Понятие международного права и его особенности

Тема 1

Основные вопросы

1. Понятие международного права, его основные черты и особенности, Двойственность предмета регулирования международного права: действие норм международного права в межгосударственных отношениях и на внутригосударственном уровне. Соотношение международного публичного и международного частного права.

2. Общечеловеческие ценности и тенденции к целостному, взаимосвязанному миру как определяющие факторы демократического и универсального характера современного международного права. Этико-моральная роль норм международного права.

3. Методология изучения международного права. Соотношение международного права и сравнительного правоведения.

4. Международный правопорядок. Приоритет международного права во внешней политике государств в межгосударственных отношениях. Соотношение международного права и политологии, международного права и геополитики. Влияние внутригосударственных социально-политических процессов на международное право. Волюнтаристская теория международного нрава.

5. Система международного права, его отрасли и институты. Эволюция системы международного права. Новые отрасли международного права и их характеристика.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

Геополитика, международное сообщество, международное публичное право, международное частное право, международный правопорядок, норма международного права, отрасль международного права, система международного права, jus cogens (императивные нормы международного права).

Теоретические и методические установки

В ходе изучения данной темы курса необходимо уяснить существо и значение ряда фундаментальных понятий, с которыми вступает во взаимодействие и которые призвано обслуживать международное публичное право.

К числу таких понятий в международно-правовой науке принято относить, во-первых, международную систему, являющуюся совокупностью разнохарактерных по социальной природе и правовому положению субъектов, имеющих более или менее ясно выраженную тенденцию к интеграции, таких как суверенные государства, объединения государств, не обладающих международной правосубъектностью (субъекты федераций) или обладающих таковой в определенных рамках (конфедерации), борющиеся за свою независимость нации и народы, межгосударственные (межправительственные) организации, государственно-подобные образовании и др.; во-вторых,. важнейший компонент вышеназванной международной системы - многообразные по своему предмету и свойствам отношения, складывающиеся между перечисленными субъектами, именуемые международными отношениями, которые охватывают политическую, экономическую, торговую, финансовую, научно-техническую, производственную, культурную и прочие области человеческой деятельности; в-третьих, арсенал средств, предназначенных для определения правового, социального либо иного статуса субъектов международной системы и регулирования возникающих между ними отношений, причем в состав таких средств входят общеобязательные или юридические и иные, то есть неюридические (традиции, моральные и религиозные догматы) правила поведения упомянутых субъектов.

Выделяя в рамках международной системы общеобязательные для исполнения участниками международных отношений правила поведения - юридические нормы, можно говорить о международной системе в узком смысле этого понятия или об одной из ее подсистем. В таком качестве выступает международное публичное право, отличающееся от внутригосударственных (национальных) правовых систем многими специфическими чертами - предметом или объектом регулирования, субъектным составом правоотношений, пространственной сферой действия, способами нормообразования, методами обеспечения соблюдения (выполнения) международно-правовых норм, особым составом источников этих норм. Причем здесь необходимо отметить наличие в международно-правовой науке разногласий по вопросу о составе источников международного права, к числу которых многие теоретики относят только международные договоры (источник конвенционных норм) и международные обычаи (источник обычных норм), тогда как позитивное право указывает на более широкий состав этих источников, как это вытекает, в частности, из положений ст. 38 Статута Международного Суда ООН, подразделяющей таковые на основные (общие и специальные конвенции, международный обычай и общие принципы права) и вспомогательные (судебные решения, доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву). Как утверждает современная международно-правовая доктрина и свидетельствует практика межгосударственных отношений, все более важную роль в качестве вспомогательного источника международного права играют решения (резолюции) межгосударственных организаций, а также международных дипломатических конференций и других политико-правовых форумов, значительное влияние на нормообразовательный процесс в международном праве оказывает и внутригосударственное право, а также деятельность внутригосударственных судебных инстанций. Однако следует четко представлять себе пути, которыми положения вспомогательных источников международного права преобразуются в общеобязательные для участников международных отношений правила поведения, в чем состоит механизм такого преобразования, в основе которого лежит согласованное в добровольном порядке волеизъявление субъектов международного права.

Наличие существенных различий между внутригосударственными и международной правовыми системами не означает их полной разобщенности, ибо автономность каждой из них не только не исключает, но, напротив, предполагает их весьма тесное взаимодействие, взаимовлияние.

Более глубокому пониманию сущности международного публичного права содействует изучение различных видов классификации образующих его нормативный массив правил поведения (юридических норм) по различным признакам - форме их закрепления или объективирования, количеству участников, субъектной и пространственной сферам действия, юридической (обязывающей) силе, функциональному назначению. Следует иметь представление о том, что данная правовая система, еще далекая от должного (всеобъемлющего) упорядочения, тем не менее, постепенно претерпевает процесс сведения воедино, систематизации и совершенствования имеющихся в ее составе нормативных актов и самих юридических норм, то есть подвергается официальной кодификации, осуществляемой посредством заключения многосторонних международные договоров, посвященных упорядочению регулирования какой-либо из областей (какому-либо из направлений) международных отношений - внешним сношениям (дипломатическое и консульское право), порядку согласования членами международного сообщества своих воль (право международных договоров), использованию различных пространственных сфер (морское, воздушное, космическое право), упорядочению положения населения (международная зашита прав и свобод человека), охране окружающей среды (международное экологическое право) и др.

Необходимо, наконец, иметь в виду, что международное публичное право само по себе образует весьма сложный, многоуровневый организм, состоящий из совокупности юридических норм, принципов, институтов, подотраслей и отраслей, прямо или косвенно связанных между собой, нередко находящихся в зависимости друг от друга и, следовательно, составляющих «организованное множество элементов», то есть систему.

От международного публичного права следует отличать тесно связанную с ним, но, тем не менее, обособленную, самостоятельную правовую систему - международное частное право, принципы и нормы которого предназначены регулировать гражданско-правовые отношения, выходящие за рамки внутригосударственного регулирования, однако не подпадающие под действие норм международного публичного права. Специфика таких правоотношений заключается в том, что в их составе присутствует так называемый «иностранный элемент», когда они затрагивают гражданско-правовые аспекты положения иностранцев или иностранных юридических лиц, право собственности, имущественные или личные неимущественные права таковых либо связаны с юридическими фактами, имевшими место в рамках юрисдикции иностранного государства. Обоснованность выделения международного частного права в обособленную правовую систему, не подчиненную международное публичному праву, вытекает из комплекса обстоятельств (факторов), включающих специфику предмета (объекта) регулирования, состав участников регулируемых правоотношений (субъектный состав), состав нормативного массива, где сочетаются принципы и нормы, формирующиеся в недрах международной и внутригосударственной правовых систем.

Таким образом, международное публичное право представляет собой систему юридически обязательных правил поведения - международных норм конвенционного (договорного) и/или обычного происхождения, создаваемых государствами и другими участниками международного общения. Цели таких норм состоят в поддержании и укреплении международного мира и безопасности, установлении и неуклонном развитии всестороннего сотрудничества между субъектами данной правовой системы. При этом реализация указанных целей обеспечивается не только путем добросовестного и добровольного выполнения участниками международных отношений своих обязательств друг перед другом, но и посредством применяемого в необходимых случаях принуждения, которое может осуществляться в индивидуальном или коллективном порядке в строгом соответствии с действующими нормами международного права.

Контрольные вопросы

1. Какие отношения регулируются международным правом?

2. Какие факторы международной жизни оказывают влияние на развитие современного международного права?

3. Что понимается под международным сообществом? Какие образования являются субъектами международного сообщества?

4. Как соотносятся международное публичное право и международное частное право?

5. В чем специфика международно-правового метода регулирования?

6. Что понимается под институциональными и договорными формами международного сотрудничества?

7. Какие методы изучения международно-правовых явлений существуют?

8. Как соотносятся международное право и дипломатия?

9. Как соотносятся международное право и сравнительное правоведение?

10. Как соотносятся международное право и геополитика?

11. В чем проявляется единство и дифференциация системы международного права?

12 Какие отрасли международного права являются новыми, а какие возникли достаточно давно?

13. Какие отрасли и институты образуют Общую часть международного права, а какие - Особенную часть международного права?

Задания

1. Дайте определение следующим терминам:

§ универсальное международное право;

§ региональное международное право;

§ общее международное право;

§ европейское международное право;

§ международное право цивилизованных народов.

2. Приведите примеры международных общественных отношений, регулируемых:

§ • международным правом;

§ • моралью;

§ • международным частным правом.

3. Выделите основные тенденции развития современного международного права.

4. Приведите пример международного правоотношения. Выделите и опишите его структуру (юридический факт, субъекты, объект, содержание).

5. Государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономически и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей и своей основе такие различия.

Дайте определение выделенным терминам.

Задачи

1. Международное право это:

а) право, регулирующее отношения между государствами и иные, связанные с ними отношения;

б) право, применяемое к государствам в их взаимных отношениях и к индивидам в их отношениях с государством;

в) право, регулирующее отношения между субъектами международного права;

г) право, применимое к субъектам международного сообщества, т.е. к государствам, международным организациям и, в исключительных случаях, к индивидам;

д) совокупность норм внутригосударственного права, регулирующих участие Российской Федерации в международных отношениях.

Оцените каждое определение. Какое из этих определений более правильное?

2. Государства соблюдают нормы международного права, так как они:

боятся международной ответственности;

привыкли делать это;

уважительно относятся к мировому общественному мнению, которое требует соблюдения норм международного права;

считают, что это соответствует их интересам;

осознают ценность норм международного права;

желают, чтобы их международная политика соответствовала общепринятому стандарту.

Сформулируйте ваше мнение но данному вопросу.

3. Верны ли следующие утверждения:

международное право — это право, создаваемое государствами;

между народное право— это право, создаваемое для государств;

международное право — это право, создаваемое в результате соглашения государств?

Дайте оценку каждому утверждению.

4. По слонам выдающегося голландского юриста и государственного деятеля К. Бинкерсгука (1673—1743), «разум - есть душа международного права». Что хотел сказать ученый? Можно ли данное умозаключение отнести к внутригосударственному праву?

5. Известный немецкий ученый А.В. Гефтер писал о международном праве: «Опираясь на взаимное, явное или, по крайней мере, безмолвное (подразумеваемое), согласие известного союза государств, это право находит свою силу в том общем убеждении, что каждый член союза, по основаниям материальным или нравственным, будет вынужден, при одинаковых обстоятельствах, действовать именно так, а не иначе... Из существующих прав это - самое свободное... Общественное мнение— вот его единственный орган и регулятор, а высший суд его - история, которая своим безапелляционным приговорим утверждает право и, подобно Немезиде, карает его нарушения. Оно получает санкцию в том верховном порядке, который создал государство не для того, чтобы ограничить и замкнуть человеческую свободу в его пределах, но чтобы раскрыть весь мир роду человеческому. Обеспечить путем взаимных сношений народов и государств прочное основание для всестороннего развития человечества - таково назначение, выполнить которое призвано международное право».

Согласны ли вы с автором? Почему международное право является самым свободным? Какие существенные изменения претерпело международное право и течение XX в.?

6. Государственный секретарь США (1973—1977) Г. Киссинджер отмечал, что американская доктрина внешней политики эволюционировала на протяжении двух столетий от идеи изоляционизма («США должны идти своим путем и не вмешиваться во внутреннюю политику европейских государств») к идеям мессианства («США должны нести миру идеалы демократии»).

Как вы относитесь к этим идеям? Есть ли сегодня необходимость в формировании основного принципа внешней политики России? Где этот принцип должен быть закреплен? Каково должно быть его содержание?

7. Американский ученый Чарльсворс отмечает, что международное право выражает идеи мужской элиты.

Согласны ли вы с этим утверждением? Какие отрасли и институты международного права могут быть изменены в лучшую сторону с учетом феминистских позиций?

8. Одна из наиболее оригинальных концепций международного права была разработана проф. Йельского университета М. Макдугалом. Он писал:. «Международное право в абстрактном представлении наиболее адекватно определяется как сочетание двух форм силы - формальной власти, связанной с эффективным контролем, и потока решений, в котором общественные предписания формулируются, предъявляются и фактически применяются в целях осуществления политики сообщества».

Что хотел сказать американский ученый? Как вы относитесь к этому определению? Насколько оно соответствует реальному положению вещей?

9. По отзывам современников, профессор Киевского университета В.А. Незабитовский считал, что над миром господствуют «кулак», хитрость н лукавство; темные силы заправляют всеми делами мира - отношениями частных лиц, государств и народов.

Согласны ли вы с В.А. Незабитовскнм?

10. Известный русский ученый проф. Н.М. Коркунов определяет международное право как учение о форме охраны юридических отношений совместной деятельностью нескольких государственных властей.

В чем особенности этого определения? Согласны ли вы с автором?

11. Каково соотношение сфер регулирования международного права и морали?

12. Каково соотношение сфер регулирования международного публичного права и международного частного права?

13. Международного права не существует, поскольку:

§ нет международной законодательной власти;

§ отсутствует эффективный международный суд;

§ нормы международного права часто нарушаются;

§ отсутствуют международные принудительные механизмы;

§ отсутствуют нормы, единые для всех субъектов международного права.

Согласны ли вы с этими аргументами? Если нет, то почему?

Наши рекомендации