Какой метод политологии позволяет выявлять особенности однотипных политических явлений?
□ а) исторический;
□ б) институциональный.
□ в) сравнительный.
1.7. В чем проявляется инструментальная функция политологии?
□ а) в познании субъектов политики;
□ б) в обобщении политического опыта;
□ в) в обосновании средств и способов политических изменений.
1.8. Закономерности политологии выражают:
□ а) методы политических действий;
□ б) нормы политических отношений;
□ в) взаимосвязи политических явлений, политики и общества.
1.9.3акон политического развития характеризует:
□ а) процесс эволюции политических идей;
□ б) перемены в политическом управлении;
□ в) политические изменения в обществе.
1.10. Источником и двигателем перемен в политической жизни являются:
□ а) политические традиции;
□ б) материальные ресурсы и возможности общества;
□ в) субъекты политики, их интересы и отношения.
1.11. Категории политологии представляют собой:
□ а) законы политической сферы;
□ б) методологию познания политики;
□ в) общепризнанные в науке понятия.
1.12. Сущность политики заключается:
□ а) в соперничестве политических лидеров;
□ б) в борьбе предпринимателей за экономическое господство;
□ в) в управлении обществом, удовлетворении интересов граждан.
1.13. Происхождение политики обусловлено:
□ а) духовными интересами людей;
□ б) возникновением классов и государства;
□ в)потребностями общественного развития.
1.14. Почему политика является сферой конкурентного взаимодействия ее субъектов?
□ а) в политике участвуют люди с различными характерами;
□ б) граждане не удовлетворены поведением правительства;
□ в) субъекты политики стремятся к обладанию государственной властью.
1.15. Научный анализ политики предполагает ее рассмотрение:
□ а) как средства межличностного общения;
□ б) как сферы конфликтного противоборства антагонистических классов;
□ в) как системы политико-властных отношений в обществе.
1.16. Высшей формой политической власти является:
□ а) власть общественных организаций;
□ б) власть политической элиты;
□ в) власть государства.
1.17. Политическая система — это:
□ а) политический курс государства;
□ б) политические отношения в обществе;
□ в) институционально-властный механизм управления обществом.
1.18. Политический режим в каждой стране сочетает два противоположных принципа управления обществом:
□ а) тоталитаризма и плюрализма;
□ б) убеждения и принуждения;
□ в) авторитарности и демократизма.
1.19. Какой тип демократии предполагает непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации политических решений?
□ а) плебисцитарная;
□ б) представительная;
□ в) прямая.
Проблемные задачи для осмысления и решения
1.20. Значение политологии для вас как гражданина Республики Беларусь.
1.21. Методы политологии, позволяющие оценить политическое поведение студенческой молодежи.
1.22. Прокомментируйте (с пояснительными и критическими замечаниями) суждение одного из мыслителей прошлого:
а) Государь, если он желает «сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности» (Н. Макиавелли).
б) «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, <...>— до тех пор государство не избавится от зол» (Платон).
в) Люди объединяются ради взаимной пользы. И государственное общение направлено на достижение общей пользы. «Пользу же имеют в виду и законодатели, говоря, что справедливо то, что полезно для всех» (Аристотель).
г) «Я желаю, чтобы в государстве на первом месте была верховная царская власть, затем, чтобы известная доля власти была предоставлена первейшим гражданам и чтобы, наконец, некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа» (А/. Т. Цицерон).
д) «Мы делим человечество на два рода людей: первый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой — из тех, кто живет согласно божественной воле. Мы также называем эти два рода государствами: т.е. двумя сообществами человеческих существ, одному из которых предназначено царствовать в вечности с Богом, другому — подвергаться вечному наказанию вместе с дьяволом» (Августин Блаженный).
е) «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти (законодательная, исполнительная и судебная. — авт.) могли бы взаимно сдерживать друг друга» (Ш. Л. Монтескье).
1.23. Прокомментируйте один из тезисов, отражающих развитие политической мысли России в XIX — начале XX в.:
а) теоретическое обоснование дворянского либерализма и умеренных социальных реформ;
б) разработка теорий, защищавших незыблемость самодержавия, собственность помещиков, крепостное право (консерватизм)',
в) обоснование особого исторического пути России (славянофилы А. С. Хомяков, братья Киреевские, И. С. Аксаков и др.);
г) невозможность преобразования России без усвоения исторических достижений Западной Европы (западники А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Ю. П. Огарев и др.)-,
д) радикальное переустройство российского общества — задача рабочего класса и его главного союзника — крестьянства (социал -демократы)',
е) развитие идеи правового государства (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский и др.).
1.24. Политическая мысль Беларуси формировалась под влиянием российской и европейской культур, но имела свои особенности. Осмыслите предлагаемые вопросы, сформулируйте и аргументируйте ответ на один из них (по своему выбору):
а) С именами каких христианских просветителей XII в. традиционно связывается возникновение белорусской государственности?
б) Какой политический деятель был одним из авторов и главным редактором Третьего (1588 г.) Статута Великого княжества Литовского?
в) Какой политический мыслитель эпохи Возрождения стоял у истоков гуманистического движения в Беларуси?
г) Какие белорусские мыслители XVI—XVIII вв. развивали и пропагандировали идеи борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией?
1.25. Чем объяснить тот факт, что статус политологии как науки и учебной дисциплины был признан в Беларуси только в 1990-е г.?
1.26. Особенности процесса институционализации политологии в Республике Беларусь.
1.27. Почему нынешние преобразования в белорусском обществе невозможны без творческого развития и изучения науки о политике?
1.28. Механизмы влияния политики демократического государства на экономическую жизнь общества.
1.29. Последствия нечеткого разграничения или «смешения» функций политики и права.
1.30. Какие представления о взаимоотношениях политики и морали сформировались в истории политической мысли?
1.31. Особенности тоталитарной, анархистской, либеральной и кейнсианской концепций о «границах» политики.
1.32. Если в обществе нарастают социальная напряженность и конфликтность, то какие функции политика выполняет неудовлетворительно?
1.33. Охарактеризуйте политическую власть как систему социальных отношений «господства—подчинения».
1.34. Сущность категории «политическое господство».
1.35. Чем обусловливается авторитет политической власти?
1.36. Почему бесперспективно использование насилия в качестве основного метода сохранения и укрепления политической власти?
1.37. Смысл понятий «легитимность» и «легальность» власти.
1.38. Тип легитимности верховной политической власти в современной Беларуси.
1.39. Что обеспечивает «воспроизводство» легитимности государственной власти?
1.40. Факторы (условия) стабильности политической системы.
1.41. Какие признаки политической системы позволяют определить, насколько она прогрессивна или консервативна?
1.42. Действия политической системы общества, обеспечивающие ее стабильность, доверие граждан.
1.43. Общие и специфические черты авторитарного и тоталитарного политических режимов.
1.44. Критерии определения типа политического режима в той или иной стране.
1.45. Социальная основа демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.
Тематика рефератов (докладов) и комментариев
► Роль политических знаний, навыков и умений в профессиональной деятельности выпускника вуза.
► Творческий вклад Аристотеля в науку о политике (анализ трактата «Политика»).
► Методы политических исследований.
► Политическая наука в Беларуси.
► Принципы ограничения политической власти и ее распределения между субъектами властных отношений
► Политика и наука: особенности взаимодействия.
► Соотношение целей и средств политики (по произведению Я. Макиавелли «Государь»).
► М. Вебер о политике как призвании и профессии.
► Политическая власть и оппозиция (по фрагментам произведений Д. С. Милля и Б. Я. Чичерина).
► Политическая система: механизм функционирования (по фрагментам произведений Д. Истона и Г. Алмонда).
► Демократическая политическая система: характерные черты (по фрагментам произведений Я. Я. Новгородцева, Я. Шумпетера и А. Д. Токвиля).
► Политическая система в Республике Беларусь: стадии становления и развития.
Ключевые категории для усвоения
Тема 1.
Политология как наука и учебная дисциплина
Политическая сфера, политическая жизнь, политология, политическая философия, политическая социология, политическая история, политическая психология, политическая семиотика, политическая антропология, геополитика, история политических учений, политическая география, политическая этика, сравнительная политология, функции политологии, методы политологии, политическая теория, прикладная политология, методология политической науки, валидность политологического исследования, методологические подходы в политической науке, политический анализ, закономерности политической сферы.
Тема 2.
Этапы становления и развития политической науки
Тема 3.
Институционализация политической науки в Беларуси
Институционализация политологии, парадигмы политологии, политологические концепции, политологические теории, бихевиористская концепция познания политики, веберовская концепция политики, марксистская концепция политики, теория политической культуры, коммуникативные концепции политики, государственно-центристский подход к познанию политики, социо- центристский подход к познанию политики.
Тема 4.
Политика как общественное явление
Политика, структура политики, политические интересы, политическое сознание, политические отношения, политическая деятельность, функции политики, средства политики, методы политики, политика как искусство, государственная политика, экономическая политика, социальная политика, мировая политика, политиканство.
Тема 5.
Политическая власть
Власть, политическая власть, государственная власть, механизм власти, политическое господство, легитимность власти, ресурсы власти, эффективность власти, влияние политическое.
Тема 6.
Структура и функции политической системы
Политическая система, функции политической системы, адаптивность политической системы, структура политической системы, политическая стабильность.
Тема 7.
Демократия и политические режимы
Политический режим, демократия, демократический политический режим, авторитаризм, автократия, тоталитаризм, принуждение (насилие) в политике, диктатура.
РАЗДЕЛ II ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Тема 8
Государство как политический институт
Государство как основной институт политической системы. Концепции происхождения государства.
Признаки, структура и функции государства. Отличие государства от других институтов политической системы.
Формы государственного правления: монархия и республика. Отличительные черты монархии и республики, парламентской, президентской, «смешанной» форм правления.
Формы административно-территориального устройства государства. Особенности унитарного государства, федерации и конфедерации.
Правовое государство. Его основные принципы.
Понятие социального государства.
Правовое государство и гражданское общество. Характерные признаки гражданского общества и условия его формирования.
Политические институты — это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения.
Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.
Основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом, — государство. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).
Аристотель видел в государстве политическое сообщество, союз свободных и равных граждан, воплощение разума, справедливости, красоты и общего благополучия. Напротив, английский мыслитель Т. Гоббс сравнивал государство с Левиафаном — библейским чудовищем: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас...» (Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. — М., 1991. — С. 89).
В развитие концепции государства, изучение его природы и социального назначения внесла весомый вклад плеяда мыслителей прошлого — Платон, Фома Аквинский, Ж. Боден, Н. Макиавелли, И. Кант, Г. Гегель, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Концепции происхождения государства
По-разному в истории политической мысли трактуется вопрос о происхождении государства. Аристотель полагал, что люди как социальные существа неизбежно образуют общество и его формальную организацию — государство. Государство необходимо им как средство защиты личных интересов и достижения общего блага.
В Средние века утвердилась теория божественного происхождения государства.
В XVII—XVIII вв. возникла теория общественного договора (основоположники Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк). Суть ее в том, что властители и подвластные по обоюдному согласию создали государство, которое бы охраняло и реализовало общие интересы. Народ передал правителям определенные полномочия и согласился подчиняться их властным распоряжениям, а правители приняли обязательство поддерживать общественный порядок, предотвращать хаос — «войну всех против всех».
Некоторые теоретики прошлого утверждали, что главная причина возникновения государства — покорение (посредством насилия) слаборазвитых народов более сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами. Поэтому оно не имеет права на существование и должно быть уничтожено. Завершенную интерпретацию эта идея получила в теориях анархистов М. Штирнера, П. Пру дона, М. Бакунина.
В противоположность анархистской концепции, не приемлющей государство как институт принуждения и неограниченной власти, в XIX в. получили распространение идеи Г. Гегеля и Ф. Ницше. Эти теоретики рассматривали государство как могущественную (силовую) организацию общества, способную надежно защищать человека, управлять совместной жизнедеятельностью людей. Они называли государство институтом, стоящим выше моральных ограничений, прав и свобод отдельной личности.
Согласно марксистской (социально-экономической) концепции, главные причины возникновения государства — общественное разделение труда, возникновение классов, непримиримость классовых взаимоотношений. Государство образовал экономически господствующий класс для защиты своих интересов, подавления сопротивления и недовольства угнетаемых. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. - С. 7).
Возникновение государства как политического института общества обусловили три взаимосвязанных социальных фактора:
1) объективная потребность в интеграции и защите интересов общества, публично-правовом, авторитарно-властном регулировании частной и общественной жизни;
2) общественное разделение труда, выделение организационно-управленческой деятельности в относительно самостоятельную сферу;
3) дифференциация общества, возникновение частной собственности на средства производства и классовых противоречий, утверждение власти экономически господствующего класса.
Концепции государства как политического института
В обществознании получили закрепление разные интерпретации сущности государства, его отношений с обществом.
► Государство — «третейский судья», нейтральный арбитр в обществе: его главная обязанность — обеспечение порядка и безопасности каждого гражданина, свободы и цивилизованных отношений на основе законов (либеральная концепция).
► Стабильность и безопасность общества способно гарантировать только абсолютное и неограниченное государство; люди должны сделать выбор либо в пользу абсолютизма, либо анархии (Т. Гоббс).
► Цель государства — надежная охрана «естественных» прав личности: жизни, свободы и собственности. Только конституционная, представительная власть способна реализовать эту цель (Дж. Локк).
► В индустриальном государстве бизнес находится в привилегированном положении — оказывает такое влияние на правительство, какое несоизмеримо с влиянием других групп интересов (теоретики плюрализма Р. Даль, Ч. Линдблом, Дж. К Гэлбрейт).
► Капиталистическое государство — орудие насилия буржуазии — экономически господствующего класса над эксплуатируемым классом (К.Маркс).
► Государство преследует интересы, не совпадающие с интересами общества; вмешательство правительства (бюрократии) в экономическую и социальную жизнь угрожает безопасности общества и свободе личности (теоретики «новых правых»),
► Современное государство — средство расширения свободы человека и утверждения справедливости (неолибералы, социал -демократы).
Обобщая различные мнения (концептуальные идеи) о причинах возникновения государства, его природе, следует отметить, что государство — продукт, закономерный результат исторического развития общества. Оно появилось как организация, призванная обеспечивать целостность общества, представлять, выражать, защищать и удовлетворять его интересы.Государство есть политическая форма организации («политическая материя») общества. Однако было бы неверно отождествлять государство с обществом или отдавать приоритет государству. Государство призвано обслуживать общество, а не подчинять его своим интересам, создавать условия для его свободного, демократического развития. Исторический опыт свидетельствует, что нарушение гармонии в отношениях между государством и обществом вызывает острые социальные коллизии, нередко влечет за собой распад государства. Такие ситуации вынуждают общество к поиску и легитимизации более совершенных форм государственного устройства и политической власти.
Государство —основной институт политической системы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на определенной территории и осуществляющий управление обществом с помощью специального механизма (системы органов и учреждений).
Структура и признаки государства
Государство как политическая форма организации жизни общества имеет специфическую структуру (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Структура государства |
Государство обладает качественными признаками, которые отличают его от других институтов, образующих политическую систему общества.
► Государство — единая территориальная организация власти (его политическое влияние распространяется на всех членов общества).
► Государство — общность людей, объединенных правовым союзом (взаимными правами и обязательствами) граждан.
► Государство — инструмент политического господства — располагает специальным механизмом управления обществом: постоянно действующими органами и учреждениями, наделенными властными полномочиями и функциями.
► Государство — суверенная организация власти (выражается в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее во взаимоотношениях с другими государствами).
► Государство обладает монополией на издание нормативных правовых актов, взимание налогов и сборов с населения, применение средств и методов принуждения.
► Государство отличается от гражданского общества. Государство — выразитель воли и потребностей всех граждан, отвечает за организацию коллективной жизни в обществе и финансируется обществом; гражданское общество — сфера автономных по отношению к государству ассоциаций, призванных удовлетворять «частные», групповые интересы.
В начале XXI в. проявляются неблагоприятные тенденции в жизнедеятельности национальных государств, ослабляющих их суверенитет. Они порождены глобализаций (проницаемостью границ, экономической взаимозависимостью государств), этническими конфликтами, организованной преступностью, терроризмом, международной конкуренцией, расширением сферы влияния транснациональных корпораций, возникновением сети наднациональных структур. Эти реальности противоречиво сказываются на функционировании суверенных государств и нуждаются в обстоятельном политологическом осмыслении. Назрела потребность в корректировке традиционного понимания идеи верховенства государства на определенной территории и его абсолютной независимости во внешней политике. Требует научного объяснения и пропагандируемая концепция «объединенного суверенитета». Выводы науки могут послужить перестройке государственной политики в условиях глобализации, более гибкой адаптации ее к необратимым мировым процессам, адекватной реакции национальных институтов власти на вызовы времени и среды, использование механизмов управления для защиты национальных интересов и суверенитета.
Функции государства
Государство выполняет внутренние и внешние функции (см. рис. 2.2).
Политическая функция — осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.
Рис. 2.2. Функции государства |
Правовая функция — установление правовых норм, поддержание правопорядка и законности в обществе.
Организаторская функция — обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.
Экономическая функция — стимулирование и регулирование экономической деятельности.
Социальная функция — удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.
Культурно-идеологическая функция — внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.
Внешние функции — обеспечение внешней безопасности, развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.
Государственное устройство
Государственное устройство — закрепленные в законах формы правления (структура органов власти, порядок их формирования, полномочия, функции, принципы и нормы взаимоотношений), а также формы административно-территориального устройства.
В политологии принято выделять две формы правления — монархию и республику (см. рис. 2.3.1 и 2.3.2).
Рис. 2.3.1. Формы государственного правления |
Монархия(от греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой верховную власть концентрирует глава государства — монарх. Эта власть передается по наследству.
Различают монархии — абсолютную (неограниченную) и конституционную (власть монарха ограничивается конституцией государства).
По степени конституционного ограничения полномочий монархии бывают дуалистическими и парламентскими. Особенности дуалистической монархии: парламент издает законы, утверждает бюджет; монарх назначает и смещает кабинет министров, обладает правом вето в отношении решений парламента, наделен некоторыми исполнительными, законодательными, представительскими полномочиями. Характерный признак парламентской монархии: монарх выполняет преимущественно представительские функции.
Республика (от лат. res publica — общественное дело) — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству из них. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.
Республики бывают парламентскими, президентскими, смешанными (парламентско-президентскими). Они отличаются особыми отношениями между исполнительной и законодательной ветвями власти, их полномочиями.
К примеру, Германия, Италия, Греция — парламентские республики. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительские функции. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Оно формируется парламентом и отвечает перед ним. Премьер-министр в этих странах — первое лицо в государстве.
В президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент — независимы во взаимоотношениях. Президент — глава государства и исполнительной власти. В Республике Беларусь Президент является главой государства.
В тех странах, где президент избирается всем населением, он не несет ответственности перед парламентом. Его полномочия широки. Президент назначает правительство, не подотчетное парламенту. Обладает высшей распорядительной властью. Президент руководит вооруженными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не вправе распустить парламент. Президент наделен правом отлагательного вето на законопроекты парламента. Вето может быть преодолено 2/3 голосов парламентариев при повторном голосовании.
Смешанная форма правления — парламентско-президентская республика (Австрия, Португалия, Польша, Франция, Болгария, Ирландия). Ее отличие — ответственность правительства перед президентом и парламентом. Для указанных стран характерны сильная президентская власть и в то же время эффективный контроль правительства со стороны парламента.
Формы административно-территориального устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация (см.рис. 2.4.)
Эти формы отличаются специфическими признаками.
Унитарное государство характеризуется централизованным управлением, «неделимостью» суверенитета. Административно-территориальные образования в его составе не имеют признаков собственной государственности. В таком государстве единая конституция, единое гражданство, единая система высших органов власти.
Унитарными государствами являются Беларусь, Дания, Франция, Швеция, Турция и др. Глобализация усиливает тенденцию к децентрализации унитарных государств, стимулирует их развитие в направлении федеративных систем (Испания).
Федерация— союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий. Субъекты федерации (республики, штаты, земли, провинции, национальные образования и т.п.) обладают определенной самостоятельностью, властными полномочиями в социально-экономической и политической сферах, закрепленными в Основном законе федерации. Они имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы.
Федерациями в настоящее время являются 24 страны: Россия, США, Бразилия, ФРГ, Канада, Австралия, Аргентина, Индия, Австрия, Канада и др. В этих государствах реализуются
Рис. 2.4. Формы административно-территориального устройства государства |
принципы самоуправления и раздельного управления на основе распределения полномочий между общенациональными — федеральными органами власти и правительствами субъектов федерации.
Популярность федерализма в мире возрастает. Его элементы используются в унитарных государствах и в наднациональных образованиях (например, в Европейском Союзе, СНГ и других региональных интеграционных объединениях).
Конфедерация— добровольное, относительно стабильное объединение (союз) самостоятельных государств. Создается для осуществления экономических, военных и других задач, отвечающих национальным интересам. Суверенные государства для достижения своих общих целей образуют консультативные или координирующие органы. Они имеют независимый, равный статус и обладают правом выхода из конфедерации.
Характеризуется неустойчивостью и неадекватной ожиданиям эффективностью. Конфедеративные объединения функционировали в Германии, Швейцарии, США. В сущности, на конфедеративной основе строятся отношения в рамках СНГ, Европейского Союза.
Отличительные черты правового государства
В настоящее время проявляются две негативные тенденции в развитии государственности — усиление исполнительной власти (включая и президентскую власть) и ослабление представительной, судебной властей; углубление процесса бюрократизации управленческого аппарата (рост численности служащих госаппарата, отрыв его от интересов общества, консерватизм, коррупция, карьеризм, безответственность, пренебрежение существом дела ради соблюдения формальностей). Эти несовместимые с демократией тенденции порождают социальные противоречия и коллизии. Жизнь требует более высокого качества управления обществом, повышения уровня профессионализма политиков и бюрократии, демократизации взаимоотношений государственного аппарата с обществом и личностью.
Отмеченные негативные явления тормозят позитивную эволюцию государства, его превращение в надежного защитника и проводника интересов общества. Идеал современного общества — истинно демократическая и социально эффективная государственная власть. Оно стремится воплотить в жизнь идеи о правовом государстве, сформулированные политической и юридической наукой.
Правовое государство — тип государства, последовательно воплощающего принцип верховенства права и демократических норм взаимоотношений с личностью и гражданским обществом.
Его характерные признаки:
► приоритет прав личности; равная ответственность и обязанность государства перед гражданином и гражданина перед государством;
► верховенство гуманных законов; разрешено все, что не запрещено законом;
► сфера отношений между государством, личностью и обществом регулируется демократическими нормами самоуправления, свободной инициативы граждан;
► разделение властей, общественный контроль за их функционированием;
► социальная основа государства — зрелое гражданское общество.
Только правовое государство способно преодолеть отчуждение граждан от политической власти и управления обществом, гарантировать и в полном объеме реализовать права и свободы личности.
Небезынтересно отметить, что категория «правовое государство» отсутствует в большинстве конституций западных стран. На конституционном уровне это понятие впервые было зафиксировано в Основном законе ФРГ (1949 г.) и в Конституции Испании (1978 г.) — в странах, где ранее господствовали фашистские режимы.
Социальная основа и необходимая предпосылка правового государства — гражданское общество.
Гражданское общество — совокупность межличностных отношений и самоуправляемых общественных ассоциаций, которые функционируют в рамках «правового поля» государства, без его непосредственного вмешательства и финансирования.
Характерные признаки зрелого гражданского общества:
► демократизм социальных отношений;
► законопослушание граждан;
► высокий уровень политической культуры и ответственности личности за свое поведение;
► развитая система добровольных, самоуправляемых общественных объединений;
► эффективный социальный контроль институтов власти.
Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Основополагающие принципы их жизнедеятельности — верховенство закона, реальное обеспечение прав и свобод граждан, равная взаимная ответственность общества, государства и личности.
Становление правового государства и гражданского общества предполагает глубокие качественные перемены в условиях и качестве жизни каждого человека, повышение его материального благосостояния и культурного уровня. Именно поэтому сегодня широко используется политиками и закреплено в законах многих государств (включая и Беларусь) новое понятие «социальное государство».
Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.
Прообраз такого государства мы наблюдаем на европейском континенте.
Западные страны в XX в. значительно продвинулись вперед в сфере обеспечения гарантированного минимального дохода для малообеспеченных слоев населения. Внедрена прогрессивная система налогов, благодаря которой часть доходов, получаемых богатыми, перераспределяется в пользу малообеспеченных граждан. Это смягчает социальное неравенство и укрепляет общественно-политическую стабильность.
В последнее десятилетие в теоретические представления о социальном государстве внесены существенные коррективы. Оно рассматривается некоторыми западными политиками как государство «всеобщего благоденствия» с более высокими, чем в недалеком прошлом, стандартами материального и духовного благополучия граждан. Европейские государства ориентируются на проведение активной социальной политики. Речь идет о долговременной политической стратегии, направленной на обеспечение всем членам общества достойного уровня и качества жизни.
Тема9
Институты государственной власти Республики Беларусь
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство. Структура государственной власти. Принцип разделения властей и его значение. Конституционные полномочия и функции президента, законодательной, исполнительной и судебной власти. Роль контрольно-надзорных органов государственной власти. Местное управление и самоуправление.
Характерные черты современной белорусской государственности.
Дата рождения современного белорусского государства — 27 июля 1990 г. В этот день Верховным Советом страны была принята Декларация о государственном суверенитете. Беларусь обрела реальную возможность самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Обретение национальной независимости после распада СССР означало верховенство государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов и внешней политики.
В 1990-е гг. разработаны и введены в действие Конституция Республики Беларусь, многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения. Они обеспечили легитимизацию государственной власти, верховенство законов республики на ее территории, юридическое закрепление полномочий государственного аппарата, института гражданства, государственной символики (герба, флага, гимна), охрану государственной границы, создание Вооруженных Сил, органов государственной и общественной безопасности. Были учреждены финансово-кредитная система, налоговая и таможенная службы государства.
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь). После провозглашения независимости в стране осуществляются преобразования в экономической, политической, социальной и духовно-идеологической сферах.
Какова структура государственной власти в Республики Беларусь (см. рис. 2.5)?
Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.
Государственная власть в Республике Беларусь распределяется между тремя независимыми ветвями — законодательной,
Рис. 2.5. Институты государственной власти Республики Беларусь |
исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6 Конституции Республики Беларусь).
Эффективность функционирования ветвей власти достигается при координирующей роли Главы государства. Политико-идеологическая платформа их деятельности — ценности правовой государственности и народовластия.
Суть политико-идеологической ориентации институтов государства выразил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Власть не может возвышаться и господствовать над обществом, а наоборот, она должна быть подчиненной обществу, контролируемой им» (Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь. — Мн., 2001. — С. 35).
Президент Республики Беларусь
Является Главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод граждан.
Ключевые политико-идеологические функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства, гарантий реализации его внутренней и внешней политики, преемственности и взаимодействия властных институтов; представительство государственных интересов в системе международных отношений.
Порядок избрания и компетенция Президента, его освобождения и смещения закреплены в Главе 3 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 79—89).
Законодательная власть
Законодательная власть — это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Высший орган представительной и законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом Правительства.
Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.
При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, могут создаваться временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете Республики функционируют президиум, постоянные (и временные) комиссии.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и Совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь (ст. 90—105).
Исполнительная власть
Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Высший орган исполнительной власти — правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют местные исполнительно-распорядительные органы.
Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).
Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Основные функции Правительства:
► руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
► разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
► проведение единой государственной политики;
► разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
► принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
► организация управления государственной собственностью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).
На региональном уровне исполнительно-распорядительные функции выполняют областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Судебная власть
Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.
Структура судебных органов: Конституционный Суд Республики Беларусь; общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные суды).
Задачи судебных органов: защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;— правовое, гражданское воспитание.
Основные принципы правосудия: независимость судей и их подчинение только закону; коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе; гласность судебного разбирательства; обеспечение обвиняемому права на защиту; обязательность судебных актов для всех организаций и граждан; неприкосновенность судей.
Контроль конституционности нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Контрольно-надзорные государственные органы
К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы прокуратуры: Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные, специализированные (транспортная, военная).
Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.