Формирование белорусов как самобытной этнической общности
Идеология белорусской государственности - более широкое духовное образование, чем идеология белорусского государства. Совокупность культурно-исторических предпосылок, ее исторических основ и есть идеология белорусской государственности. В этом понятии выражается то, что еще до возникновения современного белорусского государства в духовной памяти белорусского народа, или его менталитете, постепенно складывались важнейшие социокультурные черты и национальные особенности «белорусской идеи», которые на том или ином историческом этапе развития отражали как белорусскую идентичность, так и уровень зрелости идеи белорусской государственности.
Белорусская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась сравнительно поздно (в рамках ВКЛ, а затем и Речи Посполитой), а распространение терминов «Беларусь», «белорусы» на всю этническую территорию нашей страны произошло только во второй половине XIX века. Однако это не означает, что государственные образования, существовавшие ранее, не оказали никакого влияния. Территорию современной Беларуси можно с уверенностью назвать АНТРОПОТЕРРИТОРИЕЙ, т.е. такой территорией, где последовательно и непрерывно проживали поколения людей. Вместе с тем, следует иметь в виду, что на формирование белорусского этноса оказали влияние культуры: польская, русская, украинская, прибалтийские культуры, евреи, татары, а также различные верования.
На первом этапе становления идеологии государственности важное влияние на этот процесс оказало принятие христианства (Киевская Русь) - культурообразующий и консолидирующий фактор.
Истоки становления белорусской государственности - в образовании Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.
В предыстории Беларуси Полоцкая земля занимает особое место. Именно на ее западной окраине зародилось на рубеже XIV - XV веков ядро консолидации новой восточнославянской народности - будущих белорусов. Этническое обособление белорусов от остальных потомков древнерусской народности началось также здесь. Киевская Русь не была сильным централизованным государством, поэтому княжества (Полоцкое, Туровское, Смоленское) были достаточно самостоятельны. Полоцкое княжество занимало особое положение в формировании белорусской антропотерритории, в 60-70-е годы Х века оно имело собственную княжескую династию (Рогволодовичей), а всюду были Рюриковичи.
Первое упоминание о Полоцке приходится на 862 год («Повесть временных лет»). Значительную роль в формировании и развитии Полоцкого княжества сыграли его правители Рогволод и Брячислав Изяславович. Наиболее активно расширялось Полоцкое княжество при Всеславе Брячиславовиче («Чародее» - около 1028-1101гг.). К цивилизационно-культурным достижениям Полоцкого княжества в деле формирования белорусской антропотерритории можно отнести Софийский собор, построенный в Полоцке в XI веке, Спасскую церковь (XII век) и крест Ефросиньи Полоцкой мастера Лазаря Богши (1161г.)
Таким образом, Полоцкое и другие княжества на территории Беларуси можно рассматривать как первые политические объединения, или «протобелорусские». Можно также отметить, что уже на данном этапе исторического развития формируются важные составные части идеи белорусской веротерпимости, толерантности, которые со временем разовьются в одну из ключевых идей идеологии белорусской государственности и белорусского государства (празднование католического и православного рождества).
На возникновение и формирование идеи веротерпимости и толерантности оказали влияние особенности нашего этногенеза, исторической и социально-политической жизни: 1) славянская ассимиляция осуществлялась мирным путем, 2) христианизация происходила также эволюционным путем. Многовековое сосуществование язычества и христианства породило своеобразную культуру «двоеверия», дуализма.
Второй этап в развитии белорусской государственности был связан с развитием белорусской антропотерритории в составе ВКЛ (XIII - XV вв.). Термин «Литва» возник примерно в XIII веке в применении к территории между реками Неманом и Вилией и затем распространился на другие земли в XIV - XV веках по мере расширения ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» являлось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком - топонимом, обозначая собственно литовские и западнобелорусские земли (отсюда и «литвины»). В это время в сфере государственной (Ластовский) закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни - этноним «Русь». Православный аспект понятия «русский» доминировал до XVI - XVII веков, однако население дистанцировало себя от жителей Московии, называя их московитами. Примерно с XIV века восточную часть Беларуси стали называть «Белой Русью» (Полоцко-Витебско-Оршанско-Мстиславско-Могилевские земли). С конца XVI века появляется определение «белорусский язык».
Создание ВКЛ привело к возникновению целостной этнической территории белорусов. Первая столица - Новоградок, первый князь - Миндовг (в 1246г. принял православную веру). 1270 год - первые сведения о государственном гербе ВКЛ - «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета).
При князе Казимире в 1468г. принимается Судебник на старобелорусском языке - первый сборник государственных законов ВКЛ. Затем были приняты Статуты ВКЛ в 1529, 1556, 1588гг., которые развивали и формировали правовую культуру Беларуси. Появляются и первые печатные издания (в 1517 - 1519гг. Скорина издал «Псалтырь» и 22 книги Библии в несвижской типографии, Будный - «Катехизис». В 1581г. в Полоцке открывается иезуитский коллегиум, а также многочисленные братские школы и типографии.
На формирование белорусской антропотерритории оказало влияние то, что она оказалась продуктом своеобразного «цивилизационного разлома». Русское государство, боровшееся с монгольским игом, встало на путь жесткой централизации всех сторон общественной жизни, установился, преимущественно, неправовой характер внутреннего государственного устройства. В ВКЛ, наоборот, постепенно утвердился относительно либеральный политический строй.
На формирование идеологии белорусской государственности оказывали определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический факторы, т.к. здесь сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской.
Так сформировалась религиозно-этническая толерантность ВКЛ, что, в свою очередь, способствовало сохранению гражданского мира и согласия, созданию богатой культуры, основанной на этно-конфессиональном синтезе. (Ф. Скорина - дух либеральных идей возрождения).
Предпосылкой становления национального самосознания в XIV - XVII веках являлось развитие городов и дарование им магдебургского права.
Существенным этнообразующим аспектом стало формирование старобелорусского (русского в то время) языка. Государственный статус старобелорусского языка был закреплен в Статутах ВКЛ (Скорина, Будный, Тяпинский).
Особую роль в становлении духовности белорусского народа сыграла Библия, являвшаяся основой мировоззрения человека Средневековья, источником моральных норм, гуманистических ценностей.
Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период становления ВКЛ во внешней политике доминирует идея объединения восточнославянских земель. Это обеспечило возможность успешно противостоять Тевтонскому ордену, монголо-татарам.
Однако затем, в период правления князя Ягайло, прорусская направленность меняется на прокатолическую и пропольскую. Кревская уния 1385г. предоставляет привилегии феодалам-католикам. В этих условиях и зародилась идеология полиэтнической государственности, защищавшей права и привилегии подданных, независимо от вероисповедания. Фактически это привело к зарождению внутри белорусской антропотерритории идеалов гражданского общества и формированию гражданской культуры.
Третий этап развития идеологии белорусской государственности был связан с историей Речи Посполитой (1569г.), образованной после подписания Люблинской Унии.
Речь Посполитая - федерация, или даже конфедерация. В ней окончательно сформировалась шляхта, хотя белорусы всегда помнили, что они не совсем «польская» шляхта. Причина была в монопольном праве местной шляхты (гарантированном Статутом ВКЛ) на занятие всех государственных должностей и приобретение земли в княжестве. Именно в новом государстве сформировались взгляды С. Полоцкого на белорусскую государственность. Важным моментом в новом государстве было то, что это была республика. Идеи демократизма довели К. Лыщинского до атеистического радикализма (трактат «О несуществовании Бога»). Широкими правами пользовалась шляхта - «золотые вольности».
Четвертый период формирования идеологии белорусской государственности приходится на время вхождения Беларуси в состав Российской империи после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.).
В начале XIX века в среде преподавателей Виленского университета и просто образованных людей края вызревает идея возрождения ВКЛ и белорусского языка. Среди ее распространителей – М. Бобровский, И. Данилович, Т. Нарбут и др. Наиболее заметно идеология местного патриотизма проявилась в деятельности «филоматов» и «филаретов» - А. Мицкевича, Я. Чегота и др. М.К. Огинский разработал проект возрождения ВКЛ в виде автономии под протекторатом Российской империи.
Ко второй половине XIX века идея «общего» польского народа и концепция возрождения Польши в границах 1772г. встречала все большее сопротивление со стороны национальных движений Беларуси, Украины и Литвы, хотя и просуществовала до 1918г. (до создания II Речи Посполитой).
Процессы развития идеологии белорусской государственности во второй трети XIX века характеризовались обращением общественности - носительнице идей белорусской антропотерритории - к вопросу о роли народных масс в деле разрешения социальных и национальных проблем, а также обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.
К. Калиновский боролся за национальное и социальное освобождение (помещиков и освобождение крестьян), право на самоопределение Беларуси и Литвы за народом.
После подавления восстания 1863 – 64 гг. ряды демократической интеллигенции поредели. В 80-е годы XIX века белорусская социалреволюционная народная партия выпустила два номера журнала «Гомон». Белорусские народники оговаривали право белорусского народа на самоопределение, доказали факт существования белорусской нации, которая имеет право на свою территорию, язык, быт, культуру и самостоятельное историческое прошлое.
Будущее Беларуси в конце XIX - начале XX веков Дунин - Марцинкевич, Ф. Богушевич и др. связывали с возрождением белорусской письменности, с борьбой за обновление культурно-исторических традиций, пробуждение чувства национальной гордости и национального самосознания.
Появившиеся позднее политические партии выработали четкие позиции по «белорусскому вопросу»: автономия, демократические принципы развития общества, национализация земли, рабочее законодательство, бесплатное образование, право на использование родного языка и т.д.