Порядок обжалования действий и решений органов государства и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан
Обжалование — реализация гражданами своего права обратиться с жалобой в суд, если неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов МСУ, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия и решения органов ГУ, нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу МСУ, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу.
С принятием ФЗ от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» значительно расширены правовые гарантии защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц и органов власти. По существу, этот закон становится наиболее действенным правовым средством обеспечения законности и дисциплины в ГУ. Выступая как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исп.власти, любого должностного лица с точки зрения ее законности и результативности.
Жалобы — обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения имеет иную правовую сущность, не связаны с нарушением субъективных прав гражданина и направлены на улучшение деятельности органов исп.власти и их должностных лиц. Заявление — это форма волеизъявления по реализации своего субъективного права. Все это объединяется термином обращения граждан.
Способы рассмотрения и разрешения жалоб граждан: административный и судебный. Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исп.власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому нередко остаются без удовлетворения вполне обоснованные жалобы. Данный порядок не может в полной мере признаваться как эффективный в вопросах защиты прав и свобод граждан. Поэтому возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы (иска) повышаются. Судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям. В суде гражданин выступает не в роли просителя, а истца — равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют нарушения прав гражданина. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд, — коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица. Военнослужащий вправе в таком же порядке обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органа военного управления и воинских должностных лиц. Сроки обращения в суд с жалобой: 1) три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 2) один месяц — со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Об исполнении судебного решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня его получения. Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на ответчика, если суд установит, что его действия (решения) были незаконными.