Инициатива и подготовка к проведению Общероссийского референдума
Рассмотрение данной главы необходимо начать с определения кому может принадлежать инициатива проведения референдума, а также краткой последовательности реализации инициативы и подготовки к проведению референдума.
Инициатива проведения референдума Российской Федерации, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» принадлежит:
· не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;
· Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;
· федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с определением референдума, как одного из основных способов свободного волеизъявления граждан, автор работы акцентирует большее внимание непосредственно на инициативе и проведении референдума со стороны граждан Российской Федерации и будет рассматривать прежде всего инициативу граждан.
Однако, стоит отметить, что инициатива, принадлежащая гражданам, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации; а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной думы Федерального Собрания РФ.[11]
В сжатом виде, данный процесс представляет собой следующую последовательность действий: создание региональной подгруппы от каждого субъекта количеством не менее 100 человек → (в случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов Российской Федерации) подача в Избирательную Комиссию (далее ИК) ходатайства о создании инициативной группы, при этом, в ходатайстве содержатся вопросы на референдум и личная информация о каждом члене группы → ИК субъекта РФ, получив ходатайство, незамедлительно уведомляет Центральную ИК (далее ЦИК) о вопросе, указанном в ходатайстве; ЦИК в течение 10 дней со дня уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, указанным в 6 статье ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и обозначенным автором выше → ИК в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие информации, указанной в ходатайстве, требованиям, установленным ФКЗ и принимает решение о регистрации (в случае соответствия), либо об отказе в регистрации региональной подгруппы → при регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители более половины региональных подгрупп вправе (не ранее чем через 2 месяца со дня регистрации первой подгруппы) обратиться в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы референдума, а также вопроса, выносимого на референдум. В данном ходатайстве должно содержаться: формулировка вопроса, а также перечень субъектов, где зарегистрированы подгруппы и в которых предлагается сбор подписей участников референдума если ЦИК установит соответствие ходатайства требованиям ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», то в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимаете решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам, с указанием их фамилий, имен и отчеств и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе по проведению референдума регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, зарегистрировавшие региональные подгруппы (в регистрационном свидетельстве указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума).[12]
Следующим шагов в подготовке к проведению референдума является сбор подписей в поддержку референдума, который проводится в течение 45 дней со дня, следующего после регистрации инициативной группы и на территории только тех субъектов Российской Федерации, в которых Избирательными комиссиями были зарегистрированы региональные подгруппы. Инициативная группа, в соответствии с вышеуказанным ФКЗ должна собрать не менее двух миллионов подписей граждан Российской Федерации, при условии что на один субъект должно приходиться не более пятидесяти тысяч подписей граждан, место жительство которых находится на территории одного субъекта; в случае, если сбор подписей осуществляется среди лиц, которые проживают за пределами Российской Федерации, но обладают правом участия в референдуме, общее количество их подписей не должно составить более пятидесяти тысяч. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
В день завершения сбора подписей, но не позднее срока окончания сбора подписей, который указан в регистрационном листе инициативной группы, инициативная группа проводит подсчет подписей, собранных: в каждом из субъектов Российской Федерации, участвующих в сборе подписей; за рубежом; а также общее количество собранных подписей. После данного подсчета инициативная группа составляет протокол об итогах сбора подписей, на котором уполномоченный представитель инициативной группы ставит свою подпись. Подписные листы, пронумерованные и собранные в виде папок по каждому из субъектов Российской Федерации, иностранным государствам, соответствующий протокол и первый финансовый отчет об использовании средств фонда референдума передается представителям инициативной группы в ЦИК, не позднее чем в 18 часов по московскому времени дня, когда заканчивается срок сбора подписей.
Следующим шагом в тяжелом процессе является вынесение решения ЦИК по инициативе граждан. В соответствии с законодательством, ЦИК в течение 30 дней со дня получения соответствующего набора документов проверяет: «соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.»[13] По итогам данной проверки ЦИК принимает решение о выдвижении инициативы проведения референдума (в случае, если количество достоверных подписей соответствует законодательству, а общий процентный состав недействительных подписей составляет менее 5%), в случае полного соответствия законодательству, ЦИК, не позднее чем через 5 дней после принятия решения, направляет его Президенту РФ и в то же время уведомляет обе палаты Федерального Собрания РФ о принятом решении. Если же количество подписей недостаточно для проведения референдума, ЦИК указывает это в своем решении и прекращает процедуры по реализации инициативы проведения референдума. Отрицательное решение Центральной Избирательной Комиссии инициативная группа имеет право обжаловать в Верховном суде в течение 10 дней после получения соответствующего решения.
Если данное решение не обжаловано инициативной группой в Верховном суде или признанно судом законным, то инициативная группа не имеет право в течение года со дня принятия решения ЦИК инициировать повторное проведение референдума идентичной формулировкой вопроса (вопросов).
Следующей частью, после инициативы к проведению региональных референдумов, будет являться назначения референдума, его непосредственное проведение, подсчет результатов и конечное осуществления решений на практике.