В деятельности исполнительной власти
Одним из важнейших элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст. 40 Конституции).
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
В Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закреплены основные понятия, касающиеся обращений граждан:
обращение - индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;
предложение - рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
заявление - ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;
жалоба - требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
индивидуальное обращение - обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
коллективное обращение - обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;
устное обращение - обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;
повторное обращение - обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);
анонимное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его (их) фамилия, имя, отчество либо данные о месте жительства и (или) работы (учебы) либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).
В законодательстве предусмотрено:
1) общее право жалобы, которым обладают все граждане. Общие жалобы рассматриваются в установленном Законом «Об обращениях граждан» порядке;
2) специальное право жалобы, предоставленное отдельным лицам как участникам гражданского, уголовного, административного и иного процесса (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении), т.е. специальные жалобы регламентируются специальными нормами, например Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
Особенности специальной жалобы:
• наличие специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;
• специальные основания для обжалования (например, постановление по делу об административном правонарушении), прямо названные в законе;
• четкое определение адресатов жалобы (ст. 12.2 ПИКоАП);
• специальные сроки подачи жалобы (в течение десяти суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления (специальные более короткие сроки), за исключением жалобы на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток, - ст. 12.4 ПИКоАП);
Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, должны быть рассмотрены не позднее чем в 15-дневный срок; общий срок рассмотрения обращений граждан - не позднее одного месяца.
При необходимости проведения специальных проверок, запроса исполнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно сообщив об этом заявителю.
При необходимости направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации срок рассмотрения обращений может быть продлен до шести месяцев руководителями государственных органов, иных организаций, в которые поступили обращения, с одновременным уведомлением об этом граждан.
Письменные обращения, не соответствующие требованиям ст. 7 Закона «Об обращениях граждан», могут быть оставлены без рассмотрения с уведомлением граждан в пятидневный срок о причинах оставления обращений без рассмотрения.
Анонимные обращения рассмотрению не подлежат, за исключением обращений, содержащих сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Направление гражданами предложений и заявлений в государственные органы, иные организации (должностным лицам) сроком не ограничено.
Жалобы могут быть направлены гражданами в государственные органы, иные организации (должностным лицам) не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.