Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений?

□ а) исторический;

□ б) институциональный.

□ в) сравнительный.

1.7. В чем проявляется инструментальная функция политологии?

□ а) в познании субъектов политики;

□ б) в обобщении политического опыта;

□ в) в обосновании средств и способов политических изме­нений.

1.8. Закономерности политологии выражают:

□ а) методы политических действий;

□ б) нормы политических отношений;

□ в) взаимосвязи политических явлений, политики и общества.

1.9.3акон политического развития характеризует:

□ а) процесс эволюции политических идей;

□ б) перемены в политическом управлении;

□ в) политические изменения в обществе.

1.10. Источником и двигателем перемен в политической жизни яв­ляются:

□ а) политические традиции;

□ б) материальные ресурсы и возможности общества;

□ в) субъекты политики, их интересы и отношения.

1.11. Категории политологии представляют собой:

□ а) законы политической сферы;

□ б) методологию познания политики;

□ в) общепризнанные в науке понятия.

1.12. Сущность политики заключается:

□ а) в соперничестве политических лидеров;

□ б) в борьбе предпринимателей за экономическое господство;

□ в) в управлении обществом, удовлетворении интересов граждан.

1.13. Происхождение политики обусловлено:

□ а) духовными интересами людей;

□ б) возникновением классов и государства;

□ в)потребностями общественного развития.

1.14. Почему политика является сферой конкурентного взаимо­действия ее субъектов?

□ а) в политике участвуют люди с различными характерами;

□ б) граждане не удовлетворены поведением правительства;

□ в) субъекты политики стремятся к обладанию государствен­ной властью.

1.15. Научный анализ политики предполагает ее рассмотрение:

□ а) как средства межличностного общения;

□ б) как сферы конфликтного противоборства антагонисти­ческих классов;

□ в) как системы политико-властных отношений в обществе.

1.16. Высшей формой политической власти является:

□ а) власть общественных организаций;

□ б) власть политической элиты;

□ в) власть государства.

1.17. Политическая система — это:

□ а) политический курс государства;

□ б) политические отношения в обществе;

□ в) институционально-властный механизм управления об­ществом.

1.18. Политический режим в каждой стране сочетает два противо­положных принципа управления обществом:

□ а) тоталитаризма и плюрализма;

□ б) убеждения и принуждения;

□ в) авторитарности и демократизма.

1.19. Какой тип демократии предполагает непосредственное учас­тие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации политических решений?

□ а) плебисцитарная;

□ б) представительная;

□ в) прямая.

Проблемные задачи для осмысления и решения

1.20. Значение политологии для вас как гражданина Республики Беларусь.

1.21. Методы политологии, позволяющие оценить политическое поведение студенческой молодежи.

1.22. Прокомментируйте (с пояснительными и критическими за­мечаниями) суждение одного из мыслителей прошлого:

а) Государь, если он желает «сохранить власть, должен при­обрести умение отступать от добра и пользоваться этим умени­ем, смотря по надобности» (Н. Макиавелли).

б) «Пока в государствах не будут царствовать философы, ли­бо так называемые цари и владыки не станут благородно и ос­новательно философствовать, <...>— до тех пор государство не избавится от зол» (Платон).

в) Люди объединяются ради взаимной пользы. И государ­ственное общение направлено на достижение общей пользы. «Пользу же имеют в виду и законодатели, говоря, что справед­ливо то, что полезно для всех» (Аристотель).

г) «Я желаю, чтобы в государстве на первом месте была вер­ховная царская власть, затем, чтобы известная доля власти бы­ла предоставлена первейшим гражданам и чтобы, наконец, не­которые вещи предоставлялись демократии и решению наро­да» (А/. Т. Цицерон).

д) «Мы делим человечество на два рода людей: первый сос­тоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой — из тех, кто живет согласно божественной воле. Мы также называ­ем эти два рода государствами: т.е. двумя сообществами челове­ческих существ, одному из которых предназначено царствовать в вечности с Богом, другому — подвергаться вечному наказа­нию вместе с дьяволом» (Августин Блаженный).

е) «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные влас­ти (законодательная, исполнительная и судебная. — авт.) мог­ли бы взаимно сдерживать друг друга» (Ш. Л. Монтескье).

1.23. Прокомментируйте один из тезисов, отражающих развитие политической мысли России в XIX — начале XX в.:

а) теоретическое обоснование дворянского либерализма и умеренных социальных реформ;

б) разработка теорий, защищавших незыблемость самодер­жавия, собственность помещиков, крепостное право (консерва­тизм)',

в) обоснование особого исторического пути России (славя­нофилы А. С. Хомяков, братья Киреевские, И. С. Аксаков и др.);

г) невозможность преобразования России без усвоения ис­торических достижений Западной Европы (западники А. И. Гер­цен, Т. Н. Грановский, Ю. П. Огарев и др.)-,

д) радикальное переустройство российского общества — за­дача рабочего класса и его главного союзника — крестьянства (социал -демократы)',

е) развитие идеи правового государства (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский и др.).

1.24. Политическая мысль Беларуси формировалась под влияни­ем российской и европейской культур, но имела свои особенности. Осмыслите предлагаемые вопросы, сформулируйте и аргументи­руйте ответ на один из них (по своему выбору):

а) С именами каких христианских просветителей XII в. тра­диционно связывается возникновение белорусской государ­ственности?

б) Какой политический деятель был одним из авторов и главным редактором Третьего (1588 г.) Статута Великого кня­жества Литовского?

в) Какой политический мыслитель эпохи Возрождения сто­ял у истоков гуманистического движения в Беларуси?

г) Какие белорусские мыслители XVI—XVIII вв. развивали и пропагандировали идеи борьбы с польскими феодалами и ка­толической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией?

1.25. Чем объяснить тот факт, что статус политологии как науки и учебной дисциплины был признан в Беларуси только в 1990-е г.?

1.26. Особенности процесса институционализации политологии в Республике Беларусь.

1.27. Почему нынешние преобразования в белорусском обществе не­возможны без творческого развития и изучения науки о политике?

1.28. Механизмы влияния политики демократического государ­ства на экономическую жизнь общества.

1.29. Последствия нечеткого разграничения или «смешения» фун­кций политики и права.

1.30. Какие представления о взаимоотношениях политики и мора­ли сформировались в истории политической мысли?

1.31. Особенности тоталитарной, анархистской, либеральной и кейнсианской концепций о «границах» политики.

1.32. Если в обществе нарастают социальная напряженность и конфликтность, то какие функции политика выполняет неудов­летворительно?

1.33. Охарактеризуйте политическую власть как систему соци­альных отношений «господства—подчинения».

1.34. Сущность категории «политическое господство».

1.35. Чем обусловливается авторитет политической власти?

1.36. Почему бесперспективно использование насилия в качестве основного метода сохранения и укрепления политической власти?

1.37. Смысл понятий «легитимность» и «легальность» власти.

1.38. Тип легитимности верховной политической власти в совре­менной Беларуси.

1.39. Что обеспечивает «воспроизводство» легитимности государ­ственной власти?

1.40. Факторы (условия) стабильности политической системы.

1.41. Какие признаки политической системы позволяют опреде­лить, насколько она прогрессивна или консервативна?

1.42. Действия политической системы общества, обеспечиваю­щие ее стабильность, доверие граждан.

1.43. Общие и специфические черты авторитарного и тоталитар­ного политических режимов.

1.44. Критерии определения типа политического режима в той или иной стране.

1.45. Социальная основа демократического, авторитарного и то­талитарного политических режимов.

Тематика рефератов (докладов) и комментариев

► Роль политических знаний, навыков и умений в профес­сиональной деятельности выпускника вуза.

► Творческий вклад Аристотеля в науку о политике (анализ трактата «Политика»).

► Методы политических исследований.

► Политическая наука в Беларуси.

► Принципы ограничения политической власти и ее рас­пределения между субъектами властных отношений

► Политика и наука: особенности взаимодействия.

► Соотношение целей и средств политики (по произведе­нию Я. Макиавелли «Государь»).

► М. Вебер о политике как призвании и профессии.

► Политическая власть и оппозиция (по фрагментам про­изведений Д. С. Милля и Б. Я. Чичерина).

► Политическая система: механизм функционирования (по фрагментам произведений Д. Истона и Г. Алмонда).

► Демократическая политическая система: характерные черты (по фрагментам произведений Я. Я. Новгородцева, Я. Шумпетера и А. Д. Токвиля).

► Политическая система в Республике Беларусь: стадии становления и развития.

Ключевые категории для усвоения

Тема 1.

Политология как наука и учебная дисциплина

Политическая сфера, политическая жизнь, политология, по­литическая философия, политическая социология, политическая история, политическая психология, политическая семиотика, политическая антропология, геополитика, история политичес­ких учений, политическая география, политическая этика, срав­нительная политология, функции политологии, методы полито­логии, политическая теория, прикладная политология, методоло­гия политической науки, валидность политологического исследо­вания, методологические подходы в политической науке, полити­ческий анализ, закономерности политической сферы.

Тема 2.

Этапы становления и развития политической науки

Тема 3.

Институционализация политической науки в Беларуси

Институционализация политологии, парадигмы политологии, политологические концепции, политологические теории, бихевио­ристская концепция познания политики, веберовская концепция политики, марксистская концепция политики, теория полити­ческой культуры, коммуникативные концепции политики, госу­дарственно-центристский подход к познанию политики, социо- центристский подход к познанию политики.

Тема 4.

Политика как общественное явление

Политика, структура политики, политические интересы, по­литическое сознание, политические отношения, политическая деятельность, функции политики, средства политики, методы политики, политика как искусство, государственная политика, экономическая политика, социальная политика, мировая полити­ка, политиканство.

Тема 5.

Политическая власть

Власть, политическая власть, государственная власть, меха­низм власти, политическое господство, легитимность власти, ресурсы власти, эффективность власти, влияние политическое.

Тема 6.

Структура и функции политической системы

Политическая система, функции политической системы, адаптивность политической системы, структура политической системы, политическая стабильность.

Тема 7.

Демократия и политические режимы

Политический режим, демократия, демократический поли­тический режим, авторитаризм, автократия, тоталитаризм, принуждение (насилие) в политике, диктатура.

РАЗДЕЛ II ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Тема 8

Государство как политический институт

Государство как основной институт политической систе­мы. Концепции происхождения государства.

Признаки, структура и функции государства. Отличие государства от других институтов политической систе­мы.

Формы государственного правления: монархия и рес­публика. Отличительные черты монархии и республики, парламентской, президентской, «смешанной» форм правления.

Формы административно-территориального устройства государства. Особенности унитарного государства, фе­дерации и конфедерации.

Правовое государство. Его основные принципы.

Понятие социального государства.

Правовое государство и гражданское общество. Харак­терные признаки гражданского общества и условия его формирования.

Политические институты — это совокупность ор­ганизационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интере­сы, регулируют общественные отношения.

Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.

Основной, универсальный политический институт, непос­редственно управляющий обществом, — государство. Его орга­ны принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнитель­ная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Аристотель видел в государстве политическое сообщество, союз свободных и равных граждан, воплощение разума, спра­ведливости, красоты и общего благополучия. Напротив, ан­глийский мыслитель Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафа­ном — библейским чудовищем: «Из пасти его выходят пламен­ники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и пе­ред ним бежит ужас...» (Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. — М., 1991. — С. 89).

В развитие концепции государства, изучение его природы и социального назначения внесла весомый вклад плеяда мысли­телей прошлого — Платон, Фома Аквинский, Ж. Боден, Н. Ма­киавелли, И. Кант, Г. Гегель, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Концепции происхождения государства

По-разному в истории политической мысли трактуется воп­рос о происхождении государства. Аристотель полагал, что лю­ди как социальные существа неизбежно образуют общество и его формальную организацию — государство. Государство не­обходимо им как средство защиты личных интересов и дости­жения общего блага.

В Средние века утвердилась теория божественного проис­хождения государства.

В XVII—XVIII вв. возникла теория общественного договора (основоположники Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк). Суть ее в том, что властители и подвластные по обоюдному согласию создали государство, которое бы охраняло и реализовало об­щие интересы. Народ передал правителям определенные пол­номочия и согласился подчиняться их властным распоряже­ниям, а правители приняли обязательство поддерживать об­щественный порядок, предотвращать хаос — «войну всех про­тив всех».

Некоторые теоретики прошлого утверждали, что главная причина возникновения государства — покорение (посред­ством насилия) слаборазвитых народов более сильными в соци­ально-экономическом отношении и воинственными народа­ми. Поэтому оно не имеет права на существование и должно быть уничтожено. Завершенную интерпретацию эта идея полу­чила в теориях анархистов М. Штирнера, П. Пру дона, М. Баку­нина.

В противоположность анархистской концепции, не прием­лющей государство как институт принуждения и неограничен­ной власти, в XIX в. получили распространение идеи Г. Гегеля и Ф. Ницше. Эти теоретики рассматривали государство как могу­щественную (силовую) организацию общества, способную на­дежно защищать человека, управлять совместной жизнедея­тельностью людей. Они называли государство институтом, сто­ящим выше моральных ограничений, прав и свобод отдельной личности.

Согласно марксистской (социально-экономической) кон­цепции, главные причины возникновения государства — об­щественное разделение труда, возникновение классов, непри­миримость классовых взаимоотношений. Государство образо­вал экономически господствующий класс для защиты своих интересов, подавления сопротивления и недовольства угнетае­мых. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. - С. 7).

Возникновение государства как политического института общества обусловили три взаимосвязанных социальных фактора:

1) объективная потребность в интеграции и защите интере­сов общества, публично-правовом, авторитарно-властном ре­гулировании частной и общественной жизни;

2) общественное разделение труда, выделение организаци­онно-управленческой деятельности в относительно самостоя­тельную сферу;

3) дифференциация общества, возникновение частной соб­ственности на средства производства и классовых противоре­чий, утверждение власти экономически господствующего класса.

Концепции государства как политического института

В обществознании получили закрепление разные интерпрета­ции сущности государства, его отношений с обществом.

► Государство — «третейский судья», нейтральный арбитр в обществе: его главная обязанность — обеспечение по­рядка и безопасности каждого гражданина, свободы и цивилизованных отношений на основе законов (либе­ральная концепция).

► Стабильность и безопасность общества способно гаран­тировать только абсолютное и неограниченное государ­ство; люди должны сделать выбор либо в пользу абсолю­тизма, либо анархии (Т. Гоббс).

► Цель государства — надежная охрана «естественных» прав личности: жизни, свободы и собственности. Только конституционная, представительная власть способна ре­ализовать эту цель (Дж. Локк).

► В индустриальном государстве бизнес находится в при­вилегированном положении — оказывает такое влияние на правительство, какое несоизмеримо с влиянием дру­гих групп интересов (теоретики плюрализма Р. Даль, Ч. Линдблом, Дж. К Гэлбрейт).

► Капиталистическое государство — орудие насилия бур­жуазии — экономически господствующего класса над эк­сплуатируемым классом (К.Маркс).

► Государство преследует интересы, не совпадающие с ин­тересами общества; вмешательство правительства (бю­рократии) в экономическую и социальную жизнь угрожа­ет безопасности общества и свободе личности (теорети­ки «новых правых»),

► Современное государство — средство расширения свобо­ды человека и утверждения справедливости (неолибералы, социал -демократы).

Обобщая различные мнения (концептуальные идеи) о причинах возникновения государства, его природе, следует отметить, что государство — продукт, закономерный резуль­тат исторического развития общества. Оно появилось как ор­ганизация, призванная обеспечивать целостность общества, представлять, выражать, защищать и удовлетворять его ин­тересы.Государство есть политическая форма организации («политическая материя») общества. Однако было бы невер­но отождествлять государство с обществом или отдавать при­оритет государству. Государство призвано обслуживать об­щество, а не подчинять его своим интересам, создавать усло­вия для его свободного, демократического развития. Исто­рический опыт свидетельствует, что нарушение гармонии в отношениях между государством и обществом вызывает ос­трые социальные коллизии, нередко влечет за собой распад государства. Такие ситуации вынуждают общество к поиску и легитимизации более совершенных форм государственно­го устройства и политической власти.

Государство —основной институт политической системы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на определен­ной территории и осуществляющий управление обществом с по­мощью специального механизма (системы органов и учрежде­ний).

Структура и признаки государства

Государство как политическая форма организации жизни общества имеет специфическую структуру (см. рис. 2.1).

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений? - student2.ru Рис. 2.1. Структура государства

Государство обладает качественными признаками, которые отличают его от других институтов, образующих политическую систему общества.

► Государство — единая территориальная организация власти (его политическое влияние распространяется на всех членов общества).

► Государство — общность людей, объединенных право­вым союзом (взаимными правами и обязательствами) граждан.

► Государство — инструмент политического господства — располагает специальным механизмом управления об­ществом: постоянно действующими органами и учрежде­ниями, наделенными властными полномочиями и функ­циями.

► Государство — суверенная организация власти (выража­ется в верховенстве государственной власти внутри стра­ны и независимости ее во взаимоотношениях с другими государствами).

► Государство обладает монополией на издание норматив­ных правовых актов, взимание налогов и сборов с населе­ния, применение средств и методов принуждения.

► Государство отличается от гражданского общества. Госу­дарство — выразитель воли и потребностей всех граждан, отвечает за организацию коллективной жизни в обществе и финансируется обществом; гражданское общество — сфера автономных по отношению к государству ассоциа­ций, призванных удовлетворять «частные», групповые интересы.

В начале XXI в. проявляются неблагоприятные тенденции в жизнедеятельности национальных государств, ослабляющих их суверенитет. Они порождены глобализаций (проницаемос­тью границ, экономической взаимозависимостью государств), этническими конфликтами, организованной преступностью, терроризмом, международной конкуренцией, расширением сферы влияния транснациональных корпораций, возникнове­нием сети наднациональных структур. Эти реальности проти­воречиво сказываются на функционировании суверенных го­сударств и нуждаются в обстоятельном политологическом ос­мыслении. Назрела потребность в корректировке традицион­ного понимания идеи верховенства государства на определен­ной территории и его абсолютной независимости во внешней политике. Требует научного объяснения и пропагандируемая концепция «объединенного суверенитета». Выводы науки мо­гут послужить перестройке государственной политики в усло­виях глобализации, более гибкой адаптации ее к необратимым мировым процессам, адекватной реакции национальных ин­ститутов власти на вызовы времени и среды, использование ме­ханизмов управления для защиты национальных интересов и суверенитета.

Функции государства

Государство выполняет внутренние и внешние функции (см. рис. 2.2).

Политическая функция — осуществление властных полно­мочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений? - student2.ru Рис. 2.2. Функции государства

Правовая функция — установление правовых норм, поддер­жание правопорядка и законности в обществе.

Организаторская функция — обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция — стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция — удовлетворение материальных и ду­ховных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция — внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охра­на и обогащение историко-культурного наследия общества, со­вершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции — обеспечение внешней безопасности, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.

Государственное устройство

Государственное устройство — закрепленные в законах формы правления (структура органов власти, порядок их фор­мирования, полномочия, функции, принципы и нормы взаи­моотношений), а также формы административно-территори­ального устройства.

В политологии принято выделять две формы правления — монархию и республику (см. рис. 2.3.1 и 2.3.2).

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений? - student2.ru Рис. 2.3.1. Формы государственного правления

Монархия(от греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой верховную власть концентрирует глава государства — монарх. Эта власть передается по наследству.

Различают монархии — абсолютную (неограниченную) и конституционную (власть монарха ограничивается конститу­цией государства).

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений? - student2.ru

По степени конституционного ограничения полномочий монархии бывают дуалистическими и парламентскими. Осо­бенности дуалистической монархии: парламент издает законы, утверждает бюджет; монарх назначает и смещает кабинет ми­нистров, обладает правом вето в отношении решений парла­мента, наделен некоторыми исполнительными, законодатель­ными, представительскими полномочиями. Характерный при­знак парламентской монархии: монарх выполняет преимущес­твенно представительские функции.

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — фор­ма правления, при которой суверенные права на власть при­надлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большин­ству из них. От имени граждан (народа) управление осущес­твляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Республики бывают парламентскими, президентскими, сме­шанными (парламентско-президентскими). Они отличаются особыми отношениями между исполнительной и законода­тельной ветвями власти, их полномочиями.

К примеру, Германия, Италия, Греция — парламентские республики. Президент является главой государства, но выпол­няет в основном представительские функции. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Оно формируется парламентом и отве­чает перед ним. Премьер-министр в этих странах — первое ли­цо в государстве.

В президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент — независимы во взаимоотношениях. Президент — глава государства и исполнительной власти. В Республике Беларусь Президент является главой государства.

В тех странах, где президент избирается всем населением, он не несет ответственности перед парламентом. Его полномо­чия широки. Президент назначает правительство, не подотчет­ное парламенту. Обладает высшей распорядительной властью. Президент руководит вооруженными силами и администраци­ей. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не вправе распустить парламент. Президент наделен правом отлагательного вето на законопроекты парла­мента. Вето может быть преодолено 2/3 голосов парламентари­ев при повторном голосовании.

Смешанная форма правления — парламентско-президентская республика (Австрия, Португалия, Польша, Франция, Бол­гария, Ирландия). Ее отличие — ответственность правитель­ства перед президентом и парламентом. Для указанных стран характерны сильная президентская власть и в то же время эф­фективный контроль правительства со стороны парламента.

Формы административно-территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация (см.рис. 2.4.)

Эти формы отличаются специфическими признаками.

Унитарное государство характеризуется централизованным управлением, «неделимостью» суверенитета. Административ­но-территориальные образования в его составе не имеют при­знаков собственной государственности. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система выс­ших органов власти.

Унитарными государствами являются Беларусь, Дания, Франция, Швеция, Турция и др. Глобализация усиливает тен­денцию к децентрализации унитарных государств, стимулирует их развитие в направлении федеративных систем (Испания).

Федерация— союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Субъек­ты федерации (республики, штаты, земли, провинции, нацио­нальные образования и т.п.) обладают определенной самостоя­тельностью, властными полномочиями в социально-экономи­ческой и политической сферах, закрепленными в Основном за­коне федерации. Они имеют собственные конституции, зако­нодательные, исполнительные, судебные органы.

Федерациями в настоящее время являются 24 страны: Рос­сия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др. В этих государствах реализуются

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений? - student2.ru Рис. 2.4. Формы административно-территориального устройства государства

принципы самоуправления и раздельного управления на осно­ве распределения полномочий между общенациональными — федеральными органами власти и правительствами субъектов федерации.

Популярность федерализма в мире возрастает. Его элемен­ты используются в унитарных государствах и в наднациональ­ных образованиях (например, в Европейском Союзе, СНГ и других региональных интеграционных объединениях).

Конфедерация— добровольное, относительно стабильное объединение (союз) самостоятельных государств. Создается для осуществления экономических, военных и других задач, отвеча­ющих национальным интересам. Суверенные государства для достижения своих общих целей образуют консультативные или координирующие органы. Они имеют независимый, равный статус и обладают правом выхода из конфедерации.

Характеризуется неустойчивостью и неадекватной ожида­ниям эффективностью. Конфедеративные объединения функ­ционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ, Европейского Союза.

Отличительные черты правового государства

В настоящее время проявляются две негативные тенденции в развитии государственности — усиление исполнительной влас­ти (включая и президентскую власть) и ослабление представи­тельной, судебной властей; углубление процесса бюрократиза­ции управленческого аппарата (рост численности служащих госаппарата, отрыв его от интересов общества, консерватизм, коррупция, карьеризм, безответственность, пренебрежение су­ществом дела ради соблюдения формальностей). Эти несовмес­тимые с демократией тенденции порождают социальные проти­воречия и коллизии. Жизнь требует более высокого качества уп­равления обществом, повышения уровня профессионализма политиков и бюрократии, демократизации взаимоотношений государственного аппарата с обществом и личностью.

Отмеченные негативные явления тормозят позитивную эволюцию государства, его превращение в надежного защит­ника и проводника интересов общества. Идеал современного общества — истинно демократическая и социально эффектив­ная государственная власть. Оно стремится воплотить в жизнь идеи о правовом государстве, сформулированные политичес­кой и юридической наукой.

Правовое государство — тип государства, последовательно воплощающего принцип верховенства права и демократических норм взаимоотношений с личностью и гражданским обществом.

Его характерные признаки:

► приоритет прав личности; равная ответственность и обя­занность государства перед гражданином и гражданина перед государством;

► верховенство гуманных законов; разрешено все, что не запрещено законом;

► сфера отношений между государством, личностью и об­ществом регулируется демократическими нормами само­управления, свободной инициативы граждан;

► разделение властей, общественный контроль за их функ­ционированием;

► социальная основа государства — зрелое гражданское об­щество.

Только правовое государство способно преодолеть отчужде­ние граждан от политической власти и управления обществом, гарантировать и в полном объеме реализовать права и свободы личности.

Небезынтересно отметить, что категория «правовое госу­дарство» отсутствует в большинстве конституций западных стран. На конституционном уровне это понятие впервые было зафиксировано в Основном законе ФРГ (1949 г.) и в Конститу­ции Испании (1978 г.) — в странах, где ранее господствовали фашистские режимы.

Социальная основа и необходимая предпосылка правового государства — гражданское общество.

Гражданское общество — совокупность межличностных от­ношений и самоуправляемых общественных ассоциаций, которые функционируют в рамках «правового поля» государства, без его непосредственного вмешательства и финансирования.

Характерные признаки зрелого гражданского общества:

► демократизм социальных отношений;

► законопослушание граждан;

► высокий уровень политической культуры и ответствен­ности личности за свое поведение;

► развитая система добровольных, самоуправляемых об­щественных объединений;

► эффективный социальный контроль институтов власти.

Гражданское общество неразрывно связано с правовым госу­дарством. Основополагающие принципы их жизнедеятельнос­ти — верховенство закона, реальное обеспечение прав и свобод граждан, равная взаимная ответственность общества, государ­ства и личности.

Становление правового государства и гражданского общес­тва предполагает глубокие качественные перемены в условиях и качестве жизни каждого человека, повышение его материаль­ного благосостояния и культурного уровня. Именно поэтому сегодня широко используется политиками и закреплено в зако­нах многих государств (включая и Беларусь) новое понятие «социальное государство».

Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гаранти­рующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.

Прообраз такого государства мы наблюдаем на европейском континенте.

Западные страны в XX в. значительно продвинулись вперед в сфере обеспечения гарантированного минимального дохода для малообеспеченных слоев населения. Внедрена прогрессив­ная система налогов, благодаря которой часть доходов, получа­емых богатыми, перераспределяется в пользу малообеспечен­ных граждан. Это смягчает социальное неравенство и укрепля­ет общественно-политическую стабильность.

В последнее десятилетие в теоретические представления о социальном государстве внесены существенные коррективы. Оно рассматривается некоторыми западными политиками как государство «всеобщего благоденствия» с более высокими, чем в недалеком прошлом, стандартами материального и духовного благополучия граждан. Европейские государства ориентиру­ются на проведение активной социальной политики. Речь идет о долговременной политической стратегии, направленной на обеспечение всем членам общества достойного уровня и качес­тва жизни.

Тема9

Институты государственной власти Республики Беларусь

Республика Беларусь — унитарное демократическое со­циальное правовое государство. Структура государ­ственной власти. Принцип разделения властей и его зна­чение. Конституционные полномочия и функции прези­дента, законодательной, исполнительной и судебной власти. Роль контрольно-надзорных органов государ­ственной власти. Местное управление и самоуправле­ние.

Характерные черты современной белорусской государ­ственности.

Дата рождения современного белорусского госу­дарства — 27 июля 1990 г. В этот день Верховным Советом стра­ны была принята Декларация о государственном суверенитете. Беларусь обрела реальную возможность самостоятельно опре­делять свою внутреннюю и внешнюю политику. Обретение на­циональной независимости после распада СССР означало вер­ховенство государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов и внешней политики.

В 1990-е гг. разработаны и введены в действие Конституция Республики Беларусь, многочисленные нормативные право­вые акты, регулирующие общественные отношения. Они обес­печили легитимизацию государственной власти, верховенство законов республики на ее территории, юридическое закрепле­ние полномочий государственного аппарата, института граж­данства, государственной символики (герба, флага, гимна), ох­рану государственной границы, создание Вооруженных Сил, органов государственной и общественной безопасности. Были учреждены финансово-кредитная система, налоговая и тамо­женная службы государства.

Республика Беларусь — унитарное демократическое социаль­ное правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Бела­русь). После провозглашения независимости в стране осущес­твляются преобразования в экономической, политической, со­циальной и духовно-идеологической сферах.

Какова структура государственной власти в Республики Бе­ларусь (см. рис. 2.5)?

Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены фун­кции и полномочия в управлении обществом.

Государственная власть в Республике Беларусь распределя­ется между тремя независимыми ветвями — законодательной,

Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений? - student2.ru Рис. 2.5. Институты государственной власти Республики Беларусь

исполнительной и судебной. Государственные органы в преде­лах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6 Конституции Республики Беларусь).

Эффективность функционирования ветвей власти достига­ется при координирующей роли Главы государства. Полити­ко-идеологическая платформа их деятельности — ценности правовой государственности и народовластия.

Суть политико-идеологической ориентации институтов го­сударства выразил Президент Республики Беларусь А.Г. Лука­шенко: «Власть не может возвышаться и господствовать над об­ществом, а наоборот, она должна быть подчиненной обществу, контролируемой им» (Послание Президента Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Бела­русь. — Мн., 2001. — С. 35).

Президент Республики Беларусь

Является Главой государства, гарантом Конституции стра­ны, прав и свобод граждан.

Ключевые политико-идеологические функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства, гарантий реализации его внутренней и внешней политики, преемственности и взаи­модействия властных институтов; представительство государ­ственных интересов в системе международных отношений.

Порядок избрания и компетенция Президента, его осво­бождения и смещения закреплены в Главе 3 раздела IV Консти­туции Республики Беларусь (ст. 79—89).

Законодательная власть

Законодательная власть — это система полномочий и пред­ставительных органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Высший орган представительной и законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Пала­ты представителей и Совета Республики. Состав Палаты пред­ставителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты пред­ставителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска изби­раются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Прези­дентом Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полно­мочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства.

Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Пала­ты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Пра­вительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.

Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Палата представителей избирает из своего состава Предсе­дателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководи­тели Парламента ведут заседания и ведают внутренним распо­рядком палат.

При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, могут создаваться временные комис­сии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, постоян­ные (и временные) комиссии.

Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотре­ния законопроектов, принятия законов, основные формы дея­тельности Палаты представителей и Совета Республики за­креплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Бела­русь (ст. 90—105).

Исполнительная власть

Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществле­ние внутренней и внешней политики государства.

Высший орган исполнительной власти — правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют мест­ные исполнительно-распорядительные органы.

Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правитель­ство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответ­ственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 106 Конституции Респуб­лики Беларусь).

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Основные функции Правительства:

► руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления и других органов исполнитель­ной власти;

► разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и принятие мер по их реализации;

► проведение единой государственной политики;

► разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении;

► принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью;

► организация управления государственной собственнос­тью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

На региональном уровне исполнительно-распорядитель­ные функции выполняют областные, районные, городские, по­селковые, сельские исполкомы.

Судебная власть

Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов.

Структура судебных органов: Конституционный Суд Рес­публики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хо­зяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные су­ды).

Задачи судебных органов: защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и госу­дарства;— правовое, гражданское воспитание.

Основные принципы правосудия: независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе; гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемо­му права на защиту; обязательность судебных актов для всех ор­ганизаций и граждан; неприкосновенность судей.

Контроль конституционности нормативных актов в госу­дарстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Контрольно-надзорные государственные органы

К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государ­ственного контроля.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы про­куратуры: Прокуратура Республики Беларусь, областные, го­родские, районные, специализированные (транспортная, во­енная).

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, ис­полнения актов Президента, Правительства и других государ­ственных органов осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Наши рекомендации