Создание Румынского государства 1 страница
Парижский конгресс 1856 г.и Парижская конференция 1858 г. при всем их значении в деле последующего объединения княжеств, однако, не сыграли решающей роли в образовании нового государства— Румынии. Как справедливо отмечают многие историки СРР, это было делом унионистски настроенных правящих кругов, которые, используя поддержку части городских низов Бухареста и Ясс, а также крестьян из ближайших сел, надеявшихся, что объединение княжеств приведет к удовлетворению их социальных нужд, оказали давление на выборные собрания Молдовы и Валахии, заставив их избрать на престол обоих княжеств одного господаря — Александра Иона Кузу. Произошло это, соответственно, 5 и 24 января 1859 г. Таким образом, Румынское государство, которое официально получило название «Объединенных княжеств», было образовано преимущественно «сверху», в результате установления личной унии А. Кузы. Это, собственно, было лишь начальным этапом формирования румынского национального и независимого государства 76. Двойное избрание А. Кузы таким образом противоречило третьей статье Парижской конвенции 1858 г., предусматривавшей избрание разных господарей для каждого княжества.
В исторической и юридической литературе по-разному оцениваются последствия двойного избрания А. Кузы. По мнению румынского историка права А. Радулеску, Объединенные княжества стали «конфедеративным государством»77. С этим трудно согласиться, поскольку конфедерация является постоянным союзом независимых государств, осуществляющих свои задачи с помощью специальных постоянных государственных органов, образованных для осуществления внутри- и внешнеполитических функций. Молдавское и Валашское княжества не были независимыми государствами, они не имели общих руководящих органов, если не считать Центральной комиссии и Кассационного суда с весьма ограниченными функциями.
Другой румынский юрист, П. Негулеску, полагает, что двойное избрание А. Кузы привело к реальной унии 78. Однако этому не соответствовало существование в Объединенных княжествах двух правительств и трех собраний. Мы присоединяемся к мнению историков СРР И. Вынту, Г. Г. Флореску и К. К. Анжелеску, которые считают, что в 1859—1862 гг. была установлена лишь личная уния А. Кузы, поскольку княжеская власть являлась по сути единственным общим высшим государственным институтом обоих княжеств. Вместе с тем эта личная уния отличалась от обычных уний, поскольку имела и общие органы: Центральную комиссию в Фокшанах и Кассационный суд. Александр Куза с самого начала вел решительную политику, направленную на объединение княжеств. Вопреки Парижской конвенции 1858 г., которая предусматривала, что господари Молдовы и Валахии должны получать инвеституру султана в течение месяца после избрания, А. Куза начал, пользоваться своими прерогативами господаря сразу же после двойного* избрания. До получения инвеституры он назначил правительства, префектов уездов, объявил об образовании Центральной комиссии в Фокшанах и открытии Выборных собраний в Бухаресте и Яссах, приступил к формированию нового государственного аппарата, назначил комиссара Молдавского княжества в Дунайской прибрежной комиссии, отстранил от должности турецкого капукехаю79.
Таким образом, А. Куза сразу же приступил к выполнению основных внутриполитических задач главы государства — к созда- \ нию более мощного государственного аппарата, который мог бы служить господствующим классам в качестве орудия эксплуатации и подавления усиливающегося сопротивления крестьянских масс и трудящихся городов, охраны собственности господствующих классов. Кроме того, А. Куза и создаваемый государственный аппарат должны были регулировать межклассовые отношения и разрешать растущие конфликты между крупными землевладельцами, обладавшими основной властью, и крепнущей буржуазией, между боярами и крестьянами. С этой целью Куза намеревался произвести социальные и административные реформы. 17(29) мая 1859 г. он обратился к Наполеону III с письмом, в котором излагал программу этих реформ. Отмечая невозможность и бесперспективность сотрудничества с консервативными Выборными собраниями, Куза по примеру Наполеона III добивался более авторитетной власти. В противном случае он угрожал обратиться к народным массам, с .помощью которых мог завершить полное политическое и административное объединение страны80. Однако французский император не поддержал эти планы.
Основными внешнеполитическими задачами правительств Объединенных княжеств в то время являлись международное признание двойного избрания А. Кузы, защита и расширение автономии страны, отражение готовившегося Портой нападения извне, а также признание державами полного политического и административного объединения Молдавского и Валашского княжеств. Однако столь небольшое государство не могло самостоятельно производить изменения в своем статусе, тем более, что он был определен международным соглашением — Парижской конвенцией 1858 г.
После известия о двойном избрании А. Кузы Порта, опасаясь, что это послужит «дурным примером» для остальных стран и народов Балканского полуострова, категорически возразила против этого нарушения Парижской конвенции 1858 г. К Дунаю были направлены турецкие войска, угрожая вступить на территорию Объединенных княжеств. Турцию поддержала Австрия. Английский посол в Константинополе Г. Булвер и его коллега в Париже Каули предлагали оставить А. Кузу только господарем Молдавского княжества, а если он не подчинится, оккупировать Объединенные княжества. «Необходимо принять меры и обуздать этих людей»,—заявил русскому послу в Париже Киселеву Каули 81.
Куза, поддержанный либералами, был настроен решительно. Он намеревался выступить во главе войска в защиту нового Румынского государства. С этой целью он сконцентрировал войска в ла- гере под Флорештами (севернее Бухареста) 82. Разумеется, не концентрация небольшой румынской армии под Флорештами заставила Порту отказаться от своих интервенционистских планов. Решающую роль сыграла позиция России и Франции, которые категорически выступили против попыток Турции оккупировать Объединенные княжества. Более того, Франция, Россия и Сардиния, к которым присоединились впоследствии Англия и Пруссия, выступили за признание двойного избрания А. Кузы. Поражение в войне с Францией и Сардинией габсбургской монархии в 1859 г. вынудило ее уступить. Оставшись в одиночестве, Османская империя пошла на уступки.
Подписанный в сентябре 1859 г. покровительствующими державами протокол являлся международным актом, предусматривающим изменения в политико-юридическом статусе княжества, установленном Парижской конвенцией 1858 г. Международное признание двойного избрания Кузы (хотя и только на срок его правления) являлось еще одним шагом на пути формирования Румынского государства. Но личная уния Кузы имела и свои особенности. Румынский господарь осуществлял свои прерогативы посредством различных государственных актов в Молдавском и Валашском княжествах. Каждое из этих княжеств имело свое Выборное собрание, правительство и собственный государственный аппарат, хотя, как уже отмечалось, предусматривались и совместные органы: Центральная комиссия в Фокшанах, Кассационный суд и в какой-то степени — объединенная армия. Это было, как справедливо указывал К. Маркс, лишь «квази-объединением Дунайских княжеств под управлением Кузы»83.
После признания двойного избрания А. Кузы покровительствующими державами перед правительствами княжеств встала задача подготовки полного политического и административного объединения Молдовы и Валахии. Первоначально была сделана попытка добиться этого законодательным путем. 28 марта 1860 г. Выборное собрание Валашского княжества приняло закон, определяющий единые нормы организации армии в обоих княжествах. В Собрания Княжеств и Центральную комиссию были представлены проекты образования Кассационного суда, реорганизации министерств и финансовых учреждений, местной администрации и др.84 Но сложность и запутанность процедуры принятия законов, общих для обоих княжеств, недостаточная юридическая подготовка и бездействие большинства членов Центральной комиссии, которые принадлежали в основном к консервативно настроенным элементам, привели к тому, что в 1859—1861 гг. было принято всего шесть общих для обоих княжеств законов85. Нелегким было и политическое по-ложение в Объединенных княжествах. За два года (1859—1861 гг.) сменились 11 правительств в Валахии и 8 — в Молдове.
Ввиду того, что консервативное большинство Выборных собраний княжеств противилось принятию законов о полном объединении Молдовы и Валахии, правительства княжеств решили прибегнуть к административному пути. Были приняты меры по объеди- нению почт, телеграфных, таможенных и санитарных служб с центром в Бухаресте, был унифицирован курс монеты в обоих княжествах. Зачастую в министерство одного княжества назначались подданные другого княжества, что также способствовало централизации государственного аппарата. Особое значение придавалось укреплению армии. В этих целях были приняты меры по объединению армий обоих княжеств. Военный министр. Валашского княжества И. Флореску был назначен исполняющим обязанности военного министра Молдовы, а вскоре было организовано военное хмини-стерство обоих княжеств в Бухаресте86.
Вместе с тем Куза понимал, что вопрос о полном политическом и административном объединении княжеств нельзя решить лишь внутренними силами без санкции держав. Поэтому уже в июне 1860 г. он направил представителю Объединенных княжеств в Константинополе К. Негри депешу, в которой запрашивал разрешения держав на слияние молдавского и валашского правительств, образование единого законодательного собрания вместо трех существующих и расширение избирательного права87. Не только Турция* Австрия и Англия, но ^французские и сардинские дипломаты не поддержали румынскогсГкнязя. Стремясь сохранить хорошие отношения с Турцией, они советовали Кузе договориться об этом с султаном 88. Под напором держав Куза в конце сентября 1860 г. отправился в Константинополь. Однако главная задача, которую поставил перед собой румынский князь — добиться разрешения на полное политическое и административное объединение княжеств, не была достигнута. Несколько позже Куза оценивал эту поездку лишь как «визит вежливости султану» 89.
Потребовалось еще более года упорных переговоров, прежде чем Порта и концерт покровительствующих держав, опасаясь, что молдавское и валашское правительства самовольно, без их санкции провозгласят полное объединение княжеств, решили удовлетворить их просьбу. Лишь 4(16) декабря 1861 г. был объявлен предварительно одобренный конференцией послов покровительствующих держав в Константинополе фирман султана, в котором давалось согласие на объединение правительств и Собраний княжеств, однако лишь на время правления Кузы90. При этом всячески подчеркивалась незыблемость основных принципов Конвенции 1858 г.* в особенности принципа сепаратного существования княжеств и их зависимости от Порты. Уже в преамбуле и в первой статье фирмана, например, отмечалось, что объединение обоих «государств», т. е. престолов княжеств, в одном и том же лице было признано лишь в порядке исключения и, следовательно, те изменения, которые внесены в Конвенцию 1858 г., носят сугубо временный характер. При первой же вакансии «господарства» временно измененные статьи Конвенции 1858 г. возобновляли свое действие.
Центральная комиссия прекращала свое действие лишь на время объединения княжеств. Если правительство и Собрание пришли бы к выводу о необходимости образования какого-либо другого Собрания для осуществления функций Центральной комис-
сии, на это необходимо было получить согласие Порты. Предусматривалось образование в Молдове и Валахии по одному провинциальному комитету, рассматривающему законы, имеющие особо важное значение. Сохранялась граница между обоими княжествами.
Фирман султана, одобренный покровительствующими державами, имел тенденцию сохранения сепаратного существования Молдавского и Валашского княжеств, предусмотренного Парижской конвенцией 1858 г. Тем не менее объективно это был международный акт, превращавший Объединенные княжества в единый субъект международного права, признававший реальную унию Молдовы и Валахии на время правления Кузы и пересмотревший в этом плане Парижскую конвенцию 1858 г.91 Однако Куза решил по-своему истолковать этот документ. 11 (23) декабря 1861 г. он обратился с торжественной прокламацией к подданным страны, в которой говорилось: «...Объединение осуществлено. Румынская нация основана. Этот величественный, желаемый предшествующими поколениями, приветствуемый законодательными собраниями и горячо долгожданный нами акт признан Высокой Портой и покровительс^" вующими державами и записан в традиции». В конце прокламации он не без гордости подчеркивал: «5 и 24 января Вы оказали полное доверие избраннику нации, воплотили Ваши надежды в единого князя. Ваш избранник дает вам сегодня единую Румынию. Любите Родину, Вы сумеете ее укрепить. Да здравствует Румыния!»92. Таким образом, А. Куза стремился подчеркнуть, что полное политическое объединение Молдовы и Валахии в единое Румынское государство было достигнуто собственными силами и получило только признание Порты и покровительствующих держав. В действительности не только решительные действия правительств ккяжеств, но и благоприятная международная обстановка, в частности настояния Франции, России и Сардинии, вынудили султана издать фирман об объединении Молдовы и Валахии на время правления Кузы 93.
Прокламация Кузы была первым государственным актом, возвестившим о рождении единого Румынского государства94. Личная уния Кузы превратилась в реальную унию Молдовы и Валахии. Этим завершился первый этап формирования единого Румынского национального государства. Встала задача образования единого централизованного государственного аппарата, обслуживающего господствующие классы феодального государства, превращения его в буржуазное, а также расширение его автономии. 21 февраля 1862 г. был принят закон об упразднении Центральной комиссии в Фокшанах, а не о временном прекращении ее действий, как предусматривал фирман султана от 4 декабря 1861 г. На следующий день было образовано первое единое правительство Объединенных княжеств во главе с консерватором Барбу Катарджиу. Еще через два дня в Бухаресте было созвано единое Выборное собрание Объединенных княжеств, в которое вошли депутаты Собраний Молдовы и Валахии95.
Первое правительство, отражавшее интересы помещикоз-кон-серваторов, не очень торопилось осуществить решение о долном административном объединении Молдовы и Валахии. Ссылаясь на фирман султана и протесты держав, оно отдало приказ, чтобы все официальные акты издавались по-прежнему с грифом «Объединенные княжества», а не «Румыния». Правительство отказалось упразднить границу между Молдовой и Валахией. С целью ограничения власти князя оно намеревалось передать войска из под командования Кузы под руководство Собрания, лишить законодательной инициативы князя, передать ее Собранию. Был подготовлен проект раздела страны на четыре генеральных префектуры, которые являлись бы не только административными единицами, на имели бы политическую автономию96. Только фискальные законы были унифицированы путем распространения валашского закона о-фискальных контрибуциях на чМолдову, поскольку это было в интересах консерваторов, находившихся у власти. Закон о прокурорах, действовавший в Валахии, был распространен и на Молдову.
С приходом к власти в июле 1862 г. правительства умеренных либералов во главе с К. А. Крецулеску процесс административного объединения Молдовы и Валахии значительно ускорился. Прежде всего была ликвидирована граница между княжествами. Были упразднены департаменты министерств в Молдове и взамен образованы соответствующие директораты министерств Объединенных княжеств, что, конечно, снижало уровень молдавской администрации. Образовывалась единая почтовая и санитарная служба, система народного образования, а также единый государственный архив. Таким образом, в Объединенных княжествах создавался централизованный, более мощный государственный аппарат, который с большим успехом мог справиться с растущим крестьянским движением и волнениями горожан. Процесс объединения княжеств был зачастую непродуманно форсирован, не учитывались интересы Молдовы и особенно Ясс, что вызывало недовольство и сепаратистские проявления в этой провинции97.
Важнейшей задачей либеральных правительств К. А. Крецулеску, а затем и М. Когэлничану, отражавших интересы буржуазии и обуржуазившегося дворянства, было превращение Объединенных княжеств в государство буржуазного типа, проведение ряда социальных реформ. Особую остроту приобрел аграрный вопрос. Пришедшее к власти 11 (23) октября 1863 г. правительство либералов под руководством М. Когэлничану объявило программу, предусматривавшую проведение аграрной реформы, принятие новой, более демократической избирательной системы, закона об организации армии на буржуазных началах, о введении единого гражданского, уголовного и торгового кодексов, принятие ряда железнодорожных концессий, образование кредитных учреждений, введение патента и т. д.98 В ноябре 1862 г. А. Куза официально отказался санкционировать аграрный закон консерваторов, предусматривавший личное освобождение крестьян, но без наделения землей. Более того, он представил Собранию программу проведения буржуаз- ных реформ: аграрной, избирательной, введение бесплатного начального образования, реорганизацию армии и учреждение кредита. Это вызвало новые атаки против Кузы.
Сформировавшаяся в Выборном собрании Объединенных княжеств «чудовищная коалиция», являвшаяся союзом представителей части либеральной буржуазии с частью помещиков-консерваторов, не только не приняла, эти и многие другие законы, способствовавшие консолидации Румынского национального государства, но и потребовала во время сессии Собрания в конце 1862 — начале 1863 гг. выполнения решений диванов ад-хок о восшествии иностранного князя на румынский престол, обвинила правительство и А. Кузу в нарушении конституционного правления, в финансовых злоупотреблениях. Из 68 проектов законов, представленных парламенту в целях модернизации социально-экономической системы и унификации законодательства княжеств, были приняты всего семь". Стало ясным, что Выборное собрание в этом составе являлось тормозом социально-экономического и политического развития
княжеств.
Стремясь укрепить позиции, Куза направил осенью 1863 г. представителю Объединенных княжеств в Константинополе К- Негри проект новой конституции, составленный по образцу французской конституции 1852 г., с учетом Парижской конвенции 1858 г., а также некоторых подготовленных прежде проектов конституций в Молдове и Валахии100. Он значительно увеличивал права господаря, объявляя его главой государства и предоставляя ему всю полноту исполнительной власти. Господарь руководил армией, назначал министров и всех военных и гражданских чиновников. Законодательная власть была представлена князем, Выборным собранием и новым учреждением — Сенатом. Но в отличие от французской конституции 1852 г., предусматривавшей, что сенаторы назначались пожизненно, в проекте конституции Кузы они обновлялись каждые два года на одну треть, что делало их позицию более шаткой, зависимой от князя. Куза созывал, мог отложить и продлить сессии Выборного собрания. Сенат являлся постоянно действующим органом и не мог быть распущен.
Проектируемый избирательный закон был более демократичным, чем предусмотренный Парижской конвенцией 1858 г., поскольку чувствительно сокращался избирательный ценз. Расширение избирательного права было необходимо Кузе и его окружению для проведения буржуазных реформ. Куза также пытался приобрести известную самостоятельность и от помещиков-консерваторов, с одной стороны, и радикалов — с другой, и создать свою партию из умеренных элементов.
После длительных дебатов Порта согласилась с предложением австрийского и английского послов об обсуждении проекта конституции на конференции послов держав. Это могло привести к значительному изменению проекта и к принятию невыгодных для румынских руководящих кругов решений. Кроме того, Куза опасался, что оппозиционная часть собрания может его обвинить в по- лучении конституции из рук Порты. Поэтому он дал знать в Константинополь, что проект был сообщен неофициально и не для обсуждения державами. Более того, в румынской официальной прессе, к великому изумлению европейских дипломатов, появилось сообщение, отрицавшее существование какого-либо проекта конституции.
Однако это не означало, что Куза отказался от проведения буржуазных реформ, о чем свидетельствовало образование правительства под председательством Михаила Когэлничану, которое было заинтересовано в реорганизации государства на буржуазных основах.
В декабре 1863 г. Собрание приняло закон с секуляризации земель греческих монастырей, возвращавший стране 27% полезной площади/ Этот акт освобождал от уплаты значительных средств, духовенству, наносил чувствительный удар по феодализму и способствовал развитию капитализма в Румынии101. В конце 1863 г.. и начале 1864 г. правительству М. Когэлничану удалось провести, через Собрание несколько законов, способствовавших развитию капиталистических отношений, что. еще больше усиливало остроту противоречий правительства с оппозицией.
Объективная необходимость разрешения аграрного вопроса становилась все более и более ощутимой. Уже в апреле начались бурные дебаты в Собрании по аграрному вопросу между консерваторами, соглашавшимися наделить крестьянскую семью лишь 4 погонами (т. е. двумя га земли) и только за плату, которая должна вноситься в течение семи лет. Проект правительства предусматривал наделение крестьян землей, которой они пользовались согласно предшествующим законам, и погашение ее стоимости в течение 20 лет. В ответ Собрание выразило 13 апреля вотум недоверия правительству. Тогда Куза 2(14) мая 1864 г. распустил его и объявил плебисцит по вопросу о новом избирательном законе и статуте (конституции) страны, в основу которого был положен проект 1863 г. Во время плебисцита 10—14 мая 1864 г. за принятие новых законов и статута отдало голоса подавляющее большинство граждан и он был утвержден.
Куза отдавал себе отчет, что хотя плебисцит являлся большим успехом, он все же не предоставлял возможности изменить международно-правовой режим Объединенных княжеств, установленный Парижской конвенцией 1858 г. Порта объявила протест против действий румынского князя 102, а Форин оффис предлагал, чтобы Турция оккупировала Объединенные княжества 103. Австрийские дипломаты предлагали послать в княжества турецкого комиссара для расследования положения дел на месте104. Россия, придерживавшаяся своей стратегической линии, направленной на ослабление позиции Османской империи и недопущение усиления влияния Австрии в Объединенных княжествах, была против этих акций. Но после секуляризации румынским правительством владений греческих монастырей, которым она покровительствовала, и негласного предоставления убежища польским и венгерским эмигрантам от- ношения между царским правительством и бухарестским кабинетом обострились. Даже французские дипломаты, которые пытались превратить Объединенные княжества в свой плацдарм в Юго-Восточной Европе, не одобряли «самовольные» действия румынского князя и требовали, чтобы он приехал в Константинополь для ведения переговоров с Портой 105. Поэтому Кузе пришлось направиться в столицу Османской империи. В исторической литературе существует версия, что переговоры Кузы в Константинополе закончились полным триумфом румынского князя 106. В действительности в результате переговоров с великим визирем и нажима Англии, Австрии и Франции ему пришлось согласиться на значительное изменение Статута107. В преамбуле контрпроекта отмечалось, что «Объединенные княжества (а не Румыния —как это было в проекте Кузы.— Ред.) могут в будущем изменять законы, относящиеся к внутренней администрации при законном содействии всех установленных властей и без всякого вмешательства извне». Однако это не распространялось ни на связи между княжествами и Османской империей, ни на трактаты между Портой и другими державами, которые являлись и оставались обязательными для княжеств. Таким образом, предоставив полную внутреннюю автономию Румынии, Порта подчеркнула еще раз международно-правовую силу Парижской конвенции 1858 г. Законодательная инициатива господаря значительно ограничивалась при расширении контрольных функций Собрания.
В контрпроекте предусматривалось, что ни один закон не будет представлен на утверждение господарю до его обсуждения и утверждения в Выборном собрании, в так называемом Уравновешивающем корпусе. Господарь мог санкционировать, либо не санкционировать закон. Но любой закон мог быть утвержден лишь после одобрения всех трех властей. Это была несомненная попытка ограничить власть господаря. Особое внимание уделялось составу Уравновешивающего корпуса, предусматривалось, что из 64 членов половина назначена господарем не только из лиц, которые занимали самые высокие должности в стране, как это было предусмотрено статутом, но и из тех, которые имели большой годовой доход, т. е. из самых крупных землевладельцев. Остальные 32 члена назначались князем из кандидатур, представляемых уездными советами. Это также ограничивало права господаря. Если в статуте предусматривалось, что каждые два года Уравновешивающий корпус обновляется на одну треть, то согласно контрпроекту обновлялась половина, но каждые три года, т. е. сроки полномочий сенаторов (членов Корпуса) продлевались и, следовательно, их положение упрочивалось. Один из вице-председателей также выбирался Уравновешивающим корпусом, что ослабляло власть господаря. Таким образом, контрпроект значительно изменил статут Кузы, уменьшив его личную власть и силу.
Согласно новому избирательному закону выборы проходили, как и по закону 1858 г., по двухступенчатой системе. 50 первичных выборщиков избирали открытым голосованием одного прямого вы- борщика. Имущественный ценз выборщиков был значительно снижен. Кроме того, не требовался имущественный ценз от священников, профессоров, врачей и лиценциатов различных факультетов, адвокатов, инженеров, архитекторов, учителей школ, а также чиновников и отставных военных, которые получали годовую пенсию размером в 3 тыс. лей. Избирательный закон 1864 г. значительно расширил избирательное право, хотя широкие народные массы по-прежнему не могли участвовать в выборах, и парламент оставался органом помещиков и буржуазии, -с тенденцией роста представителей последних 10,\
16(28) июня 1864 г. Развивающий (Дополнительный) статут к Конвенции 1858 г. был утвержден представителями Порты и покровительствующих держав. Вернувшись в Бухарест, Куза опубликовал Развивающий статут к Парижской конвенции 1858 г. и отдельно, в виде приложения, наиболее существенные поправки, о которых было договорено в Константинополе. Оставшись верным себе, он еще раз подчеркнул в преамбуле статута, что конституция Объединенных княжеств не была дарована державами, а ее принятие было достигнуто самостоятельно. В действительности, Развивающий статут к Конвенции 1858 г. был результатом не только решительных действий Кузы, но и переговоров представителей держав. Но это был, бесспорно, первый международный акт, определивший политический статус Объединенных княжеств, который был заключен с их участием.
Куза понимал, что отменить международно-правовую силу Конвенции он не мог. Поэтому в статуте было записано, что «Парижская конвенция 7 (19) августа 1858 г. гмежду сюзеренным двором и покровительствующими державами является и остается основным законом Румынии». Как можно заметить, и на этот раз он отошел от договоренности с Портой, которая требовала, чтобы термин «Румыния» был заменен названием «Объединенные княжества».
Развивающий статут к Конвенции 1858 г. предоставлял княжествам полную внутреннюю автономию, право самостоятельно изменять законы. Он значительно увеличил исполнительную власть господаря и, в отличие от Парижской конвенции 1858 г., которая предоставляла права законодательной инициативы не только господарю, но и Центральной комиссии, закреплял это право только за господарем. Последний подготавливал законы при содействии Государственного совета и затем предлагал их для голосования высшим законодательным органам — Выборному собранию и Уравновешивающему собранию (корпусу). Господарь также мог отказаться санкционировать законы. Проекты законов обосновывались в Выборном собрании и Уравновешивающем корпусе министрами и членами Государственного совета. Господарь назначал также председателей Собраний, которые имели значительное влияние на их решения. Кроме того, согласно поправкам, внесенным в Константинополе, господарь получал право в перерыве между сессиями обоих Собраний издавать в случае чрезвычайной необходимости декреты-законы, то есть нормативные а кты с правом закона.
Но этим Куза не удовлетворился. В отличие от Конвенции 1858 г., которая предусматривала вручение исполнительной власти господарю, Выборному собранию и Центральной комиссии, Развивающий статут вверял исполнительную и законодательную власть господарю, Выборному собранию и новому законодательному органу — Уравновешивающему собранию, или корпусу, который он был намерен противопоставить Выборному собранию, в случае если в нем появится оппозиция.
Уравновешивающее собрание состояло из митрополита, являвшегося его председателем, епархиальных епископов, первого председателя Кассационного суда, самого старого генерала армии. Кроме того, в этот орган входили 64 члена, которые назначались господарем: половина из них состояла из лиц, «известных своими заслугами и опытом»; вторая половина — из членов генеральных советов уездов, по одному от каждого из них. Члены Уравновешивающего собрания пользовались правом неприкосновенности, как и депутаты Выборного собрания. 7з членов Уравновешивающего собрания, назначаемых господарем, менялась каждые два года, причем замененные члены корпуса могли быть вновь назначены впоследствии, испытывая, таким образом, полную зависимость от господаря. Уравновешивающее собрание могло в конце каждой сессие вносить господарю предложения по улучшению положения в стране, которые господарь рекомендовал Государственному совету для превращения в проекты законов. Он рассматривал все проекты законов на предмет их соответствия новым конституционным основам государства. Только Уравновешивающий корпус имел права принимать петиции от подданных и обсуждать их и то «в случае необходимости».