Предприятия как субъекты АП
К числу субъектов административного права относятся унитарные предприятия и учреждения.
Правовое положение данных организаций как юридических лиц определяется нормами гражданского права, которые содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и других гражданско-правовых актах. Вместе с тем данные организации играют важную роль в государственном секторе экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества. В связи с этим в их деятельности велика роль государственного управления, осуществляемого прежде всего Министерством экономического развития Российской Федерации, а также отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Унитарные предприятия и учреждения вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права, будучи при этом субъектами административного права.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Примерный устав государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден приказом Минэкономразвития России и от 25 августа 2005 г. N 205.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Унитарные предприятия делятся на два вида:
- унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;
- унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, имеет имущество, которое находится в государственной (муниципальной) собственности. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), имеет имущество, находящееся в государственной собственности. Предприятие владеет и пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а распоряжается имуществом лишь с согласия собственника. Учредительным документом федерального казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Федеральное казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Вопросы государственного управления унитарными предприятиями и учреждениями были определены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024.
Как было отражено в данной Концепции, функции по управлению унитарными предприятиями в настоящее время четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти в области имущественных отношений наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.
Вместе с тем нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. На практике недостаточное административно-правовое регулирование деятельности унитарных предприятий и отсутствие действенных инструментов управления и контроля приводит к ряду негативных последствий, в том числе:
- переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
- заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;
- отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;
- невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.
Федеральные органы исполнительной власти наделены и правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. В то же время учреждения имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводит к нанесению прямого ущерба государству.
Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества. В частности, анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что значительная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования федерального имущества не перечисляются и не учитываются в федеральном бюджете.
В указанной Концепции определены цели и задачи государственного управления унитарными предприятиями и учреждениями, которые заключаются в следующем:
- повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
- оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;
- создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;
- погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие - увеличении поступлений в федеральный бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;
- снижении расходов федерального бюджета на содержание казенных предприятий и учреждений.
Механизм государственного управления унитарными предприятиями и учреждениями предполагает следующее:
а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций. Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в том числе казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могли быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
Необходима оценка деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано в следующих случаях:
- использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности, функционирования воздушного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
- осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам;
- разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность;
- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;
- осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств;
- осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства;
- осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением национальной безопасности.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:
- преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
- реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;
- передача унитарных предприятий и учреждений в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
- ликвидация унитарных предприятий и учреждений;
б) определение цели государства применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению. Федеральные органы исполнитель ной власти устанавливают требования к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядок их оценки. Эти органы так же проводят аттестацию руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся соответствующие унитарные предприятия.
Федеральными органами исполнительной власти также утверждаются программа (план, бизнес-план) деятельности предприятия, что является основой взаимодействия между государством и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;
в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана);
г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес-плана);
д) обеспечение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, проведение федеральными органами исполнительной власти ежегодных аудиторских проверок унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных органами по управлению имуществом, а также согласование федеральным органом исполнительной власти в области имущественных отношений уставов унитарных предприятий;
е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.
32. Общественные объединения: понятие, виды и А-П статус
Особого внимания заслуживает правовой статус таких некоммерческих коллективных субъектов административного права, как общественные объединения. Дело в том, что согласно действующему законодательству общественное объединение может функционировать как в виде юридического лица, так и без образования такового. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Итак, все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 (с последующими изменениями), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995, «О политических партиях» от 11.07.2001 (с изм. от 25 июля 2002 г.) и другими актами.
Действие ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории РФ структурных подразделений – организаций, отделений или филиалов и представительств – иностранных некоммерческих неправительственных объединений.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Для общественных организаций как для субъектов административного права характерны признаки: добровольность объединения; наличие устава или положения, регулирующего правовое положение данной организации; организационная имущественная обособленность; наличие органов самоуправления; материальное участие членов организации в создании материальной базы; как правило, стабильный состав, сочетающийся с возможностью обновления.
Формы общественных объединений:
Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное для общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.
Общественный фонд – это один из видов некоммерческих объединений, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Общественное учреждение – не имеющая членства общественная организация, создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения.
Орган общественной самодеятельности создается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, для удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическое общественное объединение – общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы МСУ посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Молодежные и детские объединения – им оказывается государственная поддержка, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами гос. власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Благотворительные организации понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, особенности создания и деятельности благотворительных организаций.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.
возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Для регистрации общественного объединения необходимо: заявление в регистрирующий орган; устав; выписка из протокола съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора. Органы юстиции, регистрирующие обществ. объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Религиозные объединения – добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений; других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их правовое положение определено ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997.
Религиозные объединения не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы гос. власти и в органы МСУ, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.