Вопрос 47. Конституционно-правовая ответственность: понятие и особенности
Конституционно-правовая ответственность -
обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами. Как и любая другая юридическая ответственность,
конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения ,возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных
органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий \у гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит
каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины. Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституц. строя РФ; 2) ответственность за
нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д. Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности
зависит от защищаемого права, например ответ-
ственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав - в соответствии с трудовым; прав собственности - с гражданским и т. д.
Вопрос 48. Меры конституционно-правовой ответственности ( санкции). В качестве конституционных санкций выступают установленные Основным Законом меры государственного принуждения (правовые лишения, обременения, правовой урон), применяемые в случае конституционного правонарушения (деликта) и содержащие его итоговую правовую оценку. Это — заложенная в конституционной форме возможность (угроза) принуждения по отношению к обязанному лицу на случай неисполнения им обязанности. Конституционно-правовые санкции являются необходимым атрибутом конституционно-правовой ответственности. Санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к субъекту конституционно-правовой ответственности.Лучин определяет конституционные санкции через «установленные основным законом меры государственного принуждения».В зависимости от целей и последствий конституционно-правовых санкций Н.М. Колосова делит их на следующие виды.1 Предупредительные конституционные санкции (неудовлетворительная оценка деятельности органов государственной власти, письменное предупреждение регистрирующих органов о несоответствии деятельности общественных объединений их уставным целям,приостановление деятельности общественных объединений на основании заявления прокурора на срок 6 месяцев). Они указывают субъекту конституционного права об отклонении его поведения от правовых норм, и наступлении в будущем более неблагоприятных для него последствий, если субъект ответственности не прекратит своего противоправного поведения.2 Меры взыскания (отставка Правительства Российской Федераций, роспуск Государственной Думы)3 Меры пресечения (приостановление актов органов государственной власти, право вето Президента Российской Федерации и иные правила законотворчества, направленные на пресечение принятия антиконституционных законов, ведение особых правовых режимов функционирования российского государства и общества).Большинство санкций индивидуальны для каждого вида ответственности, исключением являются только штраф и арест, выступающие одновременно санкциями уголовной и административной ответственности (для штрафа еще и гражданско-правовой). Санкции конституционно-правовой ответственности также свойственны только ей и не применяются (за некоторыми исключениями, рассматриваемыми ниже) в иных видах ответственности.
Вопрос 49. Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ. Г- правовые средства обеспечивающие реализацию того или иного права чел-ка и гр-на. Каждое П может быть реализовано тогда когда ему соответ-ет чья-то обяз-ть его обеспечить. Гарантом обесп-ия ПиС выступает гос-во. Г ПиС делятся: общие Г и Г правосудия. Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу,явл. сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.1 Защита прав и свобод – обяз-ть гос-ва. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.2 Самозащита прав и свобод. право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия.3 Судебная защита. Если каким либо образом нарушаются ПиС чел-ка и гр-на он имеет право обратиться в суд за защитой своих конст-ых прав.4 международная защита. Если исчерпаны все имеющиеся средства прав-ой защиты в РФ лицо имеет право обратиться в международные орагнизации: комитеты ООН (Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека) и в ЕСудППЧ (Обращение в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, если все внутренние инстанции уже пройдены)5 Возмещение вреда. Нарушение ПиС чел-ка и гр-на влечет за собой причинение вреда. Конст-ая Г в таких случаях состоит: 1 восстановить арушенное право и обеспечить его реализ-ию, 2 возмещение причиненного чел-ку морального и мат-ого вреда.6 Неотменяемость прав и свобод. законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться в РФ. 7 Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Вопрос 50. Конституционно-правовые институты защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.Конституционно-правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина - это упорядоченная совокупность норм Конституции РФ и других федеральных законов, устанавливающих права и свободы личности в РФ, их соблюдение и защиту.
Конституционные права и свободы лично-
сти - неотъемлемые права и свободы, принадлежа-
щие гражданину либо иному лицу от рождения (гражданские права и свободы возникают с момента приобретения гражданства РФ в установленном порядке), гарантируемые государством и составляющие основу конституционно-правового статуса личности.
Конституционные права и свободы человека
и гражданина в РФ - это основа всего правового
статуса личности в РФ. При этом правам всегда корреспондируют обязанности, тогда как свободы предоставлены каждому независ. от исполнения им своих обязанностей перед РФ, если их ограничение не связано с исполнением приговора суда либо с иной установлен. законодательством формой юридической ответственности (санкции).
Признаки конституционных прав и свобод лично-
сти: 1) они - это база статуса личности в РФ, поэтому именно на их основе закрепляются иные права и обязанности человека и гражданина во всех иных отраслях права; 2) основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ, за исключением гражданских прав и свобод; 3) конституционные права и свободы предоставлены всем в равном объеме и едином содержании, т. е. каждый вправе рас-
считывать на гарантированность со стороны РФ его прав и свобод независимо от каких-либо признаков;4) основные права и свободы человека и гражданина имеют особый механизм реализации - они выступают не в процессе осуществления человеком своих правомочий, а явл. предпосылкой к этому, его первоосновой; 5) эти права и свободы личности закреплены конституционно; 6) основные права и свободы личности имеют особую повышенную госуд. охрану.Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ: 1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на основании гражданства РФ, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства; 2) права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются на территории РФ вне зависимости от его
гражданства, в свою очередь гражданские права
и свободы возникают у лица только с момента при
нятия гражданства РФ и гарантируются только по
отношению к гражданам РФ. Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при
этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности - обязательная военная служба),которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.
Вопрос 51. Уполномоченные по правам человека в РФ. Уполномоченный по правам чел-ка- назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Обязанности закреплены в ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" и заключаются главным образом в рассмотрении жалоб граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.Для выполнения своих обязанностей Уполномоченный наделен достаточно большим спектром прав: 1. Он вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2. Запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3. Получать объяснения должностных лиц и государственных служащих; 4. Проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5. Знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях и некоторые другие.
В качестве гарантий его деятельности выступает неприкосновенность: Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. В случае задержания в течение 24 часов должно быть получено согласие Государственной Думы. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.Уполномоченный не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются, и Дума назначает нового Уполномоченного. Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой: а) в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом; б) в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении; в) ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам; г) в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
Вопрос 52. Конституционное закрепление форм собственности и основ экономической деятельности в РФ. В ст.8,9 К. РФ закреплены основы экономики. В ст.8 оговорены принципы экономической политики:5. Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, как сказали бы при СССР, образует единый народно-хозяйственный комплекс. 6. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории гос-ва.
7. Поддержка конкуренции для существования рынка. 8. Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом. 9. Равноправие форм собственности. В К. закреплена частная, гос, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу).Гос собственность - это объекты, находящиеся во владении и пользовании гос-ва и предназначенные для осуществления государственных функций. В это понятие входят: государственные предприятия, гос земельный фонд, собственность государственных учреждений, доля гос-ва в совместных предприятиях и т.п.Мун-ая собственность - это собственность, находящаяся в ведении органов местного самоуправления и предназначенная для решения местных задач. В круг объектов входят,помимо вышеперечисленных объектов (только с заменой слова “гос” на “муниципальный”), еще и соответствующие поступления налогов, сборов, займов и других обязательных выплат.
Частная собственность - по Марксу, это собственность, которая приносит прибавочную стоимость. С современной точки зрения, это собственность принадлежащая отдельному индивиду, которая может быть индивидуальной и общей. Общая, значит принадлежащая нескольким собственникам, она в свою очередь, делится на совместную или долевую. Совместной собственностью называется такая собственность, где доля каждого собственника не выделяется.
Право собственности складывается из 3-х вещных прав: право владения имуществом (фактическое обладание), право пользования (извлечение из имущества полезных свойств), право распоряжения имуществом (определение его судьбы). В ст.9 осуществляется конкретизация права принадлежности земли и природных ресурсов. Земля и природные ресурсы могут находиться в любой форме собственности (в том числе и частной).