Прекращение государственно-служебных отношений на военной службе1)

Представление к увольнению - документ, оформляемый кадровым органом воинской части и подписываемый командиром (начальником), направляемый в установленном порядке командиру (начальнику), наделенному правами по назначению военнослужащих на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы.

Приказ по личному составу - основной документ, определяющий служебное положение офицеров, прапорщиков и мичманов. Это правовой акт, издаваемый командиром (начальником), который наделен правами по назначению военнослужащих на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий. Порядок издания таких приказов в Министерстве обороны Российской Федерации, а также круг вопросов, по которым они могут издаваться, определен Правилами составления приказов по личному составу .

Приказ об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части (по строевой части) - правовой акт, издаваемый во исполнение приказа по личному составу командиром той части, в которой проходит военную службу увольняемый военнослужащий.

Отличия увольнения военнослужащих от увольнения работников и государственных служащих

При увольнении с военной службы ее окончанием является день исключения из списков личного состава воинской части путем издания приказа по строевой части, о котором говорилось выше.

В отличие от срочного трудового договора день истечения срока контракта о прохождении военной службы не всегда совпадает с днем увольнения военнослужащего с военной службы. При невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке прохождения военной службы, военнослужащий может быть зачислен в распоряжение командира (начальника) до его исключения из этих списков (подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы).

Нормы трудового законодательства и нормы военного законодательства близки по объекту правового регулирования, которым являются правоотношения в сфере реализации гражданами, проходящими военную службу по контракту, своего конституционного права на труд. Прохождение военной службы регулируется прежде всего военно-административным правом, которое ни в коей мере не следует отождествлять с правом трудовым, и контракт о прохождении военной службы не тождественен трудовому договору. ТК РФ в вопросах увольнения с военной службы к военнослужащим не применяется.

В военном законодательстве используются несколько терминов, связанных с прекращением военно-служебных отношений: прекращение и собственно увольнение. Прекращение военно-служебных отношений - более объемное понятие, включающее и увольнение, и иные случаи (например, смерть военнослужащего).

Прекращение военно-служебных отношений производится как по инициативе сторон контракта о прохождении военной службы, так и по инициативе определенных органов, имеющих право его требовать. К таким органам относится суд, вынесший приговор в отношении военнослужащего и установивший меру наказания в виде лишения свободы, запрета занимать определенную должность и т.п.

Решение, являющееся правовой предпосылкой к увольнению с военной службы, может вынести коллективный орган (например, аттестационная комиссия, ученый совет военно-учебного заведения и т.д.), а также должностное лицо (например, Президент Российской Федерации).

В отличие от трудового законодательства в военном законодательстве предусмотрено временное прекращение исполнения военнослужащим обязанностей военной службы путем приостановления военной службы. Приостановление военной службы производится военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления, главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и не означает увольнение с военной службы.

Срок приостановления военной службы засчитывается военнослужащим в выслугу лет и в срок службы в присвоенном воинском звании (п. 3 ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы1)).

Права, социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством для военнослужащих при увольнении с военной службы, лиц, уволенных с военной службы, вне зависимости от оснований увольнения

1 В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-12) право граждан Российской Федерации на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение и в других случаях (ст. 8), в то же время оно не может быть ограничено основаниями увольнения и другими условиями, прямо не указанными в Законе.

Право на выбор постоянного места жительства в другом государстве военнослужащие реализуют при увольнении с военной службы с учетом ограничений, указанных в контракте о работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

2 В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, предоставлено право на безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (приватизация жилья) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Приватизация жилья носит добровольный характер и требует согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет.

Не подлежат приватизации служебные жилые помещения и жилые помещения, находящиеся в закрытых военных городках. Однако данное положение не носит исчерпывающего характера. Перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, изложен также в ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-11) (с последующими изменениями). К ним относятся жилые помещения:

- находящиеся в аварийном состоянии;

- в общежитиях;

- в домах закрытых военных городков;

- в служебных жилых помещениях.

Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 г. N 3297-12) разрешает приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений на территории закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, изложенных в ст. 8 этого Закона.

3 В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-11) (с последующими изменениями).

4 В соответствии с абз. 2 и абз.3 п. 5 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах.

Более подробно о реализации права граждан, уволенных с военной службы, на образование, см. гл. 8 настоящего издания.

5 В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

6 В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право на бесплатную юридическую помощь по вопросам, связанным с прохождением военной службы, оказываемую органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей.

В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 100.

На подразделения юридической службы в соответствии с вышеуказанным Положением, в частности, возлагаются такие обязанности, как:

- консультирование по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;

- участие в проводимых должностными лицами органов военного управления приемах по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, лиц гражданского персонала;

- участие в работе нештатных юридических консультаций гарнизонов.

7 В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

- сохранение в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за гражданами, проходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации), - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года;

- преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

- предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

- зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Увольнение с военной службы по возрасту

Различные по воинским званиям и должностному положению категории военнослужащих в период военной службы должны иметь различный возраст, так как физическая нагрузка у них по службе неодинаковая.

Повышая или понижая предельные возрасты состояния на военной службе, государство регулирует возрастной состав военнослужащих, а также скорость обновления различных категорий военнослужащих.

В ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

- Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;

- генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;

- полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;

- военнослужащего, имеющего иное воинское звание - 45 лет.

- военнослужащих женского пола - 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, новый контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок до 10 лет включительно по решению соответствующего должностного лица в порядке, определяемом ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

С военнослужащими органов федеральной службы безопасности, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ст. 16 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ с военнослужащими федеральных органов государственной охраны, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом руководителями федеральных органов государственной охраны.

Для военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации порядок установления предельного возраста имеет свои особенности (Указ Президента Российской Федерации "О порядке установления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации" от 21 апреля 1996 г. N 574 (с последующими изменениями)1).

Установление предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется путем продления срока их пребывания на военной службе. Право принятия решения о продлении срока пребывания на военной службе военнослужащих кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, достигших предельного возраста, установленного Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службы", предоставлено:

- министру обороны Российской Федерации;

- директору Службы внешней разведки Российской Федерации;

- директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Продление срока пребывания на военной службе осуществляется с учетом квалификации, деловых и моральных качеств, состояния здоровья военнослужащего.

Решение о продлении срока пребывания на военной службе реализуется путем заключения с каждым из военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, установленного Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", контракта о прохождении военной службы сроком на 1 год, 3 года или 5 лет в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.

В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих п. 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", либо выходное пособие, предусмотренное п. 5 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Судьям военных судов и Военной коллегии, получившим выходное пособие за период работы в должности судьи и оставшимся на военной службе, впоследствии при увольнении с военной службы единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих, за указанный период не выплачивается.

В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан (п. 1 ст. 30 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

По данному основанию подлежат увольнению военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и те, с которыми заключены контракты сверх предельного возраста, - после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе.

Заключив контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы при истечении срока, на который ему продлена военная служба в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 49 вышеназванного Закона, либо при нежелании продолжать военную службу в течение срока, на который она ему продлена после достижения им предельного возраста пребывания на военной службе.

Наиболее важные правовые последствия увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе заключается в том, что данное основание увольнения относится к "льготным" основаниям.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с 1 января 2005 г. обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона.

Права на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанному основанию, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы

Увольнение с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы осуществляется в соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при истечении срока контракта о прохождении военной службы при отсутствии других оснований для увольнения. Рассматриваемое в данном параграфе основание не является "льготным".

Начало военной службы определено п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положении о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы устанавливается для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы.

В соответствии с п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действующего контракта.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, принявший решение об увольнении с военной службы по истечении срока контракта, подлежит увольнению с военной службы по основанию, рассматриваемому в данном параграфе.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие не могут быть уволены с военной службы вопреки их желанию до приобретения права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения с военной службы. Указанное означает, что если военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеет права на пенсию за выслугу лет и у командования отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, командир воинской части не вправе отказать в заключении контракта о прохождении военной службы такому военнослужащему. Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы по указанному основанию должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего, с расчетом получения их этим кадровым органом за 2 месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части считается днем окончания военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (срок военной службы указан в контракте), кроме случаев, которые по объективным причинам не позволяют это сделать. Таким образом, последний день, указанный в контракте, является последним днем военной службы и должен совпадать с днем исключения из списков личного состава воинской части, что подтверждается абз. 3 п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Следует иметь в виду, что нормативных актов, которые бы четко определяли правовое положение военнослужащего, у которого истек срок контракта о прохождении военной службы и который не исключен из списков части, в настоящее время не существует.

Если срок контракта истек и военнослужащий не исключен из списков личного состава части без уважительных причин, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", налицо нарушение его прав. Такой военнослужащий не может привлекаться для несения боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб.

В отношении привлечения указанных военнослужащих к уголовной ответственности достаточно убедительна позиция известного ученого А. А. Тер-Акопова, который подчеркивает, что "окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Этот момент единый для всех категорий военнослужащих. Пункт 11 статьи 38 указанного Закона требует, чтобы военнослужащий был исключен из списков части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, прямо предусмотренных в этой статье. Если срок службы истек и отсутствуют исключительные обстоятельства, то он не может признаваться субъектом преступления против военной службы, даже если он не исключен из списков части".

Н. А. Петухов и А. Т. Уколов, рассматривая применение к военнослужащим норм Общей части УК РФ, отмечают, что "в том случае, если преступление было совершено военнослужащим в период прохождения военной службы по контракту, а на момент вынесения приговора срок контракта истек и с военнослужащим не заключен новый контракт, уголовное наказание - ограничение по военной службе назначено быть не может". В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. В настоящее время судебная практика по вопросам правомерности лишения военнослужащих, у которых истек контракт и которые не исключены из списков части, дополнительных выплат в том случае, если они фактически не исполняют обязанности военной службы, достаточно противоречива.

В одних случаях лишение военнослужащих, у которых истек срок контракта, дополнительных выплат судами признавалось незаконным (как, например, это следует из определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 2н-84/2003 по гражданскому делу Е.), в других суд признал, что до издания приказа об исключении военнослужащего из списков части он находится на воинской должности со всеми вытекающими из этого факта последствиями и лишение его ряда выплат за неисполнение должностных обязанностей является правомерным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 г. N Г-2684).

Наши рекомендации