфуцианства в ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих цели сохранения и функционирования древнекитайского общества. Основой этой идеологии был конфуцианский постулат о неравенстве людей, их социальных, сословных, ранговых различиях, а также о разных правах в зависимости от места в семье, пола, возраста. Закон (фа) и моральные нормы (ли) должны были совпадать. Модель задавала стереотипы поведения, право с помощью наказания запрещало от него уклоняться.
Источники.
Писаные законы (VI—V вв. до н.э.). Одним из первых законов был текст на бронзовом треножнике («Обозрение законов»). Он предусматривал 5 видов наказаний за преступления (536 г. до н.э.) — клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь (отрубание головы).
«Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.). Один из первых сводов законов, содержал 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, об орудиях казни и пытках. Позже «Книга законов» была дополнена еще рядом глав: нормы права о военном деле, государственном коневодстве и финансах. Этот сборник положил начало последующей разработке законов.
Общинное поземельное право.
Приказы чиновников и правителей.
Сложился такой порядок, когда правовые нормы соседствовали с нормами морали.
Уголовное право. Традиционное право развивалось в основном как уголовное, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных и гражданских правоотношений и пр.
Понятие преступления в Древнем Китае связывали с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как «низкий человек». Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли. Требование учета воли преступника было закреплено законом в 120 г. до н.э. В соответствии с этим требованием в китайском праве стали выделять преступления умышленные, неумышленные и совершенные по ошибке. При соучастии выделялся главарь.
В китайском праве проводились различия между оконченным преступлением и покушением, как проявлением преступной воли. Исходя из «преступной воли» определялось содержание таких институтов как соучастие и групповое преступление, выделяли отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Было известно 500 видов преступлений.
Наказания. Традиционная система включала 5 видов наказаний: татуирование (клеймение), отрезание носа, отрубание ноги, кастрация, смертная казнь. От телесных наказаний освобождались дети до 8 лет и старики после 70 лет.
Цель наказания — устрашение.
Брачно-семейное право. Патриархальный характер. Во главе большой семьи стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи. Цель создания семьи — рождение мужского потомства.
Между женихом и семьей невесты или их семьями заключался договор, нарушение которого влекло уголовное наказание старших в семье. Муж мог иметь второстепенных жен и наложниц. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Возможности для развода у жены были ограничены, ей нельзя было выходить во второй раз замуж. Брачный возраст для мужчины был 16—30 лет, для женщины — 14—20 лет. Запрещались кровосмесительные браки. До середины XIX в. за убийство и побои младших в семье не наказывали.
Право собственности. Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном китайском праве. Оно регулировалось в основном общинным поземельным правом и указами чиновников и правителей.
Формы собственности. В Древнем Китае существовали следующие формы собственности: государственная, общинная, частная, но полной частной собственности не было — было право пользования. Договоры могли быть купли-продажи, аренды, найма, займа, заклада.
В царстве Шань земли делились на две категории — общественное и частное поле. Частные поля не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей переправки царю.
В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которое располагалось вдоль западной границы. Было объявлено, что ван — это сын Неба, а империя названа Поднебесной (Срединной) — империей без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов — князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями.
В VI—V вв. до н.э. происходит разложение общинной собственности на землю, присвоение феодалами, верхушкой чиновничества общинных земель, особенно «общественных полей», что приводит к росту как крупного, так и мелкого крестьянского частного землевладения, а также к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становятся арендаторами на частной и государственной землях.
Процессуальное право. Вначале характер процессуального права был состязательным, а со временем стал розыскным. Расследование преступления поручалось особому чиновнику — линьши. Расследование начиналось с заявления или доноса по строго определенной форме, нарушение которой наказывалось. Строго карался лже-донос, запрещались анонимные доносы, доносы на старших родственников в семье и на близких родственников, рабов — на своих хозяев. Только в случае убийства отца матерью дети были обязаны на нее донести.
Виды доказательств: свидетельские показания, вещественные доказательства, добытые в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, клятвы. В ходе дознания применялись и пытки. За смерть обвиняемого под пытками следователю грозили каторжные работы — это давало какую-то гарантию жизни обвиняемому. Широко применялось вынесение решения по делу по аналогии.
Самой развитой областью китайского права стало уголовное право. Когда европейцы впервые стали знакомиться с многотысячными статьями уголовных кодексов древности и последующих веков, они нередко приходили к выводу, что карательная политика и законодательство в Китае находились на более высоком уровне, чем в этот же период в странах Европы.