Избирательный процесс как тип политического процесса. Условия справедливых выборов
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
Основные принципы избирательного процесса:
· Всеобщность – все граждане имеют право избирать и быть избранными в органы власти. Всеобщность ограничивается цензами: возрастным (совершеннолетие), недееспособности (психически больные), моральным (лица находящиеся в местах лишения свободы), осёдлости (для граждан проживающих в данной стране).
· Равенство – каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов.
· Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой бюллетеней, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение тайны выборов.
· Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение о конкретном кандидате на выборную должность. Т.е., между избирателями и кандидатами нет никаких иных инстанций.
Виды избирательных систем:
1. Мажоритарная - в основе лежит принцип большинства.
Т.е., избранными считаются те кандидаты или партии, которые получили установленное большинство голосов. Все остальные партии или кандидаты, которые в меньшинстве, остаются не представленными. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие;
· Мажоритарная система относительного большинства – избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.
Т.е., преимущество этой системы в исключении второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Однако, такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. При такой системе партии-победителю обеспечивается значительное большинство в парламенте (Великобритания, США, Индия и др.);
· Абсолютного большинства – для избрания необходимо более половины голосов (50% + 1 голос).
Т.е. эта система зачастую нерезультативна, т.к. если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой из баллотирующихся кандидатов выходит победившим, остаётся нерешённым.
2. Пропорциональная система – при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.
Т.е. эта система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако в избирательном бюллетене печатается не весь список кандидатов от каждой партии или блока партий, а лишь фамилии нескольких лидеров. Избиратель часто не знает многих кандидатов, что является недостатком этой системы.
3. Смешанного характера – с элементами мажоритарной и пропорциональной систем.
Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорциональной. В Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по системе пропорционального представительства политических партий.
В настоящее время в мире доминирует мажоритарная избирательная система.
Вот хрен знает, что сказать про условия справедливых выборов, но есть такая тема как
«Основные принципы демократического избирательного права»
1. Принцип равенства – Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов.
2. Принцип всеобщности – Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза – возрастной (избирать можно с 18, избираться – с 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут участвовать только граждане Рашки).
3. Принцип тайного голосования - Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него.
4. Принцип непосредственности – Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется в США и не соблюдался в дореволюционной России.
5. Принцип состязательности – Выборы проводятся на альтернативной основе, т.е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.
6. Принцип гласности – Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.
7. Принцип свободы выборов – Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление.
8. Принцип ограничения срока выборов – Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.
34. Политические отношения: общие черты и разновидности
Политические отношения определяют, как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:
· Их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи
· Возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями
· Деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития
· Их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов