Россия во второй половине XIX в
Подготовка крестьянской реформы. Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ – значительная часть дворянства и чиновничество. В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II (1818-1881), понимавший необходимость преобразований, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Началась коренная перестройка общественной жизни, «эпоха великих реформ».
В начале 1857 г. возник Секретный комитет по крестьянскому вопросу, который, проработав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858-1859 гг. было создано около 50 губернских комитетов, разрабатывающих проекты освобождения крестьян. Для обобщения проектов губернских комитетов в начале 1859 г. были образованы Редакционные комитеты. Главный комитет по крестьянскому делу, затем Государственный совет на основе материалов Редакционных комитетов разработали концепцию отмены крепостного права. План освобождения крестьян сводился к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам.
Отмена крепостного права. 19февраля 1861 г. Манифестом Александдра II было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия.
Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьянам – принять эту землю. Крестьяне наделялись полевой землей по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6%). Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, уплачивало помещикам в виде так называемой выкупной ссуды (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой и названных процентов. В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1.5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб. Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями. Стремясь отдать землю в пределах установленной Положениями 19 февраля нормы, помещики отрезали от прежнего крестьянского надела 1/5 земли. Отнятые у крестьян участки земли стали называться отрезками, которые могли быть тем же крестьянам сданы в аренду.
Крестьяне получили землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридически собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом было заинтересовано государство, помещики, ибо сохранилась круговая порука, община отвечала за сбор налогов.
От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще 1858 г., были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами указами 18 ноября и 24 ноября 1866 г. закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право их добровольного выкупа. Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течение двух лет со дня обнародования Положений 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп. Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели.
Вслед за центральными губерниями крепостное право было отменено в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и в Закавказье. Всего было освобождено от крепостной зависимости 22 млн. крестьян. Из них 4 млн. были отпущены на свободу без земли. Обезземеливание крестьян облегчало создание рынка рабочей силы в стране.
Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны. В 1860 г. был открыт Государственный банк России, который один мог выпускать бумажные деньги, заниматься эмиссией. Основным источником государственных средств являлась подушная подать с крестьян без учета размера их доходов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества.
Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословие неполноценными. Крестьянское малоземелье (в среднем частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на душу при необходимых 67 десятин) послужило фактором обострения противоречий между крестьянами и помещиками. Более того, появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву. Крестьянский идеал справедливости и правды не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками.
С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту В.А. Татаринова (1816-1871) была проведена бюджетная реформа, которая регламентировала составление смет и расходование государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет.
Земельная реформа. После отмены крепостного права потребовалось проведение других реформ. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения – земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями. Хотя земства и назывались всесословными и являлись выборными, но выборы не были всеобщими. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернатора и полиции. Губернатор имел полномочия приостановить выполнение решений земств.
Судебная реформа.В 1864 г. началась судебная реформа (новые суды первоначально стали действовать только в Петербургской и Московской губерниях. В остальных регионах новые суды основывались постепенно, в течение длительного времени ). Была провозглашена независимость суда от администрации: назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом. Ограниченность судебной реформы проявлялась в том, что привлечение к ответственности государственного чиновника осуществлялось не по решению суда, а по постановлению его начальства. Объявлялась гласность суда, т. е. на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Вводилось состязание прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалась бессословность суда, но для крестьян сохранился волостный суд, для духовенства – консистории, для рассмотрения коммерческих дел и дел купцов – коммерческий суд. Сохранился также военный суд. Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматриваться особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.
Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.
Городская реформа. В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года. Для управления городом городская дума избирала городскую управу (исполнительный орган) и городского голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы.
Военная реформа. Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост милитаризма, военной техники, увеличение численности армий в других государствах, новые методы ведения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра II в 1862-1874 гг. осуществить реформы в военной сфере. В проведение реформ огромный вклад внес крупный государственный деятель, военный министр Д.А. Милютин (1816-1912).
В стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование. Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на 9 лет; на флоте срок службы составлял 7 лет и три года в запасе. Военная реформа дала возможность значительно увеличить численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Армия начала оснащаться новыми видами военной техники, создавался паровой флот.
Реформа образования. Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, которые стали меньше зависеть от министерства народного образования. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ. Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования.
Средними учебными заведениями являлись семилетние гимназии: классические, в которых основное внимание уделялось преподаванию древних языков, и реальные – преподаванию математики и естествознания. Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования. Возникли высшие женские курсы.
Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.
Значение реформ. Реформы 60-70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов. Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II, царь-освободитель1 был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.
Переход к реакции. С вступлением на престол Александра III (1845-1894) был положен конец либеральным преобразованиям. Суть политики его правительства выражалась в отходе от зародившихся в российском обществе демократических элементов, в проведении контрреформ, продолжавшихся с 1881 г. по 1892 г. Это был период торжества консервативной политики, попятным движением. Самодержавие видело свою социальную опору только в дворянстве. В основанном в 1885 г. Дворянском банке проценты по кредитам были ниже, чем в Крестьянском банке.
8 марта Советом министров была отклонена конституция, разработанная графом М.Т. Лорис-Меликовым (1825-1888) и одобренная Александром II. 29 апреля 1881 г. был принят Манифест «О незыблемости самодержавия», провозгласивший веру в «силу и истину самодержавной власти».
В 1889 г. была учреждена должность земских начальников, контролировавших деятельность крестьянского общинного самоуправления. Мировой суд был упразднен.
В 1892 г. были внесены изменения в городское самоуправление, права выбора лишились те, кто не имел недвижимую собственность. Губернатор был наделен правом руководить действиями городских органов самоуправления. Также был установлен контроль органов юстиции и внутренних дел за судопроизводством, гласность урезана. С 1881 г. восстановлено всевластие цензуры, запрещены либеральные издания «Голос», «Отечественные записки», многие произведения русских и европейских писателей.
В образовании реакционная политика царизма проявилась в фактической ликвидации университетской автономии, ограничении доступа в гимназии детей низших слоев населения (циркуляр министра народного просвещения «О кухаркиных детях»). Значительно сузилось женское высшее образование: прекращен прием на Высшие женские курсы (сохранились лишь Бестужевские курсы с ограниченным контингентом).
В национальной политике государство проводило насильственную русификацию и религиозный гнет. Итогом проведенных реформ стало значительное ослабление либерального движения, усиление разрыва между немобильной политической системой и динамично развивающимися социально-экономическими отношениями в стране. Самодержавию удалось изолировать народ от либералов. И если крестьянство в 60-70-х гг. в целом не пошло за революционными народниками, то в начале XX в. отчужденное от либералов крестьянство последовало за революционерами.
Пореформенное развитие России. Годы после великих реформ 60-70-х гг. это период быстрого экономического развития, сопроваждавшегося изменениями в социальной структуре общества. К концу XIX в. Россия стала крупнейшей по территории и населению страной в мире, в ней проживало 126 млн. человек.
Ее экономическое развитие отмечалось рядом особенностей, важнейшими из которых были:
а) неравномерность размещения производительных сил. Большое значение приобретали новые промышленные районы – Юг, Закавказье, Прибалтика. Урал стал отставать в своем развитии. Остатки крепостничества обусловили снижение его роли в российской промышленности. Районы Сибири и Средней Азии оставались неосвоенными;
б) высокая степень концентрации производства и рабочих. Так, в 1890 г. половина всех рабочих России была занята на предприятиях с численностью 500 и более рабочих. По уровню концентрации рабочего класса к концу XIX в. Россия заняла первое место среди капиталистических стран;
в) наряду с крупной промышленностью в экономической жизни еще значительную роль играли крестьянские промыслы;
г) проникновение в российскую экономику иностранного капитала, которого привлекали дешевая рабочая сила, сырье, а также широкие возможности развития предпринимательской деятельности. Если к 60-м гг. иностранный капитал в русской промышленности составлял 9,7 млн. руб., то к концу 70-х гг. – 97,7 млн. руб.
Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, где сохранялись остатки крепостничества. Часть помещиков приспособила свои хозяйства к капиталистическому рынку и увеличивала товарность хлеба. Но большинство помещиков не смогло перевести хозяйства на капиталистический лад и разорялось. Если к 1880 г. было заложено 15% помещичьих земель, то в 1895 г. – уже 40%.
За 60-90-е гг. средняя урожайность зерновых возросла с 29 до 39 пудов с одной десятины, а среднегодовой сбор зерновых – с 1,9 до 3,3 млрд. пудов. Однако сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивно. Как отмечал Д.Ф. Самарин, в Европе с одного километра земли кормятся 500 человек, а в России – только 40.
Крестьянство страдало от малоземелья, особенно острым земельный голод был в европейской части России. Если в 1860 г. на одну мужскую душу приходилось 4,8 десятин земли, то в 1880 г.- 3,6, а в 1900 г. – всего 2,6. Малоземелье вынуждало крестьян арендовать землю у помещика за обработку, испольщину и издольщину1.
К концу XIX в. аграрный вопрос обострился. Возможности развития сельского хозяйства, обеспеченные реформой 1861 г., были исчерпаны. Необходимы были новые аграрные преобразования, которые могли быть осуществлены либо мирным, либо революционном путем.
Значительные перемены в пореформенные годы произошли в промышленности. Развивались не только старые отрасли (текстильная, пищевая), но возникают новые – нефтедобывающая, химическая, машиностроительная.
В 80-90-х гг. завершился промышленный переворот и машинная индустрия пришла на смену мануфактуре. По темпам роста производства в отраслях, определяющих процесс индустриализации, к 80-м гг., Россия вышла на первое место в мире, а по абсолютным объемам производства в пятерку крупнейших держав мира. С 1860 по 1895 .гг. выплавка чугуна возросла в 4,5 раза, добыча угля – в 30 раз, нефти – в 754 раза. Широко развернулось железнодорожное строительство. К началу 60-х гг. протяженность железных дорог составила 1,5 тыс. км, а к началу XX в. – более 50 тыс. км.
Но несмотря на быстрое развитие промышленности, индустриализация страны не была завершена, и Россия не могла догнать передовые страны Европы и Америки.
Развитие капитализма в России, ускоренное буржуазными реформами, вмешательством государства в экономическую жизнь, увеличением его капиталовложений, не могло не сказаться на социально-классовой структуре общества. Произошел рост численности рабочего класса: к концу XIX в. промышленный пролетариат насчитывал более 5 млн. человек; с 1865 по 1879 гг. число индустриальных рабочих возросло в 1,5 раза, а железнодорожников – в 6 раз. Однако к концу XIX в. только 40% индустриальных рабочих являлись потомственными рабочими.
Источниками формирования буржуазии были разбогатевшие крестьяне, купцы и дворяне. Численность буржуазии к концу XIX в. достигла 1,5 млн. человек. Хотя ее экономическая мощь (ключевые позиции в промышленности, финансах, проникновение в сельское хозяйство) была значительная, но общественное влияние и политический вес были недостаточно велики. Поддержка буржуазии со стороны государства делала ее консервативной и преданной самодержавию. Поэтому и к созданию своих политических партий она приступила только в начале XX в.
Политическое господство дворянства пошатнулось в годы царствования Николая I, а во второй половине XIX в. оно утратило господствующее положение в обществе: политическая власть перешла к бюрократии, а идеологическая – к интеллигенции. Свыше 1,8 млн. дворян еще сохраняли экономическую мощь. Несмотря на сокращение дворянского землевладения, стоимость дворянских земель в европейской России на 60% превосходила стоимость всего акционерного капитала.
В целом правящие круги не хотели видеть противоречие между неподвижной политической структурой и социально-экономическим развитием страны.
Министры Н.Х. Бунге (1823-1895) и С.Ю. Витте (1849-1915), защищавшие либеральные тенденции в экономике и проводившие протекционистскую политику, осуществили ряд реформ, направленных на стабилизацию финансов, совершенствование налоговой системы, индустриализацию страны и превращение ее в первоклассную державу. В 1894 г. была введена монополия на водку, что позволило значительно увеличить государственные доходы: если в начале 80-х гг. доходы государства составляли 730 млн. руб. то уже в 1897 – около 1,5 млрд. руб. Золотой запас страны возрос в три раза и достиг 649 млн. руб. Была проведена денежная реформа (1897), согласно которой в обращение вместо бумажного рубля вводился золотой рубль и устанавливался свободный обмен кредитного рубля на золотой.
Экономическая политика С.Ю. Витте была связана с привлечением иностранного капитала в промышленность, банки и государственные займы. В Россию было привлечено 3 млрд. золотых рублей иностранных займов. Повышение пошлины на ввозимые иностранные товары, косвенных налогов на керосин, спички и другие предметы и введение промыслового налога в промышленности также способствовали увеличению государственных доходов. Накопленные средства использовались для интенсивного развития российской промышленности.
Вместе с тем жизненный уровень широких народных масс был низким. Рабочее законодательство по сути отсутствовало. К концу XIX в. России не была осуществлена демократизация общественной жизни. Промышленный переворот не коснулся сельского хозяйства, половина крестьян обрабатывала землю сохой, хотя Россия и являлась важнейшим поставщиком зерна в Европу.
Антирабочая политика государства способствовала тому, что рабочее движение возглавили революционеры, а крестьянство, страдающее от малоземелья, оказалось восприимчивым к социалистической пропаганде. Противоречия между самодержавным строем и преобразующейся экономикой в России к концу XIX в. крайне обострилось.
Общественно-политическое движение. Неудачи в реформировании России Александром I, поражение декабристов обусловили нарастание консервативных настроений в обществе. В 30-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров (1786-1855) выдвинул теорию «официальной народности», суть которой состояла в утверждении, что русский народ по своей природе религиозен, предан царю и не противится крепостному праву. Эта теория была положена в основу государственного обучения в учебных заведениях. Однако в «жестокий век» николаевской реакции идейно-политическая борьба не только не замерла, она стала шире и разнообразнее, в ней возникли течения, различающиеся в вопросах об общем о особенном в историческом процессе и судьбе России.
С резкой критикой правительственной идеологии выступил П.Я. Чаадаев (1794-1856) в своем «Философическом письме» (1836), в котором затронул проблемы прошлого, настоящего и будущего России. Автор был объявлен сумасшедшим. Изучение членами кружка Н.В. Станкевича (1813-1840) трудов Гегеля, Канта, Шеллинга и других немецких философов было признано инакомыслием.
Особое понимание путей развития России было свойственно представителям двух идеологических течений западникам и славянофилам. Славянофилами были: А.С. Хомяков (1808-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), П.В. Киреевский (1808-1856), И.В. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др. Доказывая своеобразие российского исторического развития, они отрицали капитализм, а также возможность и необходимость революции в России. Славянофилы утверждали, что петровские реформы нанесли серьезнейший ущерб русским традициям и увели страну с верного пути. Процветание России они видели в православии, крестьянской общине, соборности и самодержавии, ограниченном Земским собором.
Противниками славянофилов выступали западники: А.И. Герцен (1812-1870), Т.Н. Грановский (1813-1855), Б.Н. Чичерин (1828-1904), К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (1811/12-1869), М.Н. Катков (1818-1887), подвергшие резкой критике общинные начала русской действительности. Они утверждали европейский вариант развития России, считая, что усвоение широкими массами достижений европейской культуры и технического прогресса обеспечит благосостояние народа.
В конце 40-х гг. XIX в. меняется характер идейных поисков и формируются взгляды революционных демократов В. Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1813-1877) и др. А.И. Герцен в своем творчестве отразил специфику политической ситуации в стране и круг проблем, занимавших умы мыслящей части русского общества. Страшный, высший деспотизм и инквизиционное управление, по словам Герцена, заставило его покинуть Родину. Издаваемые им за границей альманах «Полярная звезда» и журнал «Колокол» сыграли огромную роль в просвещении России. Герцен и Белинский полагали, что построенный в будущем социализм станет обществом без эксплуатации человека человеком.
За республиканскую форму правления и освобождение крестьян от крепостного права выступали члены кружка М.В.Петрашевского (1821-1866).
В начале царствования Александра II представители различных, идейных течений были едины в понимании необходимости социально-экономических преобразований. Но ограниченность аграрной реформы обусловила подъем оппозиционного самодержавию движения и его раскол на либеральное и революционное направление. Революционное направление складывалось из двух течений: народничества и марксизма. Идеология народничества, важнейшее положение которой – переход России к социализму, минуя капиталистический путь развития. Ни «хождение в народ», ни террористические акты, ни убийство Александра II не привели к народной революции и разрушению самодержавного строя.
Интерес к марксизму в России возрос в 70-х гг. В 80-х гг. появились нелегальные марксистские группы и кружки. В Женеве действовала созданная Г.В. Плехановым (1856-1918) группа «Освобождение труда». В 1895 г. разрозненные социал-демократические кружки Петербурга были объединены В.И. Лениным (1870-1924) в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. состоялся I съезд социал-демократических организаций России, заявивший о создании политической партии рабочего класса, однако устав и программа не были приняты.
* * *
Итак первая четверть XIX в. была отмечена либеральными реформами государственного управления и разработкой программы преобразований России М.М. Сперанским. Это был период противостояния буржуазной Франции и феодально-крепостнической России.
Героическая борьба русского народа в Отечественной войне 1812 г. разрешила это противостояние в пользу России и утвердила ее приоритет в Европе.
Тридцатилетняя николаевская эпоха была временем утверждения самодержавной власти, потерпевшей поражение в Крымской войне.
Во второй половине XIX в. самодержавие вынуждено было заняться самоусовершенствованием и провести целый рад либеральных реформ, обеспечивающих быстрое развитие капитализма.
Однако незавершенность реформ способствовала формированию нелегальной оппозиции и ее социальной базы. Разрешение острых противоречий в обществе откладывалось на последующие годы.
Вопросы для самопроверки
1. 1. Расскажите о реформах, осуществленных в первом десятилетии царствования Александра I.
2. 2. В чем историческое значение победы русского народа над наполеоновской Францией?
3. 3. Раскройте основные положения «Русской правды» П. Пестеля и «Конституции» Н. Муравьева.
4. 4. Охарактеризуйте особенности промышленного переворота в России.
5. 5. Какие реформы были проведены в 60–70-х гг.? Раскройте их характер и историческое значение.
6. 6. Назовите контрреформы Александра III.
7. 7. Как развивался капитализм в пореформенные годы?
8. 8. Дайте характеристику общественно-политического движения в России в середине второй половины XIX в.
Новейшее время