Правовое положение отдельных групп населения в Древнеиндийском обществе по Законам Ману
Законы Ману. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману).
Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.
Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть, их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл.
Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.
В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.
Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции и Риме.
Наиболее характерная - общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.
Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".
С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.
Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.
Индийское общество было поделено на варны, которые объединяли людей на всю жизнь. Это были замкнутые сословные группы. Рожденный в привилегированной варне (брахманы), умирал в ней и не мог от туда перейти в другую варну. Варна воинов (кшатрии), земледельцев (вайшьи) и слуг (шудры).
Это означало, что одни были привилегированными, а другие - нет.
Когда португальцы приехали на эти земли, то разделили индийское общество на касты (роды), т.к не поняли принцип разделения на варны. Деление на варны не способствовало динамичному развитию общества, постоянно функционировала стагнация в форме застоя. Это тупиковая ветвь развития.
Современное состояние - ухудшенная копия европейской государственной демократии.
Рабство в Индии: элемент роскоши. Рабы использовались в домашнем хозяйстве и не являлись средством производства.
14.
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.
В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.
Брачно-семейные отношения
Эта отрасль права нашла свое отражение в гл. IX Законов Ману. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье и существовании больших патриархальных семей. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу.
Было признано многоженство. В Законах Ману специально оговаривается, что отец не должен брать вознаграждение за дочь, но реально брак являлся неприкрытой продажей. Брачный возраст был очень низок, что зачастую приводило к большой разнице в возрасте супругов. Достигшими совершеннолетия считались мужчины в 16 лет, женщины - в12.
Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и "чистоты потомства", которая является обязанностью мужа (IX, 6, 7).
Широко проявились в брачно-семейных отношениях кастовые ограничения. Законом не одобрялись межкастовые браки. Допускалась анулома - мужчина принадлежит к более высокой варне, чем жена, при этом жены в семье мужа занимали положение, согласно их кастовому происхождению. Грубым нарушением считалась пратилома - мужчина принадлежит более низкой касте, чем жена.
Развод по древнеиндийскому праву не допускался, но муж мог оставить жену, если в семье не было детей. Правда, покинутая или проданная жена не освобождалась от мужа, только если он являлся "вредным для государства человеком". После смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена - никогда.
Далее, в гл.X излагается теория "неприкасаемых" каст, рожденных якобы от смешанных браков. Их "нечистотой" и объяснялись многочисленные запреты, налагаемые на них.
Наследственное право
Традиционно в Древней Индии сложилось правило: " не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца". Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д. Решающую роль при разделе имущества имела кастовая принадлежность матери сыновей, дочери, так же как и братья умершего могли вступить в наследство только при отсутствии сыновей. Женщина традиционно не имела никаких имущественных прав, но муж мог подарить ей поле или сад, в таком случае после смерти это имущество наследовали ее дети, включая дочерей.
При отсутствии всех законных наследников, все имущество переходило в пользу царя. Исключение делалось только для брахманов, имущество которых передавалось лицам, посвятившим себя изучению вед. Правила наследования имущества шудр были менее строгими(могло перейти даже сыну рабыни, если отец его признал).
15.Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам, Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это - неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад). Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины, "вследствие непостоянства женского ума". При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
Судебный процесс в Древней Индии носил, первоначально обвинительно - состязательный характер. Ответчика в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно велика была роль свидетельских показаний, являвшихся основным способом установления истины. Характерной чертой судебного процесса был формализм: истец проигрывал процесс, если указывал не на того свидетеля и т.п. Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, "заслуживающим доверия", предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные. В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем, и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье. "Особую ценность свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся "насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом".
Кроме свидетельских показаний, средствами доказывания были клятва, ордалии - испытания огнем и водой, применялись пытки.
Широко был представлен и следственный процесс. Имелись специальные службы сыска, которыми применялись обыски, облавы и т.д.
Ответчик не имел права выдвигать встречный иск (кроме дел о ссорах "кражах и согласии торговцев"). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для поиска доказательств, истец должен был оспорить предъявленные доказательства в тот же день, иначе он подвергался штрафу. Бегство от суда было равносильно признанию вины.
Применить суровое наказание, например, казнить вора, можно было только при наличии прямых улик преступления (при краже - найдено похищенное имущество
16.
Право Древнего Китая.
1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.
Земля:
• в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;
• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;
• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.
Рабы:
• в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;
• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;
• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.
2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
• договор мены;
• договор купли-продажи;
• договор дарения;
• договор займа;
• договор аренды земли;
• договор личного найма.
Договор мены появился одним из первых.
Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.
Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.
Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.
В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.
3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.
4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:
• государственные - мятеж, заговор;
• религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
• против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;
• против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;
• воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.
Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни.
Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.
К видам наказаний относились:
• смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
• членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);
• штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
• тюремное заключение.
Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.
5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).
Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.
В тетради
В тетради
19.
Государственное устройство Афинской демократии (V-IV вв. до н.э.).
В VIII в. до н.э. произошло объединение племен Аттики (одна из областей Греции) в афинское государство. По преданиям, инициатором этого объединения, великим реформатором был Тесей. Им был создан Совет, получивший управленческие функции, ранее принадлежащие вождям объединившихся племен. В связи с новой общественной организацией возникала необходимость поиска нового пути управления территорией, так как помимо сохранившихся родоплеменных конфликтов появились и новые, связанные с выделением богатой «верхушки» полиса. Прежде всего экономически устойчивой частью населения были коренные афиняне. Их противодействие зависимому населению (иностранцы, феты, рабы) заставляло создавать более жесткую государственную власть. Кроме того, социальное разделение существовало и между афинскими жителями. Благородные носили имена — эвпатриды, а простые земледельцы и ремесленники — геоморы и демиурги соответственно. Постепенно демократия становилась относительной: воля народа выражалась лишь на народном собрании, которое теряло свою значимость с течением времени. К власти же допускались лишь представители благородного сословия — бывшая родоплеменная верхушка.
Уже к VII в. до н.э. во главе государства находились девять человек, избранных эвпатридами, — архонтов. Полномочия архонтов длились один год, они включали военные, судебные, жреческие функции и другие, касающиеся управления государством. К концу VIII в. до н.э. был создан новый орган эвпатридов — ареопаг, им контролировалась деятельность и архонтов, и народного собрания, а также производились судебные разбирательства наиболее значимых для государства дел. Помимо формирования политической власти, в Афинском государстве происходило территориальное деление людей. Теперь это были округа — навкарии. От каждого округа требовалось построить, снарядить военный корабль и предоставить команду для него.
594 г. до н.э. ознаменован началом реформ Солона — одного из самых влиятельных архонтов того периода. Неизбежность реформ состояла в необходимости урегулировать разногласия между различными группировками населения: обедневшие эвпатриды, разбогатевшие торговцы и ремесленники среди простолюдинов вынуждены были принять сисахфию — реформу, отменявшую долговое рабство афинского населения. Впервые население разделялось не по родовому, а по имущественному признаку и наделялось политическими правами в зависимости от «полноты своего кошелька». В новый судебный орган — гелиэя теперь избирали любого гражданина независимо от материального положения. Основной состав этого органа насчитывал порядка 5 тыс. судей, которые кроме основных своих полномочий визировали законопроекты, составленные народным собранием.
Период 560—527 гг. до н.э. — установление тирании Писистрата как результат борьбы демоса с аристократией. Развитие военного флота, межгосударственной торговли, а также укрепление мелких землевладельцев с введением системы кредитования окончательно уничтожили родоплеменные пережитки, что закрепилось в 509 г. до н.э. реформами Клисфена. Теперь Афинское государство делилось на 10 фил, и 50 представителей от каждого фила входили в руководящий Совет. Совет решал важнейшие экономические вопросы, вопросы дипломатических отношений с другими государствами, военно-политические вопросы.
К V в. до н.э. Афины становятся во главе союза греческих государств. Их насчитывалось к тому времени порядка 150, созданы они были в основном для формирования единого военного флота: собирались взносы — форос в казну союза. Постепенно страны союза растворялись, превращаясь в крупную афинскую державу. В середине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось вознаграждение, и у бедных граждан появилась возможность влиять на политику. Была введена новая чиновничья должность — стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, собиравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чиновников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (только мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравенство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торговлей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.
К началу IV в до н.э. противодействие между различными слоями населения усиливалось. Между представителями греческого союза шла ожесточенная борьба за лидерство, что разоряло афинскую казну, приводило в упадок все хозяйство страны. В связи с этим практически беспрепятственно Афины стали одной из провинций в Римской империи, объединенной Александром Македонским
Особенности общественного и государственного строя Спарты.
Становление спартанского государства специфично и значительно отличается от аналогичного процесса в Афинах. Дело в том, что община спартанцев образовалась в результате военных столкновений между племенами, мигрировавшими по территории Балканского полуострова. При объединении спартанцы поработили население Мессинии, а это позволило поделить землю между завоевателями и приобрести дешевую рабочую силу — рабов. Количество порабощенных оказалось значительно больше поработивших, что вызвало необходимость формирования военной демократии. Спартанцы жили в поселении, больше напоминавшем военный лагерь, в котором детей с раннего возраста обучали военным наукам, беспрекословной дисциплине, отваге. Граждане устраивали совместные трапезы, одевались одинаково для усиления единства. Специальным договором, так называемой Ретрой, в VIII—VII вв. до н.э. было определено социальное и политическое устройство Спарты. Законодатель Ликург (возможно, это был лишь собирательный образ), кроме данного договора, разработал и структуру государственного управления.
Она выглядела следующим образом:
- спартанские цари — архагеты, их было двое, власть хотя и передавалась по наследству, была относительной, полномочия незначительными, но почетными (возглавляли войско, получали преимущественную часть добычи, совершали жертвоприношения), могли быть смещены каждые восемь лет;
- совет старейшин — герусия — 28 геронтов (старше 60 лет), пожизненно избираемых народным собранием, и архагенты входили в состав совета, который решал дипломатические вопросы, важные судебные процессы, касающиеся безопасности государственного строя, контролировал работу народного собрания;
- народное собрание — в него входили все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста; народным собранием избирались должностные лица, военноначальники, отвергались или получали одобрение вынесенные чиновниками законопроекты;
- представительная власть — коллегия эфоров, пять человек избирались на один год, они контролировали архагёнтов и народное собрание, их же собственная власть постепенно становилась бесконтрольной.
При формировании рабовладельческого строя пережитки родовой общины в Спарте все еще сохранялись. Собственность на землю была общей, и каждому полноправному гражданину выделялся надел в пользование вместе с рабами, который ни продать, ни подарить, ни завещать было невозможно. Также гражданам не разрешалось торговать. Однако, несмотря на стремление спартанцев сохранить материальное равенство, расслоение населения все же происходило. Спартанцы передавали хороший земельный надел только старшим своим сыновьям, остальные, так называемые гипомейоны (обездоленные), лишались своего положения и уже не могли участвовать в народном собрании.
На окраинах спартанских селений в горных неплодородных районах жители — периеки занимались ремеслом и торговлей. Периеки имели ряд имущественных прав, но политических были лишены. Кроме того, их казнь в некоторых случаях производилась без суда и следствия. Однако все это не мешало некоторым из них накапливать богатство, что подрывало устройство спартанского государства и вносило беспокойство в ряды граждан.
Наиболее бесправными были, конечно же, жители Мессинии — илоты, их положение было рабским в прямом смысле этого слова. Однако рабство в Спарте нельзя считать классическим. Илоты были закреплены за определенным землевладельцем и не продавались, они могли использовать по своему усмотрению оставшуюся часть урожая. Кроме того, у илота был шанс выкупиться на свободу в результате военного похода, где он участвовал вместе с благородными воинами и получал какую-то часть добычи. К IV в. до н.э. сохранять военную демократию в спартанском государстве становится практически невозможно. Представители разных слоев населения недовольны существующим строем. Ослабленная внутренними противоборствами Спарта в IV в. до н.э. теряет Мессинию, а уже во II в. до н.э. попадает под власть македонского завоевателя.
В тетради