Современная российская журналистика и свобода слова

Современная журналистика нередко рисует образ жиз­ни, далекий от нее самой, выражая тот абсурдистский мир, кото­рым часто бывает наше сегодня.

Пожалуй, основным парадоксом профессии является, с од­ной стороны, стремление к независимости, свободе слова. Жела­ние быть четвертой властью, т.е. сохранить позиции над схваткой; с другой — реальная зависимость от властей, от владельцев, учре­дителей и издателей, от рекламодателей и спонсоров. Это драма­тический конфликт между свободной творческой личностью и за­висимостью от всех, в том числе от общественного мнения и ауди­тории. Большой потенциал информационной власти и зависимость
от властных структур, общественных и политических организаций.

Современная реальность такова, что порой СМИ удовлетворяют не столько потребности общества, сколько интересы групп, кланов, политических и финансовых корпораций и элит, владеющих информационными каналами. И такой журнализм можно назвать не общественным, а корпоративным.

40. Юридические документы, регламентирующие деятельность российского журналиста.

· Право граждан на информацию.

1. Свобода слова. - Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Части 1 и 4 ст. 29 Конституции РФ гарантируют свободу слова и право каждого свободно получать, искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Статья 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) предоставляет гражданам право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

3. Согласно статье 1 Закона о СМИ, не могут быть ограничены:

Ø поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

Ø учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

Ø изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

v Недопустимость цензуры.

1. В статье 29 Конституции РФ кроме гарантии свободы массовой информации декларируется гарантия свободы мысли и слова, а также содержится положение о том, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

2. Статья 3 Закона о СМИ уточняет: цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается.

3. Цензура массовой информации может выражаться в одном из двух случаев вмешательства в деятельность СМИ:

§ при требовании согласовывать содержание сообщений и материалов до их распространения;

· в случае наложения запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей.

4. От цензуры следует отличать случаи:

  • согласования сообщений и материалов, существующие внутри каждой редакции, безусловно, цензурой не являющиеся (о цензуре говорят, когда требования о предварительном согласовании, исходят извне и адресованы именно редакции СМИ);
  • когда должностное лицо, требующее предварительного согласования текста сообщения или материала, является его автором либо выступало в роли интервьюируемого (поскольку в данном случае речь идет о соблюдении авторских прав данного лица либо его нематериальных благ, таких, как честь, достоинство, репутация);
  • ареста продукции СМИ, произведенного судом (объектом цензуры может выступать только сама информация (сообщения и материалы), но не материальные носители, на которых она зафиксирована);
  • приостановления деятельности СМИ судом по иску регистрирующего органа о признании свидетельства о его регистрации недействительным.

5.Представляет интерес и то, что данное ограничение может быть установлено не в каждом случае введения чрезвычайного положения, а только тогда, когда имели место:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти;
  • вооруженный мятеж;
  • массовые беспорядки;
  • террористические акты;
  • блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей;
  • подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
  • межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона № 3-ФКЗ).

v Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СМИ. Российское законодательство.

Среди федеральных законов, которые в большей или меньшей степени регулируют отношения, связанные со СМИ, необходимо выделить следующие:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утверждены Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1;
  • Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;
  • Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
  • Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
  • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»;
  • Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
  • Федеральный закон от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;
  • Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

Кроме того, на основе перечисленных законов был разработан и принят ряд подзаконных актов. К ним, в частности, относятся:

  • Указ Президента РФ от 20 марта 1993 г. № 377 «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телевещанию»;
  • Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»;
  • Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
  • постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;
  • постановление Правительства РФ от 5 апреля 1992 г. № 216 «О порядке взимания регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации»;
  • Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055;
  • Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. № 759;
  • постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды»;
  • Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. № 1142;
  • Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 859 «Об обязательном экземпляре изданий».

Более полную информацию по ссылке: http://www.smioprf.ru/catalog/menu.html

 

 

Наши рекомендации