Архивы в раннефеодальных государствах

Архивы раннего средневековья формировались в процессе становления феодальных отношений.Классовый характер архивов определялся их принадлежностью классу феодалов. Типы складывавшихся в это время архивов постепенное оформление и организацию хозяйства и государственного устройства феодального общества. На их состояние и использование оказывали влияние

и культурные факторы. Основные типы архивов были представлены архивами феодалов, светских и духовных. Формирование их происходило постепенно. Первыми образцами их явились архивы тех варварских королевств, которые образовались на развалинах разрушенной Римской империи. Организация в них государственной власти происходила в условиях, когда наиболее удачливые племенные вожди, еще недавно стоявшие во главе военных дружин, управлявшихся с помощью устных приказов вождя и его ближайших помощников, и племен, едва вышедших из состояния первобытно-общинного строя, и руководствовавшихся в своей жизни веками складывавшимся обычным правом, оказались хозяевами громадных территорий с разноплеменным населением и втягивались в достаточно сложный круговорот международных и религиозных отношений, для укрепления власти над завоеванными землями, для организации эксплуатации покоренного населения и охраны прав и собственности растущей феодальной знати, необходима была новая государственная организация, государственный аппарат и письменное делопроизводство. Последнее требовало выработки специальных норм и наличия кадров, обладающих соответствующими навыками. Разумеется, ни в своем ближнем окружении, ни среди соплеменников короли-варвары найти их не могли. По их могли найти на той почве, которую оставила за собой разрушенная империя. Последние уцелевшие представители римского чиновничества и интеллигенции, члены муниципалитетов, ютившиеся в захваченных городах и искавшие покровительства у новых представителей власти, охотно брали на себя функции организаторов королевских канцелярий и переносили в них привычные и знакомые им формы и традиции канцелярии римского государства. Следует, конечно, помнить, что и в сагой поздней Империи эти формы и традиции существовали уже в упрощенном, огрубленном виде по сравнению с эпохой расцвета римской государственности, а в условиях еще более примитивных варварских государств и общего неуклонно снижающегося уровня культуры, они продолжали упрощаться и деградировать.

Ближе всего к римским образцам стояла канцелярия короля остготов, во главе которой долгое время находился потомственный римский чиновник Кассиодор, знаток римского права и административной практики. В последний год своей службы он составил для своих преемников сборник образцов различных документов и их формул. По всей вероятности, довольно близко следовала римским образцам канцелярия вестготского королевства в Испании. Более примитивно было делопроизводство у франков, лангобардов и в других государствах, более удаленных от старых центров. По-видимому, совсем не было канцелярии у предводителя гуннов Атиллы: византийские авторы говорят, что при его дворе не было ни одного грамотного человека, и педантичный в своих требованиях к письменным сношениям византийский двор специально держал при Атилле своего человека, чтобы составлять письма от его имени.

Сама же Византия была единственным государством, где письменное делопроизводство и архивное дело поздней Римской империи продолжало существовать в прежнем виде. Архив византийских императоров был крупнейшим светским архивом своего времени.

 

Появление письменных документов создавало необходимость их хранения для доказательств, справок и других видов их использования. По архивы раннего средневековья не имели никакого специального устройства. Частью они находились при канцеляриях и в руках должностных лиц. Самые важные документы содержались в королевских сокровищницах вместе с другими ценностями, хотя терминология того времени знает и заимствованные у Рима специальные термины для обозначения хранилища документов. При отсутствии у королей постоянных резиденции и их архивы не имели постоянных попечений и обычно вместе с канцелярией следовали за королями в их походах к передвижениях; возникло даже специальное понятие "странствующие архивы". Очевидно, что такие архивы испытывали на себе все превратности пути и столь частых тогда военных столкновений. Отсутствие стабильности архивов отрицательно сказывалось на их состоянии и сохранности материалов; наряду с нарастанием документов шел процесс их гибели. Неудивительно, что от королевских архивов раннего средневековья не сохранилось непосредственных остатков.

В империи Карла Великого необходимость управления огромной территорией и энергичная законодательная и административная деятельность Карла создавали условия для расширения сферы письменного делопроизводства и нарастания документации. Однако специальных мер по ее организации не принималось. Некоторые условия для возникновения стабильного архива возникли в последние годы правления Карла, когда г. Аахен сделался его постоянным местопребыванием. Архив Карла содержал важнейшие материалы: законы, завещания, постановления императорского совета, грамоты иностранных монархов, прошения на имя императора и, по-видимому, копии некоторых исходящих документов, таких, как жалованные грамоты, письма Карла и т. п. Однако, источники не сохранили сведений об устройстве архива, и следов его не осталось.

Процесс складывания и укрепления феодальных владений, происходивший под покровом внешнего объединения земель империи, приводил к увеличению количества архивов графов, маркграфов и других императорских представителей на местах, постепенно превращавшихся в фактически самостоятельных феодалов; с этого времени можно говорить о сеньориальных архивах в широком смысле слова. Скорую группу феодальных архивов подставляли собой архивы церкви. Церковь играла в жизни раннефеодального общества огромную роль. Она была единственным учреждением древнего миpa, пережившим его и не только сохранившим свой авторитет и силу в новых условиях, но и приумножившим их. Однако, и сама церковь подверглась изменениям: процесс феодализации захватил и ее, превратив в не только идеологическую, но и значительную материальную силу феодального общества. Носители духовной власти и целые церковные учреждения превратились в феодалов, владевших землями и эксплуатировавших труд прикрепленных к земле крестьян. Церковь играла большую роль и в политической жизни, выступая посредником в спорах между королями и претендуя на мировую власть. Традиции письменного делопроизводства в церковных учреждениях восходили непосредственно к временам поздней Римской империи; церковь обладала своими кадрами грамотеев; поэтому устройство их канцелярий стояло на более высоком уровне, чем у светских феодалов. Среди церковных архивов самым большим и важным был архив римских пап. В папской канцелярии сохранились многие традиции делопроизводства времен Римской империи. Возможно даже, что в ней остались копии исходящих документов. Хранение документов также было организовано по образцу императорских архивов. Первое письменное известие об архиве пап относится к IV веку, но несомненно, что он существовал и раньше, во всяком случае, с того времени, когда христианство стало государственной религией. В VII веке папский архив находился в Латеранском дворце, вместе с папской канцелярией; в нем хранились документы и переписка по церковным и политическим делам и по управлению церковными владениями и папской казной. С архивом была тесно связана библиотека, также находившаяся в ведении начальника канцелярии. Хранившиеся в ней материалы: сочинения ранних христианских писателей (так называемых "отцов церкви"), решения церковных соборов, письма церковных сановников - имели практическое значение; они использовались, как оружие в кипевшей тогда борьбе вокруг церковных догматов и вопросов организации христианской церкви, тесно переплетавшихся с политическими и материальными интересами, служили укреплению власти пап.

Архивы образовались также у епископов и архиепископов, возглавлявших церковную организацию на больших территориях, и в органах местного церковного управления - соборных капитулах. С появлением в VI веке в Европе монастырей, число которых быстро увеличивалось, возникли многочисленные монастырские архивы. Все эти лица и учреждения входили в состав феодального общества, прежде всего, как владельцы земельных богатств, эксплуатировавшие крестьян. Поэтому с наибольшей тщательностью в их архивах хранились те документы, которые закрепляли их права на земли и зависимое население: жалованные и дарственные грамоты, привилегии, завещания, в которых светские лица "отказывали" свое имущество церкви, прекарные грамоты и г.п. С ведением феодального хозяйства на церковных землях были связаны такие документы, как описание угодий, зданий, запасов продуктов и другого имущества, приходно-расходные книги, списки, по которым взимались подати с зависимого населения и церковная десятина и др. Часть архивных материалов образовывалась в связи с функционированием церкви как специального учреждения: папские буллы и распоряжения непосредственного церковного начальства, уставы монастырей, списки монахов и церковных служителей, документы о назначении на должности, административная переписка. У важных церковных сановников откладывались политические документы в результате участия духовенства в светских политических делах в качестве сторон или посредников. В церковно-монастырские архивы нередко помещали на хранение свои важные документы (например, завещания, договоры) светские феодалы, в том числе короли.

В тесной связи с архивами, а иногда нераздельно с ними хранились церковные библиотеки, содержавшие рукописные книги, в основном религиозного содержания, которыми пользовались при богослужении и профессиональном обучении духовенства. Во многих монастырях действовали специальные мастерские (скриптории), где переписывались книги. Некоторые из монастырей пользовались широкой известностью, благодаря своим скрипториям и богатым библиотекам: монастыри Монте-Кассино и Боббио в Италии, Сен-Жермен близ Парижа, Корби близ Амьена, Фульда в Тюрингии, Сен-Галлен в Бургундии. В монастырских библиотеках оказывались в некотором количестве и копии с произведений греческих и римских древних писателей, философов, историков, ораторов. Отношение христианской церкви к произведениям "языческих" писателей было двойственным и менялось в разные времена. В период, когда христианская литература еще только складывалась, церковники нуждались в образцах литературного и ораторского стиля. Для понимания библии и отцов церкви, для литературной и устной полемики с язычеством и ересями, составления проповедей и посланий, "житий святых" и других литературных произведений невозможно было обойтись без риторики, грамматики, диалектики, истории. Все это могло быть почерпнуто лишь у древних авторов. Во время пожаров и разрушений, сопровождавших военные набеги и столкновения в годы гибели Римской империи погибло множество книг.

Лишь немногое сохранилось и попало в новые библиотеки. В них книги не столько хранились, но и переписывались. Характерна в этом смысле деятельность того же Кассиодора в последние годы его жизни: в 538 г., оставив государственные дела, он поселился в основанном на юге Италии монастыре "Вивариуме" и предался научным занятиям. Тогда были написаны его известные произведения - история готов, церковная история, "энциклопедия наук", в которых он как бы передавал приобретенные им знания потомству. Живших с ним монахов он заставлял переписывать как духовные книги, так и произведения древних римских писателей. Так же поступали настоятели других монастырей, славившихся своей ученостью. Надо помнить притом, что многие тогдашние руководители церкви, выросшие в богатых семьях, в юности сами воспитывались на древних классиках. Но и в те времена среди церковников были ярые противники всего языческого, призывавшие к уничтожению памятников древней культуры. К таким принадлежал, например, папа Григорий I. В последующие столетия по мере укрепления власти церкви и появления более обширной христианской литературы, на фоне общего упадка культуры, в церковных кругах нарастало все более отрицательное отношение античному наследию, многое, что раньше переписывалось и хранилось, было уничтожено. Еще имевший место среди образованной части духовенства интерес к древним писателям встречал осуждение. Уцелевшие остатки книг прятались в частных руках или лежали забытые в пыли монастырских библиотек, постепенно приходивших в упадок.

В канцеляриях раннего средневековья сложились определенные приемы изготовления и оформления документов. Писчим материалом для важных документов служил главным образом пергамен, а затем и бумага, которая начала проникать в Европу с IX века через Испанию, но широкое распространение получила с XIV века. Для текущих записей, например, хозяйственного значения, употреблялись деревянные дощечки. Важные документы в зависимости от назначения оформлялись как "открытые свитки" - патенты или "закрытые" - дипломы. В виде патентов изготовлялись документы, предназначавшиеся для всеобщего сведения или предъявления по мере надобности; чаще всего это были королевские указы и грамоты о разного рода пожалованиях. Они писались на развернутом листе и снабжались подвешенной снизу печатью, после чего свертывались в трубку, так что их всегда можно было развернуть. Дипломами оформлялись документы секретного содержания и персональные назначения; они писались двумя колонками на одной стороне листа, после чего лист складывался и запечатывался так, что его нельзя было развернуть, не сломав печати. Со временем термин "диплом" приобрел более широкое значение, вытеснив "патент" и так стали называться любые документы, подтверждающие разные права. Кроме подлинных документов, в канцеляриях изготовлялись для разных надобностей сборники копий - картулярии (иногда гак называли и сборники подшитых вместе подлинных документов). Документы большого объема образовывали тетради, книги и свитки.

Особенностью архивов раннего средневековья было то, что в них хранились почти исключительно входящие документы; исходящие обычно не оставляли следа, что вызывало затем большие неудобства. Уважение и доверие ко всему написанному в ту эпоху было очень велико. Авторитет документа считался неоспоримым, тем более что не существовало надежных способов проверить подлинность. Этим порой пользовались недобросовестные люди, подтверждавшие свои претензии при помощи подложных: грамот. Особенно часто к подлогам прибегало духовенство, стремясь расширить свои земельные владения и умножить богатства. В его среде находились люди, искусные в изготовлении документов. Из документов раннего средневековья, дошедших до нашего времени после тщательного изучения весьма значительная часть была признана фальсификатами. Это в основном грамоты о пожаловании земли монастырям и о привилегиях церкви. Caмым крупным подлогом тех времен был знаменитый "Константинов дар", изготовленный, как считают ученые, в 796 г., - грамота, якобы данная в IV в. императором Константином римскому папе, признававшая приоритет духовной власти над светской и предоставлявшая папам навечно права управления Италией. Этот документ долго служил папам для обоснования их притязаний.

Архивные материалы в то время содержались в сундуках, ящиках, мешках и т. п. Не сохранилось сведений о существовании какого-либо справочного аппарата к ним в виде описей; по-видимому, при малом объеме документации, хранившие архивы "канцеляриусы" на память знали местонахождение документов.

Использование материалов архивов. Документальные материалы феодальных архивов служили, прежде всего, практическим целям. Они устанавливали, утверждали и закрепляли права феодалов на землю и зависимое населением хранились как доказательства этих прав, для их защиты от посягательств как со стороны эксплуатируемых, так и со стороны соперников из своей среды. Текущие записи хозяйственного характера служили для ведения хозяйства. Списки населения использовались при выколачивании из них податей и повинностей. Не случайно во время народных движений восставшие стремились уничтожить документы своих угнетателей, порой наивно видя в них причину своего закабаления. Так во время восстания лиможских крестьян, вызванного повышением податей (579 г.), были сожжены писцовые книги. Можно проследить в это время и примитивные формы научного использования документов. Составители хроник, анналов и "историй" часто имели доступ к монастырским и королевским архивам, приводили тексты документов и сведения из них. Историк франков Григорий Турский упоминает в своих "Десяти книгах истории" договоры и завещания меровингских королей. Биограф Карла Великого Эйнгард использовал в своем сочинении хроники и анналы, но также документы дворцового архива (дипломатическую переписку, завещание Карла и другие). Подобными источниками пользовались и другие историки раннего средневековья.

Большой интерес вызывали в те времена письма знаменитых людей, главным образом из среды образованных сановников. Эти письма переписывались, размножались в виде сборников. Так, в конце VI в. были, таким образом, опубликованы письма Сидония Аполлинария, известного христианского писателя. Популярностью пользовались сборники писем епископов Фауста Риезского, Руфиция Лиможского и других деятелей церкви. Привлекало внимание и эпистолярное наследие Карла Великого. О его сохранении позаботился сам Карл: по его распоряжению около 791 г. был составлен codex Cardinum (дошедший до нашего времени в копии IX в.); в нем содержались письма византийских императоров и другой материал, извлеченный, по-видимому, из королевского архива.

Судьба архивов раннего средневековья. Как уже говорилось выше, архивы этого времени были малочисленны и нестабильны. Все они рано или поздно подверглись распылению и гибели. Это было неизбежно в условиях постоянных войн, усобиц, набегов, сопровождавшихся пожарами городов и замков (строившихся тогда в основном из дерева). До нашего времени дошли лишь единичные документы, сохранившиеся, как правило, в церковно-монастьрских архивах, общее количество их не превышает нескольких сотен, считая и копии.

Наши рекомендации