Нормативная правовая информация
Под нормативной правовой информацией понимают совокупность официальных документированных данных о праве и законодательстве, их системе, источниках, отдельных правовых нормах и правовых институтах, юридически закрепляющих правовые отношения между физ. и юр. лицами между остальными субъектами российского права.
К источникам нормативной правовой информации относятся законодательные нормативно-правовые акты, международные договоры и соглашения, общепризнанные принципы и нормы международного права. Сюда же относятся толкование правовых норм и обобщение правовой практики. При толковании норм права появляется воля законодателя. Таким образом, дополнительную информацию дают следующие толкования: логическое, систематическое, разъяснение терминов, понятий, анализ типичных ситуаций в уголовно-правовой, гражданско-правовой и иных сферах судебной деятельности. Нормативно-правовая информация классифицируется след.образом:
1. Международно-правовая информация, содержащаяся в международно-правовых договорах, соглашениях, конвенциях и характеризующая отношения между государствами, народами, международными организациями.
2. Информация федерального уровня, содержащаяся в Конституции, ФКЗ и ФЗ, указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, актах министерств и ведомств.
3. Уровень субъекта – региональный;
4. Акты органов местного самоуправления;
5. Отраслевая информация, специализирующаяся по отраслям права и может быть конституционно-правовой, гражданско-правовой и т.д.
Ненормативная правовая информация
Ненормативная правовая информация – такая разновидность правовой информации, которая хотя и служит для решения задач правотворчества и правоприменительной деятельности, но не является нормативно-правовой.
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
– ненормативные акты общего характера;
– акты официального разъяснения;
– правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.п. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении и т.д.).
Метод анализа систем
Метод формализации
Формализация - представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации информации и т.п.) в виде формальной системы. Формальная система - это знаковая модель, задающая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построения новых.
Язык является той знаковой системой, которая позволяет осуществлять информационный обмен в любой социальной системе. Наряду с естественными языками в информатике разработаны и формальные языки: системы счисления, алгебры высказываний, языки программирования.
С помощью формальных языков строятся формально-логические модели.
В общей теории права существует направление, которое называют "формализация правовых норм". Формализация правовой нормы - это выявление ее логической структуры, логических правил вывода суждений.
Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую теорию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предписаниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы.
Формализация предполагает усиление роли формальной логики как основания правовой науки. Формализация используется при обработке правовой информации с помощью компьютерной техники.