Понятие объекта преступления. Объектом преступленияявляется то, на что направлено преступное деяние, чему оно причиняет или может причинить ущерб
Объектом преступленияявляется то, на что направлено преступное деяние, чему оно причиняет или может причинить ущерб.
В уголовном праве объектом преступления признаются общественные отношения. Каждое преступное деяние является опасным для общества именно потому, что негативно воздействует на общественные отношения и причиняет или может причинить им существенный вред. ущерб (вред) общественным отношениям может выражаться в их нежелательном изменении либо нарушении, а равно в создании реальной опасности причинения такого вреда отношениям. Характер и степень общественной опасности преступления находят свое выражение в том, какие социальные ценности и интересы выражают эти отношения, насколько важны они для общества и отдельного человека. Воздействие на объект осуществляется не преступлением, в состав которого в качестве обязательного элемента входит объект, а лицом, которое совершает общественно опасное деяние.
Объектом преступления являются именно общественные отношения, а не материальные или нематериальные ценности либо физические лица. Так, кража причиняет ущерб общественным отношениям собственности; телесные повреждения - общественным отношениям, которые обеспечивают гражданам их здоровье; взяточничество — общественным отношениям в сфере правильного функционирования государственного и общественного аппарата. При хищении виновный посягает на существующие в обществе отношения собственности, а не на конкретные вещи, которыми он завладевает. Подтверждением этому является тот факт, что в результате похищения самой вещи ущерб может и не причиняться, — наоборот, виновный может быть заинтересован в сохранении и даже улучшении её потребительских свойств. При похищении вещь выходит со сферы правового обладания собственника именно в нарушение этих отношений, в чем и проявляется ущерб: собственник лишается возможности владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Преступная сущность посягательства против отношений собственности фактически состоит в разрушении нормальных отношений собственности. Поэтому не вещь сама по себе, а вещь как элемент общественных отношений охраняется правом и посягательство на неё есть посягательство на общественные отношения, которые с ней связаны, поскольку вещь сама по себе не интересует право. Только после того, как люди вступят в социальные отношения по поводу этой вещи, последняя становится предметом правового регулирования и защиты.
Таким образом, при посягательстве на материальную вещь объектом преступления являются общественные отношения, которые сложились относительно этой вещи в обществе. Только признание объектом преступления общественных отношений дает возможность объяснить, почему не признается преступлением уничтожение или повреждение своей частной собственности.
При совершении посягательства на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство личности объектом преступления также являются общественные отношения, а не физические лица. Там, где эти отношения не нарушаются, нет и преступления против личности. Так, причинение тяжкого телесного повреждения с целью защиты себя или других от общественно опасного посягательства не только не признается преступлением, а напротив, является действием, полезным для общества. не считаются общественно опасными деяниями случаи, когда само лицо уничтожает свои собственные, хотя и правовые, ценности (самокалечение, самоубийство). Здесь нет внешнего посягательства по отношению к охраняемым уголовным законом отношениям.
В результате преступного воздействия на общественные отношения может произойти: вредное для общества их изменение или фактическое уничтожение либо возникновение новых антиобщественных отношений. при этом преступление всегда посягает на объективно существующие отношения независимо от того, могли ли данные отношения фактически нарушаться в конкретном случае (например, негодное покушение, когда преступник стреляет в мертвого человека). Нельзя посягать или причинять ущерб тем отношениям, которых нет в объективной действительности. Не может быть объектом преступления и то, что вообще не является предметом правового регулирования (например, убеждения, Бог и т.п.).
Вместе с тем, в качестве объекта преступления выступают лишь те общественные отношения, которые охраняются от преступных посягательств нормами уголовного права. Уголовное право охраняет не все общественные отношения, а лишь наиболее важные из них. В этой связи объект преступления следует отличать от объекта уголовно-правовой охраны. объект уголовно-правовой охраны — это все то, что охраняется уголовным законом от преступных посягательств. Признак защищенности общественных отношений уголовно-правовыми нормами является обязательным и для объекта преступления. Однако в отношении объекта этот признак трансформируется в понятие “уголовная противоправность” и предполагает наличие конкретного общественно опасного посягательства субъекта. До тех пор, пока нет посягательства, нельзя говорить и об объекте преступления. Объект же (объекты) уголовно-правовой охраны появляются в момент вступления уголовного закона в силу.
Признание объектом преступления общественных отношений требует уяснения их содержания. Под общественными отношениями понимаются определенные социальные связи между субъектами относительно материальных и нематериальных ценностей, общества в целом и отдельных людей.
В теории уголовного права относительно структуры и содержания понятия “общественные отношения” существует две точки зрения. В соответствии с первой, широкой трактовкой, общественные отношения определяются как система таких взаимосвязанных элементов как: 1) субъекты (носители) отношений, 2) объективная связь (взаимосвязь) между субъектами, 3) социальные интересы (ценности), относительно которых существуют отношения[3].
В соответствии с другим, более узким подходом, под общественными отношениями понимаются только социальные связи, опосредующие социальные ценности и их носителей. Здесь ни участники, ни предметы отношений здесь не признаются элементами общественных отношений.
Ответить на вопрос, на что посягает преступление, можно только путем анализа трех структурных элементов отношений, поэтому методологически правильным является первый подход. При совершении преступления объектом воздействия выступает либо конкретный элемент общественных отношений (субъектов, предмет отношения или социальные взаимосвязи) либо на их совокупность в целом. Предметом преступного воздействия являются субъекты (отдельные лица или группа лиц и т.д.), определенные вещи или социальные связи.
В состав любого общественного отношения входят его носители (субъекты). Субъектами общественных отношений являются физические и юридические лица, общественные организации, государство или его уполномоченные органы. Субъектный состав участников отношений имеет уголовно-правовое значение для определения сущности и объема тех отношений, которые охраняются уголовным законом. Во-первых, когда необходимо конкретизировать круг отношений, которые охраняются уголовным законом. Так, жизнь и здоровье человека охраняется уголовным законом вне зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, а с точки зрения человека как носителя общественных отношений. Исходя из этого, к числу преступлений против государства, а не преступлений против человека (жизни человека) относится убийство человека при террористическом акте или диверсии, к числу преступлений против порядка управления — убийство милиционера. Во-вторых, когда необходимо уточнить содержание отношений, определяемых социальным статусом лица. Так, определение социальной функции субъекта в служебном отношении зависит от того, в каком объеме уголовный закон раскрывает содержание термина “должностное лицо”. Поэтому определение субъектного состава и социальной роли субъектов во многих случаях позволяет выяснить и те отношения, которые являются объектом преступления.
Вторым элементом общественных отношений является объективно существующая социальная взаимосвязьмежду субъектамиобщественных отношений, под которой чаще всего понимают определенное взаимодействие субъектов. социальная взаимосвязь является обязательным элементом любых общественных отношений и отображает их содержание. Однако ее нельзя отождествлять с общественными отношениями вообще, поскольку содержание социальной связи можно выяснить только путем анализа взаимодействия субъектов относительно конкретных социальных ценностей, в неразрывном единстве с субъектами и предметами соответствующих отношений. Социальная связь, как и общественные отношения вообще, носит объективный характер и как предмет уголовно-правовой охраны существует до момента совершения преступления. Социальная взаимосвязь часто выступает в качестве предмета воздействия при совершении следующих преступлений: при нанесении имущественного ущерба путем обмана, злоупотребления доверием (ст.209 УК) или при хищении путем использования компьютерной техники (ст.212 УК), при воспрепятствовании законной деятельности религиозных организаций (ст.195 УК), при укрывательстве преступлений (ст.405 УК) и др. В приведенных случаях ущерб объекту причиняется как уничтожением социальной связи, так и ее изменениями.
Третьим элементом общественных отношений является те социальные ценности, относительно которых они возникают. Необходимо иметь в виду, что беспредметных общественных отношений в объективной действительности не существует. в структуре общественных отношений социальные ценности (предмет отношений) имеют различное уголовно-правовое значение: например, оружие как предмет при похищении (ст.294 УК) и оружие как средство осуществления (орудие) при умышленном убийстве.
Предметом общественных отношений выступает все то, относительно чего или в связи с чем они существуют — материальные вещи, социальные и духовные ценности. Исходя из этого, общественные отношения можно подразделить на вещественные (материальные) и невещественные (нематериальные). В материальных отношениях предметом выступает определенная вещь. Так, при незаконной порубке деревьев и кустарников (ст.277 УК) в качестве объекта выступают общественные отношения в области охраны природы, а в качестве предмета — деревья или кустарники. Нематериальные общественные отношения не имеют вещественного предмета, например общественные отношения по поводу защиты чести и достоинства личности при клевете или оскорблении (ст.ст.188 и 189 УК).
Согласно общепризнанной точке зрения, при преступном воздействии на физическое лицо как носителя определенных общественных отношений человек не может быть предметом преступления, за исключением тех случаев, когда относительно данного лица существуют такие отношения, в которых оно выступает в качестве их предмета, например, при торговле людьми (ст.181 УК), при похищении человека (ст.182 УК).
В уголовном праве при определении того, на что воздействует преступление, существуют и иные точки зрения. Исторический взгляд на определение объекта позволяет установить, что в Древнем Риме в качестве объекта преступления назывались интересы общества либо интересы личности. На основании этого и преступления делились на две соответствующие группы.
В конце ХIХ века достаточно распространенной была нормативная теория объекта, основной смысл которой заключается в понимании преступления как нарушения нормы права и существующего правопорядка. В наиболее упрощенном варианте этой теории объектом преступления признавался уголовный закон. Убийство осуществляет посягательство на статью УК, которая угрожает наказанием за противоправное лишение жизни, вор посягает на статью, которая угрожает наказанием за кражу чужого имущества и т.п. Не соглашаясь с этим подходом, отметим следующее. Признавая, что преступление нарушает закон, необходимо иметь в виду только то, что оно является деянием уголовно-противоправным. Последний признак свойственен любому преступлению. Он дает ответ, почему посягательство влечет уголовную ответственность. Очевидно, что самому уголовному закону преступление не причиняет никакого ущерба. Уголовно-правовая норма не терпит и не может терпеть ущерба от преступления.
Нормативная теория объекта преступления в наиболее завершенном виде была представлена в трудах известного русского ученого в области уголовного права Н.С. Таганцева, который считал, что объектом преступного посягательства является заповедь или норма права, которая реализована в субъективных правах и нашла своё выражение в конкретном социальном интересе, который и охраняется этой нормой[4]. Таким образом, в качестве объекта преступления фактически рассматриваются интересы как правовые ценности. В зависимости от характера и значения этих благ и посягательство, которое покушается на них, может быть преступным или непреступным. Чем более значимыми являются правовые ценности, тем более важными они являются и тем более интенсивно осуществляется их охрана.
Другим представителем данной теории являлся немецкий ученый Ф. Лист, который определял объект преступления как охраняемый правом определенный жизненный интерес[5].
Нормативная теория объекта предоставляет возможность решать вопросы преступности или непреступности деяния не в рамках закона, а в зависимости от оценки охраняемых ценностей судом по его усмотрению.
В настоящее время в уголовно-правовой литературе достаточно часто в качестве объекта определенного преступления называется интерес. Причем понятие “интерес” употребляется часто как синоним термина “общественные отношения”. Однако подход, в результате которого объектом преступления признается интерес, по сути своей не верен. “Интерес” — понятие более широкое, чем “общественные отношения”. Интерес всегда субъективно скрыт и уяснение его содержания возможно через общественные отношения. Интерес можно рассматривать как единство объективного (его носители и источник возникновения) и субъективного (осознание потребности, мотив деятельности, постановка цели, выбор способа поведения лица). Однако интерес еще не есть общественное отношение, поскольку он является лишь побуждающим фактором (стимулом) для вступления субъекта в социальные отношения. Свое воплощение интерес находит через общественные (антиобщественные) взаимосвязи, в результате которых он может быть удовлетворен. Таким образом, при выяснении сущности интереса в правоприменительной практике мы вынуждены переходить к анализу его объективной основы — личности как носителю общественных отношений, социальных связей и социальных ценностей, то есть структурных элементов общественных отношений.
Против признания объектом преступления общественных отношений выступает и Г.П. Новоселов, который считает, что понимание объекта как общественных отношений влечет за собой фактическое расширение содержания понятия объекта, причем такое, при котором почти все признаки состава преступления выступают в качестве внутренних признаков объекта. По его мнению, отношения между людьми представляют интерес для уголовно-правовой науки не в качестве объекта преступления, а в качестве формы проявления любого социально значимого поведения, в том числе преступного. Отсюда он делает вывод о том, что при совершении преступления нет оснований для того, чтобы вести речь о посягательстве на какие-либо общественные отношения. Только человек (люди), по его мнению, противостоят виновному в процессе посягательства и именно против людей направлены общественно опасные действия субъекта. Утверждение, что лицо вступает в отношения с другими людьми, по мнению Г.П. Новоселова, является исходным как для разработки самого понятия преступления, так и для определения его объекта. А поскольку общественные отношения - это отношения между людьми, то постольку люди могут быть признаны их участниками, их субъектами (так как от них исходит социальная активность) и объектами (то, что противостоит субъекту)[6].
Эта точка зрения привлекает ярко выраженной гуманистической направленностью. Однако признать ее последовательной и аргументированной трудно. Например, если лицо осуществило подделку почтовых марок или других знаков почтовой оплаты (ст.261 УК), то трудно представить себе, что объектом этого преступления является другой человек, который противостоит виновному, а не общественные экономические отношения.
Значение объекта преступления состоит в том, что он является необходимым элементом каждого состава преступления и в значительной степени определяет квалификацию преступного деяния.
В уголовном праве нет “безобъектных” преступлений, и если отсутствует объект преступления — это значит, что в действиях лица нет состава преступления и он не подлежит уголовной ответственности. При этом объект может отсутствовать по двум причинам: либо данные действия лица вообще не нарушают общественных отношений, либо нарушение определенных общественных отношений имеют место, однако они не охраняются в уголовно-правовом порядке.
Значение объекта преступления проявляется также в том, что он дает возможность раскрыть социальное содержание преступления и адекватность политики государства при установлении характера его общественной опасности.
Являясь необходимым условием правильной квалификации преступления и назначения виновному справедливого наказания, объект преступления признан критерием систематизации норм Особенной части УК.