Завоевание Китая монголами. 1211-76 гг.
Монголы завоевывали Китай по частям. 20 лет ушло у них на покорение государства Цзинь на Севере. Враждебно настроенные к чжурчженям китайцы сначала помогали менголам, научив их (на свою голову) брать города с применением осадной техники. Другая часть северокитайского населения эти города от монголов обороняла. Южносунское государство, воспользовавшись монголо-чжурчженьским конфликтом, перестало платить дань Цзиням с 1215 г., что ослабило их сопротивление монголам. Захваченный монголами Пекин горел целый месяц, отданный на разграбление.
Покончив с Цзинь, монголы с 1225 г. совершали фланговый обход Южносунского государства и в 1264 г. завершили его, дойдя до Вьетнама (по пути им удалось утопить сунскую армию, разрушив ирригационные системы). На последнем этапе борьбы с монголами (1264-76 гг.) Супы смогли отмобилизоваться, но их сопротивление было сопротивлением изолированной от остального мира меньшей части Китая. Даже после потери четырехлетним императором Гун Ди престола, сопротивление безуспешно продолжалось еще 15 лет с островов гуандунского побережья.
Поскольку монгольское завоевание Китая происходило поэтапно и растянулось на 65 лет, оно не отразилось на экономике страны столь катастрофически, как на Средней Азии и Руси. Гораздо более тяжелые последствия имело установление над Китаем монгольского ига династии Юань.
5. Эпоха Юань (1279 - 1368 гг.)
Первоначально планы монголов по отношению к упорно сопротивлявшемуся Китаю отличались крайней кровожадностью и угрожали самому существованию народа (план 1230 г. превращения Северного Китая в пастбище, план поголовного уничтожения пяти наиболее распространенных китайских фамилий, т. е. половины населения страны). Китаю повезло, что в монгольской верхушке нашлись люди, воспрепятствовавшие осуществлению подобных намерений. Так, советник Великого Хана киданин Елюй Чуцяй убедил его цифрами потенциальной дани с покоренной страны в ежегодном размере 170 тыс. кусков золота, 80 тыс. кусков шелка. 25 тыс. тонн зерна и т. д. Воспитанный китайцами самый хитрый из чингизидов Хубилай столицу своей империи расположил не в Монголии, а в Китае, что явно облегчило судьбу Поднебесной. Хубилай полагал, что "можно получить Поднебесную, сидя на коне, но нельзя ею управлять, сидя на коне".
Особенности эпохи Юань
1) общее ужесточение режима - телесным наказаниям подвергались даже министры. Китайцы считались людьми третьего сорта после монголов и иностранцев. Как сообщают китайские хроники, монголы - главы двадцатидворок "ели, пили, мальчиками и девочками распоряжались как хотели... ";
2) небывалое в китайской истории распространение получил рабовладельческий уклад;
З) резко усилились позиции буддийской церкви, пользовавшейся покровительством династии;
4) небывалый даже для Китая масштаб приобрела коррупция ("воры стали чиновниками, чиновники - ворами", "крупные чиновники кормятся за счет мелких, мелкие - за счет народа";
5) резко усилилось неравенство социально-экономического развития Юга и Севера страны:
- на Севере, опоре Юань, при завоевании погибло около половины населения, а 25% выживших обращены в рабство (всего население Китая сократилось с 75 до 60 млн. чел). Однако северокитайская верхушка имела доступ в госаппарат и превратилась в союзника династии. В целом произошла деградация Севера, колыбели китайской цивилизации;
- на Юге, дававшем 75% доходов империи, состоятельная помещичья верхушка в госаппарат не допускалась и была в политическом отношении бесправной. Возможно, именно этим объясняются определенные успехи китайской культуры в этот тяжелый для страны период (не имея доступа к власти и политике, состоятельная китайская верхушка нашла отдушину в искусстве, перед лицом монгольского ига нация в целом напрягла свои духовные силы).
6) династией Юань были допущены грубые политико-идеологические и экономические просчеты. Процесс китаизации и ассимиляции правящего варварского меньшинства шел, но слишком медленно и неглубоко. Система кэцзю не работала до 1317 г. Не только простой народ, но и большинство состоятельных китайцев оставались оппозиционно настроенными по отношению к династии. Поскольку Юань запустила ирригационные системы, в 1334 г. р. Хуанхэ впервые за полторы тысячи лет поменяла русло, сметая все на своем пути. Запоздалая мучительная попытка вернуть реку на место в 1351 г. только усилила озлобление против режима;
7) династия Юань столкнулась с активизацией деятельности тайных обществ на антимонгольской основе. Сначала в 50 гг. ХIV в. произошло восстание "красных войск" Белого Лотоса под национальными лозунгами и руководством самозванцев-"Сунов" - оно было подавлено совместными усилиями монгольской и северокитайской верхушки. Затем в Центрально-Южном Китае начались восстания под социальными лозунгами, однако местные шэньши и помещики сумели трансформировать эти лозунги в национальные, примкнув к восставшим.
15 апреля 1352 г. в один из отрядов восставших случайно попал умный, храбрый и симпатичный молодой монах Чжу Юаньчжан, вскоре понравившийся дочери руководителя тайного общества. Через 15 лет, проявив недюжинные организаторские способности, Чжу стал одним из авторитетнейших крестьянских вождей и в 1367 г. издал Декларацию, в которой прокламировал цель "возродить величие Китая" (этот документ готовился служившими ему шэньши, которые окончательно сменили социальную направленность движения на национальную). Одолев других крестьянских лидеров, имевших в своем распоряжении более миллиона повстанцев, в 1368 г. Чжу Юаньчжан основал династию Мин.
Любопытно, что современная китайская историография всячески преуменьшает национально-антимонгольский характер указанных восстаний и видит в них "обычную классовую борьбу крестьянства с феодалами и никаких национальных противоречий". Объясняется это концепцией Китая как "семьи народов", позволяющей считать монголов членами этой семьи, которые могут снова туда вернуться, т. е. войти в состав КНР (древнее на службе современного?).
6. Эпоха Мин (1368 - 1644 гг.)
Экономика минской эпохи
В первые десятилетия династии принимались меры по улучшению положения крестьянства, которое помогло ей прийти к власти. На Севере была возрождена надельная система, ликвидировавшая экономическое могущество ранее союзной Юаням северокитайской землевладельческой верхушки. На Юге, наоборот, было сохранено помещичье землевладение. Модернизация учетно-налоговой системы и повышенное внимание властей к ирригации способствовали ускоренному экономическому росту.
Наблюдается рост городской экономики на базе областной специализации (в Гуандуне железоделательное производство, в Цзянси - фарфоровое...) и появление новых направлений, среди которых стоит отметить строительство четырехпалубных кораблей. Развиваются товарно-денежные отношения, на базе купеческого капитала возникают частные мануфактуры, в Центрально-Южном Китае появились ремесленные посады. Складываются предпосылки к образованию общекитайского рынка (только официальных ярмарок насчитывалось 38). Однако параллельно этим прогрессивным процессам действовали типичные для всего Востока сдерживающие развитие предпринимательства факторы и препоны (государственные монополии, казенные мануфактуры с 300 тысячами ремесленников, государственные поборы с торгово-ремесленной деятельности), которые не позволяли экономике выйти на качественно иной способ производства.