Основные механизмы реагирования Совета ООН по правам человека на нарушения прав человека.
(новая процедура.раньше не было. для контроля за процессом соблюдения гос-членами ООН их обяз-в в области пч; универсальная – тк касается всех гос-в ООН; проводиться в опред период. В первую очередь такому обзору должны подвергаться гос-ва-члены совета ООН в период их срока) Существует несколько основ обзора – ВДПЧ
-Устав ООН
- Дог-ра о ПЧ, в кот участв. гос-ва.
- другие добровольно взятые обязательва.
источники инфо о проведении обзора – 1. Доклад гос-ва
2. верх Комиссар по ПЧ . 3. другая надежная инфо предоставленная заинтересованными сторонами.(правозащ. организации; Совет назначает 3х докладчиков- изучает полученные материалы, готовят темы для заседания совета по пч. В году три сессии переод.обзоров – обзор по каждому гос-ву. в итог док-те – оценка достижений, указываются проблемы или недостатки, даются рекомендации гос-вам. Новый обзор будет базироваться на анализе изменений с 1ого обзора.
чтобы не допустить в совете членство гос-в – нарушителей прав человека.
- специальные процедуры(быв 1235) (9 страновых ; 30 тематических процедур.
Для реализации спец процед. избираются независимые мандатарии (докладчики) ,кот дают присягу, Тематические мандатарии на 3 года( не м. более 2х сроков подряд) Докладчики по гос-вам на 1 год.
Процедуры проводяться на основе сообщений от лиц или групп лиц (+ неправ.организации)
Эти сообщения дБ обоснованы , д содержать фактологическ. описание нарушения, не дБ оскорбительного хар-ра, основаны не только а си. Мандатарии м изучать самостоятельно это сообщение, либо посетить гос-во с его соглашения + призвать гос-во к незамедлительнут.действиям. потом доклад с рекомендациями представляется в Своет. В рез-те обзора по стране мб открыт строновый мандат на год.
-процедура рассмотрения жалоб (бывш 1503)) (Совет уполномочен рассматривать сообщения о массовых ,серьезных нарушениях. такие сообщения мб поданы лицом или группой лиц, кот являются жертвами или же любым лицо (+непр орган) кот имеют достоверн сведения о такиз нарушениях. критерии таких сообщений – за сообщением не должны просматриваться политич мотивы
- не дБ оскорблений
- д. содержать факты нарушений, сообщение не д основываться только на СМИ, заявителем дБ исчерпаны внутр ср-ва прав защиты , не д рассматриваться в др межд органе..
Создаются 2 раб группы.
1. по сообщениям. 5 чел по 1 из каждой региональной группы, на 3 года, мб переизбраны только 1 раз.
Председатель раб групп по сообщениям передает сообщение раб группе,кот рассматривает ? о приемлемости сообщения, потом изучает ситуацию по существу.
2. раб группа по ситуации 5 председателей каждого региона сроком 1 год мб переизбран 1 раз. – представляют доклад совету о систем. и грубых нарушениях в виде проекта резолюции. Потом совет принимает резолюцию с выводами и рекомменд
. Группы обе - не меее 2х совещаний в год , сам Совет не реже 1 раза в год рассматривает ситуации о грубых нарушениях. срок 24 мес – жалоба дБ рассмотрена в совете. Закрытый хар-р процедуры как раньше.
39. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.: общая характеристика, содержание, юридическая сила и политическое значение.
Принята 10 декабря 1948 года.
Международный Билль о правах — это собирательное название, которое включает в себя пять международных актов универсального характера по правам человека, в том числе Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.,
Состоит из 30 статей и сформулирована в общих терминах. Декларация провозглашает права и свободы, которые можно разделить на четыре группы:
Естественные или неотъемлемые права и свободы индивида: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность (ст. 3); свобода от рабства (ст. 4); запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 5); равенство всех людей перед законом и право на равную защиту со сто
роны закона (ст. 7); право на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, защиту чести и репутации (ст. 12); право на эффективное восстановление в правах компетентными органами (ст. 8); право на неподверженность произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9); в случае обвинения в уголовном преступлении — право на рассмотрение дела гласно независимым беспристрастным судом (ст. 10), презумпция невиновности (ст. 11). 2. Гражданские права: право на признание правосубъектности (ст. 6); право на свободное передвижение и выбор места жительства в переделах каждого государства, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); право на убежище в других странах (ст. 14); право на гражданство и защиту от произвола в виде лишения гражданства (ст. 15); право на вступление в брак и создание семьи (ст. 16); право собственности на имущество (ст. 17).
3. Политические права и свободы: свобода мысли, совести, религии (ст. 18); мирных собраний и ассоциаций (ст. 20); убеждений и их выражения (ст. 19); право на управление своей страной непосредственно или через свободно избираемых представителей; право на равный доступ к государственной службе (ст. 21).
4. Экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, равную плату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, право на объединение в профессиональные союзы (ст. 23), право на отдых, образование, участие в культурной жизни общества, научном прогрессе, зашита материнства и детства и равенство детей, родившихся в браке и вне брака, в целях социальной защиты (ст. 24-27).
Декларация устанавливает также обязанности человека: признание и уважение прав и свобод других, соблюдение морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 29).Не обладает юридической силой. Всеобщая декларация является важнейшим этапом в истории прав человека. Она впервые расширяет сферу действия прав человека за пределы национального уровня, признавая за ними международное значение. Имея лишь рекомендательный характер, Декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов обеспечения прав человека и стала основой, на которой была построена международная система защиты и проведения в жизнь прав человека.
40. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.: общая характеристика, структура, содержание, правовое значение.
Международный пакт о гражданских и политических правах был принят одновременно с Пактом об экономических, социальных и культурных правах 16 декабря 1966 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г. после 35 ратификаций государствами-участниками.
Пакт состоит из 6 частей, и его структура аналогична строению Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Согласно ст. 2 Пакта, каждое государство-участник «обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте, без какого бы то ни было различия». В ч. 1 ст. 4 Пакта предусматривается возможность государства во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой, принимать меры в отступление от своих обязательств по Пакту, но только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государства по международному праву и не влекут за собой дискриминации на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. И если государство использует такое право отступления, оно должно немедленно информировать другие государства-участники Пакта о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению (ч. 3 ст. 4). Однако те чрезвычайные обстоятельства, о которых идет речь в ч. 1 указанной статьи, не могут служить основанием для каких-либо отступлений от статей, гарантирующих основные права человека. Статьи Пакта о гражданских и политических правах не только конкретизируют положения ВДПЧ, но и дополняют их.
Пакт закрепляет следующие права и свободы:
1. Право на жизнь (ст. 6). Безусловно, право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, гарантируемое ему законом. Вводится положение о том, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Содержатся также положения о праве на помилование; установлены ограничения на вынесение смертного приговора. В развитие положений ст. 6 Пакта в 1989 г. был принят Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Руководствуясь тем, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека, государства, подписавшие этот документ, констатировали, что ни одно лицо, находящееся под их юрисдикцией, не подвергнется смертной казни (ч. 1 ст. 1 Факультативного протокола).
2. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию (ст. 7). В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. 3. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля
запрещаются во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии (ч. 1, 2 ст. 8 Пакта). Детализированы положения о запрещении держать кого-либо в подневольном состоянии. В частности, никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду. Перечислены случаи использования труда, которые не подпадают под понятие «принудительный и обязательный труд», — например, работа, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда.
41. Комитет ООН по правам человека: правовая природа, статус и функции. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб.
Состоит из 18 членов, избираются на 4 года. Создан для контроля за соблюдением положений 2 пактов и факультативных протоколов к ним. три трехнедельные сессии в год. Периодические доклады -государство участник пактов должно предоставлять доклады Комитету.
Комитет следит за соблюдением пакта по средством трех процедур.
- процедура доклада гос-в
- процедура межгос жалоб
и – процедура, кот нет в пакте – частных жалоб.
(она закреплена в факульт протоколе к п о гр и полит пр)
вынесена отдельно, так как компетенция рассмотрения частн ж дБ признана гос-вом.
требования к ж – в комитет м обратиться любое лицо, кот находится под юрисдикцией гос-ва – участника пакта и фак протокола, если такое лицо считает себя жертвой нарушения пч. ж мб против гос-ва- участника патка и фак проток.
Предмет ж – только те права, кот закреплены в 3ей части пакта, и фак протокола, если Г. его ратифицировало.
- ж не д рассматриваться в др межд органе
-д пройти все внутр инстанции защиты пч
- подается в разные сроки
Межгосударственные жалобы (между государствами - участниками пактов). Жалобы частных лиц: приемлемость - нарушение прав указанных в пакте, автор-жертва нарушений, лицо должно быть под юрисдикцией государства участника пактов, не принимаются если случай уже рассматривался, исчерпание всех мер внутренней защиты права. Комитет направляет ж гос-ву для объяснения, проверяет ее приемлемость, предпринимает попытку дружественного урегулирования сторонами.
Рассматривает по сущ-ву, может просить гос-во принять опред меры
решение комитета - его соображения относительно сообщения.
Процедура рассмотрения является закрытой. Комитет предоставляет в Ген.Ассамблею ежегодный доклад об рассмотрении индивид жалоб.
42. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: общая характеристика, структура, содержание, правовое значение. Факультативный протокол 2008 г. к Пакту.
Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 3 января 1976 года.Состоит из 5 частей и 31 статьи.Структура аналогична первому пакту.
Пакт развивает положения ВДПЧ о социально-экономических и культурных правах.
Так, признание права на труд связывается с равными для всех возможностями продвижения по службе исключительно на основании трудового стажа и квалификации (ст. 7). Признается право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с национальными законами. Признание права на достойный уровень жизни дополняется перечнем направлений деятельности, с помощью которых государства должны обеспечить это право (ст. 11). Согласно Пакту, целью государств должно стать достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья каждого человека и защита детей и подростков от эксплуатации. Кроме того, в Пакте закреплено право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору (ст. 8). В сфере защиты семьи Пакт предусматривает обязанность по возможности предоставлять семье самую широкую охрану и помощь. Участвующие в Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в Пакте (ст. 3). Четвертая часть закрепляет контрольный механизм, который состоит в предоставлении государствами-участниками периодических докладов на рассмотрение Экономического и Социального Совета «о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в Пакте». В 1985 г. был создан Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который сейчас рассматривает доклады государств. В настоящее время разработан, но не принят Дополнительный протокол к Пакту, в соответствии с которым планируется предоставить Комитету полномочие по рассмотрению индивидуальных и межгосударственных жалоб.
В пятой части представлены заключительные положения. Особенности, связанные с характером обязательств государств по реализации положений Пакта, не означают, что данный документ является актом «рекомендательного характера».
фак протокол Принят резолюцией 63/117 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 2008 года. РФ – не подписала. пактом была предусмотрена т одна процедура – доклада гос-в. ( в виду особой природы прав второго поколения) еще при комиссии доп процедуры планировались. однако лишь в 2008 г Совет ООН разработал проект - дек 2008 – принят – в силу после 10 ратификаций, на март было только 3.
- процедцрц частных жалоб (можо ратифицировать пакт,признав лишь её)
- процедура межгос ж
- проц расследований. после этого статус комитета будет приравнен к статусу других договорных органов.
43. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: общая характеристика, особенности, структура, система протоколов, правовое и политическое значение.
ЕКПЧ(подписана 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3сентября 1953 года) 30.03.1998г. – ратифицирована РФ. стала первым юридически обязательным актом, который детально кодифицировал права и свободы содержащиеся в ВДПЧ. Она представляет собой четкий механизм контроля и защиты прав. Конвенция является наследием западных демократий и инструментом гармонизации внутреннего права государства члена. Она не стремится к абсолютной унификации нац права. ЕЕ цель - достичь гармонии внутренних правопорядков в отношении минимума защиты прав человека, который она устанавливает и который государства могут превышать. Основывается на естественных неотъемлемых правах и свободах, права и свободы гарантируются государствами, создан конкретный механизм защиты прав человека. Состоит из положений ЕКПЧ и 14 доп протоколов. Часть посвящена новым правам, часть реформированию контрольного механизма. В основном закрепляет гражданские и политические права.