Применение права. Стадии процесса применения права

Применение права выражается в императивных действиях должностных лиц государственных органов в пределах их компетенции по реализации права.

В учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В. В. Лазарева имеется следующая трактовка применения права: «Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющих своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом»[229].

Государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми сосредоточивает решение определенных вопросов по существу в руках заранее определенных органов. Таким образом, применение права относится к сфере управления процессами в обществе в лице государственных органов и организаций. Применение права – это правовая функция государства, одна из форм государственной деятельности.

Применение права обладает рядом конкретных черт: во-первых, как властная деятельность государства; во-вторых, осуществляется в рамках «правоприменительных отношений», поскольку правовое положение участников различно; в-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется «в особых установленных процессуальным законом формах»; в-четвертых, является сложной, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами правореализации; в-пятых, «это не однократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права»; в-шестых, – сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта»[230].

Результатом правоприменительной деятельности является вынесение индивидуально-конкретного решения, обладающего юридической силой в отношении конкретного дела. Эта деятельность реализуется в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих позитивное регулирование путем рассмотрения дел о правонарушениях с применением соответствующих санкций.

Обеспечение законности и единообразия в применении права достигается регламентацией самой процедуры подготовки и принятия решений законодательными актами различных отраслей права, в частности, уголовно-процессуальным кодексом.

Таким образом, применение права – это особая форма реализации права, осуществляемая государственными органами или организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по индивидуализации правовых норм к конкретным субъектам и случаям на основе строгого соблюдения законности.

Применение права представляет собой единый процесс, охватывающий последовательный ряд относительно самостоятельных стадий.

Можно логически выделить следующие стадии процесса применения права:

– анализ фактических обстоятельств дела;

– выбор правовой нормы;

– проверка подлинности текста нормы; анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

– толкование содержания нормы права (см. гл. XVI);

– принятие акта о применении нормы права;

– доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

Практически при разрешении конкретного дела лицо сначала знакомится с фактическими обстоятельствами сугубо предварительно, затем выбирает и изучает норму в зависимости от ее содержания, еще раз более детально изучает те признаки и стороны фактов, которые имеют правовое значение. На основе этого в дальнейшем правовая норма изучается еще более тщательно и всесторонне.

Без оценки и тщательного анализа признаков и особенностей рассматриваемого случая, без исследования фактических обстоятельств дела невозможен правильный выбор нормы, законное и обоснованное решение дела. Данная стадия применения права складывается из нескольких самостоятельных этапов. Начинается она с определения круга фактов, необходимых для решения дела. Затем идет собирание и процессуальное закрепление добытых фактов, собственно исследование таких фактов, установление их достоверности и достаточности и, наконец, оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные операции взаимно связаны и переплетаются друг с другом.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а при помощи определенных юридических средств в установленных законом форме и порядке. Зачастую в законе специально указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу.

В процессе исследования обстоятельств дела правоприменительный орган свободен отвергать факты как недоказанные, недостоверные, так и признавать их правильными, отвечающими действительности. В этом отношении у органа нет никаких формальных ограничений и никакие доказательства не имеют для него заранее установленной силы. Он оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь только законом и правосознанием. Этот принцип в теории именуется принципом свободной оценки доказательств.

В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть достигнута объективная истина. Достижение истины является руководящим началом, принципом деятельности органов, применяющих правовые нормы, представляет собой цель исследования обстоятельств дела. Истина должна быть достигнута, в принципе, по каждому делу. Иной взгляд способен привести к субъективизму при применении права, открыть лазейки для развязывания произвола.

Выбор номы права осуществляется на основании правовой квалификации, т. е. решения вопроса о том, на основании какой нормы (норм) должен решаться определенный круг случаев с данным фактическим составом.

Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. Важно также учитывать при выборе нормы общие предложения и принципы соответствующего правового института, отрасли права.

Проверка подлинности текста нормы, анализ нормы с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц объединяются в одну стадию потому, что все они являются необходимыми предварительными условиями, предпосылками для следующего основного этапа процесса применения права – анализа содержания нормы права, ее толкования. Правоприменительный орган должен во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела иметь полный текст нормативного акта. Отсюда важно установление подлинности текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Оно сводится к проверке его идентичности оригиналу нормативного акта. Следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, т. е. тем текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов. При этом необходимо брать последнюю редакцию официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права.

Несколько иное отношение должно быть к неофициальным источникам опубликования нормативных актов. Работники часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, информационными изданиями ведомств и другими неофициальными материалами.

Обычно пользование такими текстами не приносит каких-либо осложнений, так как в подавляющем большинстве случаев эти тексты идентичны официальным. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция их полного соответствия оригиналу нормативного акта, и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования возникает проблема проверки их подлинности, что внешне проявляется в сличении этих изданий с официальными источниками.

После установления подлинности текста нормативного акта правоприменитель должен проверить, законно ли издание этого акта: соответствует ли он предписаниям актов вышестоящих органов, не вышел ли нормотворческий орган за пределы своей компетенции, соблюдены ли установленные законом порядок и формы для изучения данного факта. Такой проверке подвергаются нормативные акты министерств и ведомств, местных органов власти и исполнительных органов.

Следующее действие, которое должен проделать применяющий право, – это проверка выбранной нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Из проблемы пределов действия нормы права целесообразно рассмотреть лишь один вопрос – о коллизиях между нормативными актами и способах их разрешения. Такая проблема возникает в случаях, когда обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания. Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как несовпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны также и действительные коллизии, что является недостатком законодательной техники, связанным с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии нормативных актов.

Способы разрешения коллизий правовых норм сводятся к следующему: а) если коллизирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Анализом содержания нормы права (толкованием) завершается процесс всестороннего изучения найденной правовой нормы.

Принятие решения компетентным органом – решающая стадия применения права. Именно в издании на основе нормы (норм) права индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий норму права с конкретным случаем, властно распространяющий действие нормы на этот факт, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. На этой стадии окончательно решаются вопросы достаточности фактических данных для вынесения решения, их достоверности, соответствия избранной норме, устанавливаются требования, предъявляемые этой нормой к данному делу. Эти вопросы решаются и ранее, но сугубо предварительно, теперь же эти решения окончательно формируются, выводы всех предварительных стадий связываются воедино и анализируются. Затем принимается окончательное решение официальным лицом, применяющим право. Оно воплощается в определенном письменном документе, имеющем официальное значение. В результате осуществления всех предварительных стадий у лица, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение в том, что обстоятельства исследованы правильно и с достаточной полнотой, они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что по делу правильно избрана норма, и она полно и всесторонне изучена. Только после формирования такого убеждения возможно приступить к решающей стадии применения нормы права – вынесению решения.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций – заключительная стадия процесса применения права. Иногда такая процедура осуществляется сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора или решения суда), в других случаях потом. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно при строгом режиме законности обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо их касающихся.

Наши рекомендации