Правовой статус Великого Княжества Финляндского и царства Польского в составе Российской Империи
Правовое положение Финляндии и Польши в составе Российской империи в рассматриваемый период отличалось существенным образом. В первом случае можно наблюдать укрепление государственной автономии, а во втором - окончательное превращение Царства Польского в одно из российских генерал-губернаторств с ликвидацией тех элементов управления, которые создавали его обособленность. Происходит распространение на окраину общеимперского законодательства и подчинение местного аппарата управления общегосударственным учреждениям.
Развитие правового статуса Великого княжества Финляндского. Это был сложный длительный процесс, находившийся в зависимости от целого ряда факторов. К началу 60-х гг. XIX в. созданная российской властью финляндская автономия не только сохранилась, но и упрочилась. Последующие преобразования в государственно-правовой сфере позволили достичь княжеству пика своей государственной автономии к началу правления Александра III.
Государственная автономия Великого княжества Финляндского характеризовалась наличием у него внешних признаков государства: местного правительства - Императорского финляндского сената, парламента - Сейма, органов отраслевого управления, особенного сельского и городского самоуправления и своей судебной системы, законов, признаваемых в качестве основных для данной окраины, местного законодательства и государственных языков. Финляндия получила свои отдельные воинские формирования, особенное подданство и денежную единицу. С Империей у Великого княжества имелась таможенная граница.
Автономный статус Великого княжества сформировался исключительно благодаря деятельности российской верховной власти, находившейся в этом вопросе под вилянием различных политических сил, представлений и факторов.
В Финляндии складывалась дуалистическая форма конституционной монархии. Правовой статус Великого княжества определялся не только рядом законодательных актов, регулировавших структуру органов управления края, их отношения с высшими и центральными властями России, но и определенными конституционными обычаями, складывающимися в ходе управления данной территорией.
Польские события и опыт управления, несомненно, сыграли известную роль в финляндской политике центральной власти. Непосредственно в сфере взаимодействия местной и имперской властей этого не произошло, если иметь в виду изменения в законодательстве, но способ принятия решений по Финляндии начал меняться — император все чаще подключает в необходимых случаях соответствующих российских министров (например, как это было с вопросом о Лоцманской и маячной части княжества, хотя окончательная выработка предложений передается финляндским властям). Данное положение радикальным образом отличается от состояния Царства Польского, где происходит подчинение местной администрации на основе норм имперского Свода законов, и сами законодательные акты публикуются теперь в общегосударственном порядке.