Процесс проведения маркетингового исследования: понятие, основные этапы
Дисциплина: Маркетинговые исследования
Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленный на решение стоящей перед фирмой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получение маркетинговой информации, планирование и организация её сбора, анализ и представление отчета о результатах.
К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.
Некоторые из областей и видов маркетинговых исследований:
1 Исследование рынка (определение рыночного потенциала и возможностей его развития;
- определение характеристик рынка и их изучение; анализ распределения долей рынка между фирмами; изучение экспортных рынков)
2 Исследование потребительских свойств товаров (исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала; испытание и тестирование новых товаров; анализ товаров конкурентов; исследование упаковки; изучение товарной номенклатуры; изучение воздействия товара на окружающую среду)
3 Экономический анализ коммерческой деятельности (анализ политики цен; краткосрочное и долгосрочное прогнозирование рынка)
4 Исследование сбыта (анализ сбыта; анализ каналов распределения; анализ издержек распределения; анализ размещения предприятий и складов; пробный маркетинг).
5 Исследование рекламы, стимулирование сбыта и «Паблик рилейшинз» (исследование эффективности рекламных объявлений; изучение средств рекламы; исследование рекламных текстов; исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и т.д.); исследование методов стимулирования труда торговых работников; исследование потребительских мотиваций; изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта; изучение проблем информирования потребителей.)
Как видно на схеме, все этапы процесса проведения маркетингового исследования условно делятся на три основных группы: определение проблемы и постановка целей, разработка плана и непосредственно реализация исследования. Теперь давайте более подробно рассмотрим каждый этап процесса в отдельности.
Этап 1. Определение симптомов проблемы
Симптом – это какое-то состояние или происшествие, демонстрирующее наличие проблемы у предприятия. Как правило, симптомы проявляют себя в работе самого предприятия, ситуации на рынке, объёме продаж и т.д. Только определив симптом, можно понять, существует у компании проблема или нет, поэтому есть необходимость в постоянном мониторинге внешней и внутренней среды, например с помощью маркетинговой информационной системы предприятия МИС.
Этап 2. Выявление маркетинговой проблемы
Этот этап, наверное, является наиболее важным во всём процессе маркетингового исследования, ведь решить проблему можно только в том случае, когда она чётко определена и сформулирована должным образом. Как говорится в народной мудрости, правильно поставленный вопрос – это уже половина ответа. Следует очень тщательно подойти к выполнению этого шага, так как ошибка здесь сделает безуспешным весь дальнейший процесс.
Этап 3. Постановка цели маркетингового исследования
В большинстве случаев цель определяется уже в процессе формулировки проблемы, поэтому постановка задачи не должна вызывать сложностей. Цель практически всегда будет такой: выяснить причины возникновения проблемы и исследовать возможные варианты её решения и предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Этап 4. Выяснение типа требуемой маркетинговой информации
На этом шаге маркетологи и другие заинтересованные лица определяют, какие именно данные требуются для решения проблемы. Нужна ли первичная информация, или можно обойтись вторичной? Необходимо исследовать поведение потребителей или стратегии конкурентов? Все эти и многие другие похожие по типу и форме вопросы решаются именно на этом этапе. Кроме типов и видов, этот этап также подразумевает определение возможных источников получения маркетинговой информации.
Этап 5. Выбор методов проведения исследования
После того, как эксперты понимают, какая конкретно информация им нужна и из каких источников её можно добыть, они подбирают наиболее подходящий метод для сбора такой информации. Какие исследования будут проводиться? Фокус-группа ил опрос? Глубинное интервью или hall-test? Выбор делается с ориентацией на тип нужных данных.
Этап 6. Составление материалов для исследования
На этом шаге проводится формирование анкет, определение методов шкалирования, составляются вопросы для респондентов и так далее. Этот этап является одним из наиболее трудоёмких и сложных в исполнении, но без него никак нельзя обойтись.
Этап 7. Определение выборки исследования
Выборка определяется исходя из возможностей компании, проводящей маркетинговое исследование, с учётом некоторых обстоятельств: выборка непременно должна быть качественной и гарантированно давать представление об общей совокупности. Неграмотно сделанная выборка грозит провалом всему процессу исследования.
Этап 8. Процесс сбора маркетинговой информации
На этом этапе маркетологи собирают информацию определённого типа и вида из доступных источников заранее выбранными методами. Сбор данных может проходить как в кабинетных, так и в “полевых” условиях, в зависимости от требований и целей задачи, поставленной для решения конкретной проблемы.
Этап 9. Анализ полученных данных
На этом этапе происходит процесс подсчёта информации, её систематизации и формирования закономерностей, проявляющихся в ходе исследования. Для того, чтобы правильно проанализировать собранную маркетинговую информацию, можно воспользоваться как компьютерными, так и ручными методами, о которых будет рассказано в последующих статьях.
Этап 10. Формирование выводов и результатов
Последний, завершающий этап процесса проведения маркетинговых исследований, является тем, для чего были выполнены все без исключения предыдущие шаги. Именно на этом этапе решается, каким образом компания может избавиться от проблемы. После предоставления выводов о проведении процесса исследований все документы передаются лицам, ответственным за принятие решений.