Социально-педагогические методы предупреждения и профилактики конфликтов
Специалисты, занятые в сфере социальной работы, должны обладать высоким педагогическим потенциалом, глубокими знаниями теории и технологии социально-педагогической деятельности, конфликтологии с тем, чтобы эффективно проводить работу по предупреждению и профилактике конфликтов в социальной сфере.
Социально-педагогические методы — конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение людей для решения тех или иных воспитательно-обучающих или корректирующих задач.
Социально-педагогические методы включают:
— формирование взглядов, представлений и мнений в форме убеждения, внушения, диалога, доказательства, инструктажа;
— организацию и стимулирование деятельности в виде поручений, требований, обязательно создания ситуаций успеха;
— личный пример.
Выделяют различные группы взаимозависимых социально-педагогических методов.
Словесные методы, включающие:
— рассказ — устное повествовательное изложение вопроса или проблемы;
— объяснение — монологическая форма общения, требующая точного и четкого формулирования задач, сути проблемы, безукоризненной логики изложения;
— беседа — диалогический метод управления конфликтами;
— убеждение — метод воздействия на человека или коллектив посредством обращения к сознательной сфере психики индивида. Широко используется как педагогический и административный метод на базе нормативно-правовых актов и законодательств;
— дискуссия — метод, основанный на обмене взглядами по определенной проблеме;
— лекция — монологический метод изложения проблемы.
Наглядные методы используются в сочетании со словесными и включают в себя демонстрацию или иллюстрацию той или иной рассматриваемой конфликтной ситуации с помощью документов, отчетов, писем и т.п.
Этические методы охватывают область моральных отношений, которые не регулируются законодательством. Они рассматриваются в системе неправовых норм и культурно-этических ценностей, учитывают национальные и мировые тенденции развития общества. Эти нормы могут быть оформлены в виде этического кодекса поведения сотрудников.
Метод обучения относят к административно-педагогическим методам управления конфликтами в организации.
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов взаимодействия в сфере социальной работы, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактика и предупреждение деструктивных конфликтов должны быть в поле зрения администрации организации. Особую роль здесь приобретает деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формирование систем и организационных структур управления, разработку мотивационной политики, а также методов организации труда.
К методам, затрагивающим различные стороны системы взаимоотношений в сфере социальной работы, можно отнести:
— выдвижение целей, объединяющих администрацию с pyководителями подразделений и персоналом организации, позволяющих наиболее эффективно решать проблемы социальной работы;
— четкое определение видов связи в организационной структуре управления, позволяющее существенно сокращать сроки изнурительных ожиданий пациентов в очередях к сотруднику социальной работы;
— баланс прав и ответственности при исполнении служебных обязанностей, позволяющий свести к минимуму управленческую волокиту при решении социальных вопросов;
— выполнение правил делегирования полномочий и ответственности между иерархическими уровнями управления;
— использование различных форм поощрения, предполагающее взаимное сочетание и варьирование монетарных и немонетарных побудительных систем.
Руководители подразделений обязаны обеспечивать достижение целей, которые ставит перед организацией система социальной работы. В то же время цели организации, выдвигаемые администрацией, должны не противоречить целям персонала. И, наконец, линейные руководители отделов и служб призваны интегрировать цели сотрудников и целевые задачи подразделений, учитывая при этом интересы и цели клиентов (или граждан, обращающихся за помощью в систему социальной работы).
Сотрудники организации, включаясь в определенную профессиональную деятельность, ставят перед собой задачи.
Реализация целей персонала в общем виде представляет собой выполнение основных функций труда: монетарной, социальной, самореализации.
Монетарная функция труда предполагает выполнение следующих целевых задач:
— оплату труда, адекватную затрачиваемым трудовым усилиям;
— обеспечение дополнительных материальных выплат и льгот, предоставляемых администрацией организации (льготные кредиты, страховки, компенсации части затрат на обучение, лечение и отдых и т.п.).
Выполнение социальной функции труда связано с реализацией таких целевых потребностей персонала, как:
— общение между членами коллектива;
— обеспечение нормальных психофизиологических условий труда и его технической оснащенности;
— создание благоприятного психологического климата в коллективе и использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников.
Функция самореализации предполагает, что сотрудники ждут от администрации поддержки в реализации таких целевых устремлений, как:
— выполнение работы преимущественно творческого характера;
— получение возможностей для профессионального роста;
— признание заслуг, т.е. оценка труда и поведения сотрудников, адекватная результатам и действиям.
Таким образом, цели персонала и администрации, сформулированные и соответственно структурированные, не только не противоречат, но взаимно обусловливают друг друга и создают единую систему интегрированных целей, способствующих повышению эффективности функционирования всей системы социальной работы.
Разработка организационных структур управления предполагает не только установление состава звеньев и подчиненности между ними, но и формирование всех необходимых структурных связей между подразделениями и должностями.
Организационная структура с четким распределением обязанностей между звеньями предполагает, что в соответствующих организационно-распорядительных документах определенные способы управленческого воздействия на персонал, реализуемые через структурные взаимосвязи, делятся на следующие виды:
— линейная связь («руководитель-подчиненный»);
— функциональная связь (методическое, консультативное, инструктивное руководство);
— связь соисполнительская (совместное выполнение работ, участие в процессе принятия решений);
— связь обслуживания (выполнение вспомогательных работ обеспечивающего характера).
Любая профессиональная деятельность в рамках организации предполагает, что исполнитель наделен служебными обязанностями по своей должности, соответствующими ей правами и ответственностью за результаты работы. Указанные характеристики должности отражаются, как правило, в должностной инструкции, а также регламентируются законодательными актами (например, федеральными или региональными законами и постановлениями правительства об организации службы социальной работы и социальной защиты населения), другими инструктивными документами.
Одна из важных задач руководителя подразделения — обеспечение сбалансированности прав и ответственности каждого из сотрудников. Если сотруднику определена ответственность за выполнение той или иной служебной обязанности, но не даны соответствующие ей права, обеспечивающие ее ресурсное и организационно-технологическое наполнение, это создает благодатную почву для возникновения конфликтной ситуации.
Делегирование полномочий — передача части служебных обязанностей с вышестоящего на нижестоящий уровень иерархии управления. В последнее время данный метод является весьма популярным в мировой практике управления. Однако поспешное и неподготовленное применение метода делегирования чревато серьезными ошибками, приводящими к столкновению интересов различных уровней управления и, как следствие, к возникновению конфликтной ситуации. Это относится в равной степени к практике непродуманных, неподготовленных руководителем поручений, передаваемых подчиненным.
Отсутствие профилактической работы до и после возникновения конфликтной ситуации ведет к существенным противоречиям сторон, занятых в процессе делегирования.
Первоочередной задачей руководителя является определение степени участия сотрудника в процессе принятия решений. Делегирование полномочий не означает ухода руководителя от ответственности или перекладывание ее на плечи подчиненных: конечная ответственность за принятые решения остается на руководителе.
При передаче части полномочий руководитель должен сам четко представлять, каким образом следует или можно решить ту или иную задачу, каков организационно-технологический процесс выполнения задания, передаваемого подчиненному. Поэтому руководитель должен четко определить состав и содержание передаваемых полномочий, а также объем информации, необходимой для успешного решения задачи.
Одной из возможных причин возникновения конфликтной ситуации не только внутри подразделения, но и между руководителем и другими звеньями структуры управления может стать неумение отделять те задачи управления, которые могут быть делегированы, от тех, которые делегироваться не должны. Вопросы координации деятельности подразделения, выполнение общих функций управления остаются функцией исключительно руководителя.
Многообразие форм поощрения следует рассматривать как действенный фактор управления мотивацией трудовой деятельности. Продуманная и сбалансированная политика организации в области мотивации является мощным средством профилактики конфликтов. Использование различных форм поощрения предполагает разработку и применение монетарных и немонетарных побудительных систем.
К монетарным можно отнести следующие побудительные системы:
— организацию оплаты труда в размере, адекватном трудовому вкладу сотрудника;
— премиальную политику, основывающуюся на результативности труда и профессионального поведения сотрудников;
— участие персонала в прибылях и капитале предприятия в случаях, когда та или иная часть работы выполняется на коммерческой основе;
— систему специальных льгот и выплат, выделяемых из прибыли организации и не носящих обязательного характера, определенного законодательством (льготное или беспроцентное кредитование на целевые нужды персонала, оплата различных страховок, обучения сотрудников или членов их семей и т.п.).
К немонетарным побудительным системам относятся:
— открытость информационной системы фирмы, предполагающая причастность сотрудников к делам организации, информированность персонала о важных решениях, касающихся кадровых перестановок, реорганизации структуры управления, технических нововведений и т.п.;
— использование гибкой системы занятости сотрудников, гибкого режима труда и отдыха;
— применение виртуальных структур управления, которые не предполагают жесткого режима нахождения сотрудников на рабочем месте;
— использование стилей и методов руководства, отвечающих интересам сотрудников;
— моральное поощрение персонала;
— проведение совместных мероприятий (спортивного характера, вечеров отдыха и т.п.).
Монетарные и немонетарные побудительные системы наиболее эффективны при использовании в единстве и взаимосвязи, вместе с тем их применение не должно приводить к нарушению требований справедливости, предоставлению кому-либо незаслуженных преимуществ.