Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли
Практикум по курсу ПОЛИТОЛОГИЯ
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный этап развития высшего профессионального образования в вузах России характеризуется кардинальными изменениями в системе гуманитарной подготовки студентов. Гуманитаризация образования направлена на интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие личности, повышение уровня образованности будущего специалиста, что является важным условием для его профессионального самоопределения в последующей трудовой деятельности. Решение этих задач предполагает внедрение новых образовательных технологий, обновление организационных и методических форм активизации эвристического потенциала студентов.
Практикум включает: методические материалы к изучению основных тем курса «Политология», обучающие (дидактические) игры, дискуссии, тесты, задания и упражнения для контроля и самоконтроля, тематику докладов и рефератов и т.д., 50 контрольных тестов, политологический словарь-справочник, а также характеристику ведущих представителей отечественной и зарубежной политической мысли.
В Приложениях к Практикуму рассматриваются особенности учебного процесса по курсу «Политология» содержатся методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Методические материалы к темам семинарских занятий по курсу
«политология»
Тема 1
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ
Цель семинарского занятия: уяснить генезис политических идей, основные этапы их развития; рассмотреть политическую мысль классической древности и средневековья, политические теории Нового времени.
Основные понятия: античный полис, тирания, аристократия, олигархия, охлократия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм.
План семинара
1.Политическая мысль классической древности и средневековья.
2. Политические теории Нового времени.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:
а) макиавеллизм;
б) охлократия;
в) олигархия;
г) деспотизм;
д) теория «общественного договора»;
е) аристократия;
ж) тирания;
з) полития.
1. правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;
2. концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав;
3. неограниченное и жестокое правление одного человека;
4. образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей;
5. власть немногих;
6. власть толпы;
7. власть лучших;
8. абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.
2. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?
А) Т. Мор; б) Конфуций; в) Платон; г) К. Маркс.
3. Кому принадлежат слова: «человек — политическое животное»?
а) Платону; б) Цицерону; в) Аристотелю; г) Ф. Ницше.
4. Какой металл, по мнению Платона, добавлял бог в будущих правителей при их создании?
а) золото; б) медь; в) железо; г) серебро.
5. Какому мыслителю принадлежит следующая фраза: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лица — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков»?
а) Ж. Бодену; б) Н. Макиавелли; в) Ф. Аквинскому; г) Платону.
6. Кому принадлежит «рецепт» руководства: «Государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти»?
а) Э. Берку; б) Платону; в) Н. Макиавелли; г) Дж. Локку.
7. Кому принадлежит мысль о том, что демократия — это власть неимущих и невежественных людей не способных управлять разумно?
а) Ж.Ж. Руссо; б) М. Веберу; в) Платону; г) Аристотелю.
8. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?
а) Ш. Монтескье; б) Т. Гоббсу; в) Т. Джефферсону; г) Ж.Ж. Руссо.
10. Какому политическому мыслителю Прошлого принадлежит широко известная ныне формула: «Разрешено все, что не запрещено законом»?
а) Дж. Локку; б) Ш. Монтескье; в) И. Канту; г) Ж.Ж. Руссо.
11 Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в государствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?
12. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять?
13. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.
14 Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?
15 Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?
16. Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный — частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие элементы государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?
17. Локк и Монтескье считали законодательную власть верховной, Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», развивая теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны?
18 Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабством. Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции? Согласны ли вы с ним?
19. Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытекают из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?
20. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского учения, теоретикам христианской религиозной доктрины?
а) «Задача политики — привести государственную жизнь в соответствие с идеей государства»;
б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое»;
в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;
г) «Во многих случаях то, что является правом, запрещается моралью, которая обращается к человеку с заповедями высшими и более строгими»;
д) «Политика есть, прежде всего сфера взаимоотношений между классами»;
е) «Политика — это расчет, похожий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»;
ж) «Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».
21. Как вы понимаете аристотелевское «закону страсть непричастна»? Согласны ли вы с позицией древнегреческого мыслителя? Должен ли закон, по вашему мнению, учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение и т.д.?
22. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собственность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?
23. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?
24. Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщал на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «против» такой идеи.
25. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения.
26. Т. Гоббс утверждал, что «репутация власти и есть сама власть». Что имел в виду английский философ? Согласны ли вы с его утверждением?
27. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?
28. Древнегреческий правитель Перикл как-то сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ.
29. Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем?
30. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?
Дискуссия.
Проблема соотношения морали и политики в истории политической мысли
Что общего и в чем различая между политикой и моралью? Дилемма «политика — мораль»: совместима ли политика с Нравственностью? Может и должна ли политика быть нравственнее? Актуальность этих «вечных» вопросов для современной России: какой ценой должен быть оплачен переход к свободе?
Подходы к проблеме соотношения морали и политики в истории политической мысли:
1. Единство политики и морали (морализаторский подход).
Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль — частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж.Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон: искусство управления состоит в искусстве быть честным.
2. Политика и нравственность несовместимы.
Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».
3.Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.
М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?
Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.