Внутренние функции государства, их характеристика
Функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях выражаются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
К ним относятся следующие:
- Экономическая функция в качестве основных направлений предусматривает структурную перестройку российской экономики; поддержку стратегических и социально значимых производств; централизованную инвестиционную политику; приватизацию; управление государственной собственностью; создание условий для иностранных инвестиций; создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
- Социальная функция включает в себя установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.); поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.
- Функция финансового контроля (фискальная) предусматривает установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т.д.); контроль за денежным обращением в стране и т.д.
- Функция охраны правопорядка состоит из ряда направлений: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и т.д.
- Экологическая функция предполагает разработку экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
- Функция развития культуры, науки и образования включает в себя государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и т.д.
9. Государственный аппарат: понятие и структура.
Государственный аппарат - это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.
На формирование и развитие государственного аппарата влияют следующие факторы:
Общность экономической основы государственных органов.
- Единство политической основы государственных органов.
- Наличие в некоторых странах единой идеологии.
- Общность конечных целей.
Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
- Оптимальности построения и структуры государственного аппарата.
- Принцип эффективности.
- Законности и конституционности.
- Высокого профессионализма.
- Полной политической лояльности.
Понятие государственного аппарата необходимо отличать от механизма государства.
Последнее понятие - шире и включает в себя: - сам государственный аппарат, - вооруженные силы, - природные ресурсы, - трудовые ресурсы, - государственные объекты. Основным наполняющим государственного аппарата являются государственные органы Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности.
Структура государственного аппарата:
- Органы государственной власти, основным назначением которых является законодательная деятельность. Они делятся на высшие (Федеральное собрание РФ) и низшие (краевые, областные, городские думы).
- Органы государственного управления. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. В зависимости от сложности задач и территориального масштаба они делятся на центральные (правительство РФ) и местные (правительства, республики, администрации краев, областей, городов).
- Система судебных органов, основная социальная функция которых – осуществление правосудия. Судебная система состоит из: Верховного суда РФ; областные, краевые суды субъектов; городские, районные суды; мировые суды. Отдельно от перечисленных стоит Конституционный суд, не обладающий правом общей компетенции.
10. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:
- наличие у каждого органа государства государственно-властных полномочий;
органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);
- каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью механизма государства и тесно взаимосвязан с иными органами;
- орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;
- орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);
- в деятельности органов государства находят свое выражение задачи и функции государства.
Выделяют следующие виды органы государства в зависимости от:
- принципов разделения властей (законодательные, (представительные) исполнительные и судебные органы);
- организационно-правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно-распорядительные, (органы экономики, социально-культурной сферы, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);
- сферы деятельности (высшие, центральные, местные (муниципальные) органы);
- способов формирования (первичные и производные органы);
- федерального устройства государства (федеральные и органы субъектов федерации);
- способа осуществления властных полномочий (единоначальные - президент, прокурор; коллегиальные - Правительство, Государственная Дума);
- сроков полномочий (постоянные и временные);
- правовых форм деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.
В приведенной классификации органов государства основное место занимают следующие государственные органы:
Представительные (законодательные) органы. В РФ - это Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности (выражение недоверия).
Исполнительно-распорядительные органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в Российской Федерации образованы следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.
Судебные органы осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юридических лиц и т.п. В Российской Федерации в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных единиц, военные, специализированные суды, мировые судьи и др.