Типы и классификация организаций, осуществляющих деятельность в РФ

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также про­цессы и действия организующей и дезорганизующей направлен­ности.

Задача теории организации - изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

По типу взаимодействия с индивидоморганизации делятся: корпоративные организации (замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и автори­тарностью руководства; индивидуалистическая организация (открытая организа­ция на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность).

По методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа: механистические организации; органические организации. Механистические организации - это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, цент­рализованном принятии решении, узко определенной ответствен­ности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюро­кратический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, ког­да цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Примеры: завод конвейерного типа, завод-автомат и др. Органические (адаптивные) организации - это организации, сла­бо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамиче­ское внешнее окружение. Пример: организация по проектирова­нию и производству электронной техники.

По взаимодействию подразделений организации делятся на три типа: традиционные организации; дивизиональные организации; матричные организации; комбинированные (состоящие из элементов предыдущих трех).

Традиционные организации могут иметь: линейную структуру управления; линейно-функциональную структуру управления; линейно-штабную (линейно-функционально-штабную) структуру управления.

Дивизионы могут строиться: по продукту (дивизионально-продуктовые структуры); по региону (дивизионально-региональные структуры); по потребителю-клиенту (дивизионально-потребительские структуры); по рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры).

Матричные организации - это организации, использующие ра­боту автономных групп для запуска и внедрения нового продукта или проекта. Каждая автономная группа создается под цель или проект и пользуется при этом определенной свободой в организа­ции своей работы. Они могут самостоятельно приобретать ресурсы, распределять полученную продукцию, участвовать в организации своего труда.

Минцберг создал типологию организационных культур на основе совмещения параметров «дистанция власти» и «стремление избежать неопределенности» и пяти конфигураций структуры организации: 1) простая структура, в которой главной составляющей является стратегическая вершина, а координирующим механизмом - прямой контроль; 2) механистическая бюрократия, в которой основной составляющей служит техноструктура, а координирующим механизмом - стандартизация трудовых процессов; 3) профессиональная бюрократия, в которой первая составляющая - функциональное ядро, а координирующий механизм - стандартизация навыков; 4) дивизиональная форма, в которой важнейшая составляющая - средний уровень, а координирующий механизм - стандартизация выпуска; 5) адхократия - форма, зависящая от конкретной цели, в которой основной составляющей является вспомогательный персонал, а координирующим механизмом служит взаимное регулирование.

Парсонс выделил организации по функциям, реализуемым: производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества; регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.; социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное; интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти - средства массовой информации, некоторые государственно-муниципальные организации (по соц.обеспечению).

Блау и Скотт основывают свою классификацию на том, кто получает выгоду: взаимовыгодные организации, в которых сами члены являются первыми бенефициарами; коммерческие, чьи собственники являются бенефициарами; обслуживающие организации, в которых бенефициарами являются клиенты; и организации общего блага, в которых выигрывает народ.

С точки зрения формализации организации делятся на формальные и неформальные. Формальные организации имеют четкие целевые ус­тановки, жесткую систему правил и процедур функционирования. Неформальные организации не имеют такой жесткой системы формали­зованных правил и процедур, и, хотя они существуют как сами по себе (семья, друзья, клубы и т.д.), так и в структуре формальных организа­ций, они не являются предметом нашего рассмотрения.

Гражданский кодекс РФ (ст. 48, п. 1) определяет формальные хо­зяйственные организации как юридические лица, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

С точки зрения права собственности организации могут быть част­ными, государственными, муниципальными и иными.

С точки зрения результатов деятельности организации подразде­ляются на коммерческие и некоммерческие. Для коммерческих органи­заций основной целью деятельности является извлечение прибыли. Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение при­были, но могут заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради которых они созданы.

С точки зрения правового статуса или организационно-правовой формы организации можно представить следующим образом.

К коммерческим организациям относятся: хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарище­ство на вере); хозяйственные общества (общество с ограниченной ответствен­ностью, общество с дополнительной ответственностью); акционерные общества (открытые и закрытые); производственные кооперативы; унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления).

К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; фонды; учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

С точки зрения размеров организации подразделяются на малые, средние и крупные. Надо отметить, что четких критериев отнесения тех или иных предприятий к названным группам нет, поэтому на прак­тике используют комбинацию критериев, которые позволяют отнести предприятие к той или иной группе.

Наши рекомендации