Судебная система РФ. Правоохранительные органы
Судебная власть – это разновидность государственной власти, призванная осуществлять правосудие и реализующаяся через систему судов. Правосудие представляет собой разновидность государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового, социального государства. Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является его осуществление исключительно судом. Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Конституция регламентирует рамки осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Федерации положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Провозглашенный конституцией принцип несменяемости судей служит одной из существенных гарантий независимости судебной власти. Согласно основному закону судьи обладают неприкосновенностью.
Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах является открытым. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
К принципам функционирования судебной системы относятся также обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом, состязательность и равноправие сторон, национальный язык судопроизводства. Судебная система РФ функционирует на основе федерального закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., и изменений от 04.07.2003 г.
Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. К компетенции Конституционного Суда относятся дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.
К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краев и областей, суды городов федерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.
Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи, чей статус регулируется Федеральным законом РФ от 17.12.1998г. «О мировых судьях в Российской Федерации» согласно этому закону, мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака, и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки в рамках, которых осуществляют свои полномочия, мировые судьи, создаются из расчета, 15-30 тыс. на 1 участок.
Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание.
Схема №3.1.
Правоохранительные органы – это система государственных органов, которые обеспечивают защиту прав, законных интересов граждан и организаций. В неё входят, кроме судов, прокуратура, милиция, адвокатура, нотариат, органы Федеральной службы безопасности, таможенные и другие структуры.
Задача прокуратуры состоит в обнаружении и пресечении любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти; граждан, юридических лиц). Все они взаимодействуют и должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно функционирующей государственной власти.
Исходя из этого, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации и независимо от власти деятельность по надзору за исполнением действующих законов. Статус прокуратуры в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ и Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации" 1992 года с последующими изменениями. Действующее законодательство определяет следующие сферы прокурорского надзора:
· надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
· надзор за исполнением законов судебными приставами;
· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурор занимает важное место в судебном разбирательстве: он участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Принципами организации и деятельности прокуратуры РФ являются централизация, независимость и гласность. Принцип независимости органов прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки неправомерному воздействию местных органов. Гарантией независимости является запрет для работников прокуратуры участвовать в выборных и иных орган власти и местного самоуправления. Им запрещено совмещать свою работу с деятельностью другого рода, за исключением преподавательской, научной и творческой.
Гласность в деятельности прокуратуры означает, что журналисты вправе присутствовать на любых открытых судебных процессах с участием прокуроров, публиковать соответствующие материалы, за исключением тех, которые предрешают постановление суда. Органы прокуратуры в России обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан и государственной и иной охраняемой законом тайне.
Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу последних в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяемыми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.
Прокуроры районов и прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Защищать граждан от преступных посягательств на их права, здоровье и интересы призвана Милиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел. Её задачи состоят в обеспечении безопасности личности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, в выявлении и раскрытии преступлений и защите всех форм собственности. В РФ функционируют криминальная милиция и милиция общественной безопасности.
Важнейшим институтом гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и самоуправления, является адвокатура – профессиональное сообщество адвокатов. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления и корпоративности. Оказывая юридическую помощь, адвокат даёт консультации и справки в устной или письменной форме по юридическим вопросам, составляет документы правового характера (жалобы, ходатайства), представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве, участвует в качестве представителя доверителя или защитника в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Адвокат может представлять интересы доверителя и органах государственной власти и местного самоуправления и иных организациях. Формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.
Защиту прав граждан и юридических лиц призван обеспечивать и нотариат. Согласно «Основам законодательства РФ о нотариате» от 11.02.93 г. с изменениями и дополнениями нотариусы совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагают и снимают запрещения отчуждения имущества, заверяют верность копий документов и подлинность подписи на документах, свидетельствуют верность перевода документа с одного языка на другой, удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте и тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги, совершают протесты векселей и т.д.
Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленной законом компетенции участвуют в обеспечении безопасности личности, общества и государства. В систему органов Федеральной безопасности входят: Федеральная служба безопасности РФ, управления ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ, управления ФСБ в воинских формированиях. Органы ФСБ занимаются контрразведывательной деятельностью и борьбой с преступностью. В связи с возросшей угрозой международного терроризма важнейшим направлением их деятельности является контртеррористическое.
В условиях демократического государства важнейшим принципом функционирования правоохранительных структур является законность, что создаёт гарантию от формирования в стране диктаторского режима.