Архивы югославии
Устройство и управление архивным делом в Югославии во многом отличается от организации его в других социалистических странах. Оно стоит ближе к таким государствам с федеральным устройством, как Австрия. Это старая традиция для Югославии, где и до войны не было единой сети государственных архивов. Поэтому общефедеральное правительство касается лишь самых общих вопросов охраны и организации архивных материалов, предоставляя конкретные мероприятия по формированию сети гос. архивов компетенции властей отдельных республик.
Первые меры по окончании войны, нанесшей архивам страны большой урон, были направлены на охрану, спасение и выявление архивных материалов. Так 20 февраля 1945 г. Национальный комитет освобождения принял постановление об охране памятников старины, в том числе и архивов, которые тем самым были взяты под защиту государства, запрещался, в частности, их вывоз за границу. Вслед за тем, 26 марта 1948 г. было издано распоряжение о временном обеспечении сохранности архивных материалов. На государственные архивы республик возлагались обязанности по выявлению, сбору и приведению в порядок документальных материалов и контроль за сохранностью материалов, находящихся в архивных учреждениях ив других местах (к этому времени возобновили свою деятельность существовавшие до войны государственные архивы). Наконец общий закон об архивах был принят в январе 1950 г. В нем снова подтверждалось, что архивные материалы, где в чьем бы распоряжении они ни были, находятся под охраной государства. Закон предусматривал развитие сети гос. архивов, начиная с общефедерального архива и архивов отдельных народных республик (фактически ужесуществовавших), а также местных архивов, создаваемых народными комитетами, и кончая ведомственными и общественными архивами, создаваемыми с разрешения правительства. В то же время, и до и после 1950 г. приняли постановления об архивах правительства отдельных республик. Новый общий закон об архивных материалах был принят в 1963 г. Главной идеей его снова является охрана государством его законами архивных материалов. Архивные материалы определяются как "все документальные материалы, оригинальные и воспроизведенные (рукописи, рисунки, чертежи, оттиски, кинофотодокументы и др.), имеющие историческое, научное, общественное и культурное значение, возникшие в процессе деятельности государственных учреждений, существовавших на территории СФРЮ, а также общественно-политических объединений, предприятий, организаций, юридических и частных лиц, независимо от времени происхождения, техники и способа воспроизведения этих материалов. Это определение на первый взгляд совпадает с формулировками понятия государственного архивного фонда в законодательстве других социалистических стран. Однако под термином «архивные материалы» закон понимает лишь материалы, находящиеся в государственных архивах. Встатье 3 закона дается определение другой группы документальных материалов: это «материалы регистратур», которые соответствуют нашим архивам действующих учреждений. Документальные материалы регистратур составляет рукописи, фотографии, фонозаписи, документы, изготовленные каким-либо другим способом, книги и картотеки по учету документальных материалов, принятых на хранение и возникших в результате деятельности общественно-политических организаций и их органов, предприятий и учреждений, являющихся необходимыми в текущей работе и не сданные на постоянное хранение в архивы. 0днако, как архивные материалы, так и материалы регистратур являются общественной собственностью, не подлежат отчуждению и "охраняются законом независимо от того, кому они принадлежат, у кого находятся и взяты ли они на учет". Таким образом, можно считать, что и те и другие в совокупности составляют то, что в других странах называется государственным архивным фондом и, таким образом, основные правовые понятия здесь совпадают. Но существенное отличие составляет то, что в других социалистических странах существует специальный исполнительный орган, который осуществляет руководство и несет ответственность по отношению ко всему ко всему государственному архивному фонду в целом, в СФРЮ такой орган отсутствует. Хранение архивных материалов и все виды работ над ними осуществляют архивы (имеются в виду гос. архивы), куда материалы передаются в сроки от 5 до 30 лет от момента их возникновения. Статья 6 предусматривает к архивным материалам свободный доступ с целью их использования, но статья 8 говорит о том, что "в целях обеспечения общественных интересов законом могут быть ограничены права юридических и частных лиц в вопросах использования документальных материалов архивов и регистратур". Одновременно с законом, рассмотренным выше, правительством СФРЮбыл принят «Закон об архивном совете Югославии», создаваемом «в целях организации работ и обсуждения вопросов, касающихся обеспечения сохранности архивных материалов, находящихся в ведении федерации». Архивный совет утверждает единые правила учета и отбора на хранение в архивы материалов из регистратур. Архивный совет выносит на обсуждение вопросы, представляющие общий интерес и касающиеся обеспечения сохранности документов и применение различных методов в этой области, а также дает рекомендации и высказывает свое мнение учреждениям, на которые возложена задача обеспечения сохранности архивных материалов. В состав Совета входит председатель, назначенный Союзным исполнительным вече, и 22 члена, делегируемые республиканскими исполнительными вечами, а так же Союзом архивистов Югославии, некоторыми центральными ведомствами и научными институтами.
О сети гос. архивов Югославии приходится говорить лишь условно, поскольку она не составляет единой системы с централизованным управлением. Однако в их организации, номенклатуре и размещении существует определенное единообразие. Материалы учреждений общефедерального значения хранит «Архив Югославии» в Белграде, основанный в 1950 г., как государственный архив ФНРЮ и несколько реформированный новым законом 1963 г. По статье 2закона «в состав архивных материалов, представляющих общегосударственный интерес, входят: архивные материалы центральных государственных органов, центральных учреждений и центральных органов общественно-политических и других организаций довоенной Югославии, архивные материалы органов федерации, организаций, выполняющих общесоюзные функции, союзных органов общественно-политических и других организаций, а также архивные материалы физических и юридических лиц, чья деятельность имеет общегосударственное значение». Архив Югославии ведет учет материалов, находящихся в общефедеральных учреждениях и имеет право периодически производить проверку условий их хранения. Архив Югославии подчинен Союзному секретариату по вопросам просвещения и культуры. Управление архивом осуществляют совет архива, правление и директор. Члены Совета выбираются рабочим коллективом архива, а правление является его исполнительным органом. Подобное совмещение в управлении архивом совета архива и директора, назначаемого свыше, характерно для гос. архивов Югославии всех ступеней. Архив Югославии хранит материалы с 1918 г., т.е. со времени образования королевства Югославии; сейчас в архиве уже довольно много и материалов послевоенного периода.
Каждая республика Югославии имеет свои государственные и местные архивы. Они подчиняются соответствующим органам просвещения и культуры. Гос. архив Сербии находится в Белграде. Он был основан в 1900 г. (см. выше). Поскольку не сохранилось архивов древнего Сербского княжества, а также местных турецких учреждений по управлению Сербией, то материалы архива сравнительно молоды и начинаются с получения Сербией автономии, причем сохранились также неполно. Это материалы законодательных, судебных и административных учреждений княжества, затем королевства Сербии за 1815-1945 гг., некоторые церковные фонды. В дальнейшем архив комплектуется материалами учреждений республики Сербии. Архив автономной провинции Войводины в г. Новы Сад, основанный в 1926 г., хранит материалы несколько постарше - с XVIII в. Кроме того, имеется городской архив Белграда и несколько местных архивов.
Очень богаты архивы Хорватии, хранящие памятники богатой истории входящих в нее городов и земель. Государственный архив республики находится в ее столице Загребе, он основан на базе старого архива сейма, который ведет свою историю с 1643 г. Основную массу старых документов составляют дела Хорватского сейма, бана, его центральной и местной администрации 1557-1918 гг., еще старше фонд Загребского муниципалитета (1242-1850) и капитула (1201-1900), старейший документ архива датируется 969 годом. Более поздние фонды относятся к правительству Хорватии за 1918-1945 гг. и за послевоенное время. Очень интересны гос. архивы Хорватии в городах далматинского побережья. Из них самый древний - архив в Дубровнике, в котором сохранились материалы архивов древней городской республики (1022-1808), французских оккупационных властей (1808-1814), местного и городского управления (1814-1944 гг.). Сходный характер носят гос. архивы в гг. Риеке и Задаре, возникших тоже как городские республики, но в XV в. подпавших под власть Венеции. В них сохранились остатки городских архивов (с XIII в.), венецианской администрации, герцогов Зары, австрийской администрации за 1814-1918 гг., итальянской оккупации Далмации с 1918-1943 гг. и др. Все эти архивы очень важны для истории торговли и мореплавания Адриатики и вообще для истории Средиземноморья в средние века.
Государственный архив Словении создан в Любляне в 1945 г., путем выделения его из состава музея, он хранит коллекции местного исторического общества с XIII в., материалы провинциальных учреждений, Каринтин с начала 16 в. и других местных учреждений. Государственный архив Боснии и Герцеговины в Сараеве хранит материалы XVII-XX вв. Государственный архив Македонии в Скопле отличается значительным количеством сохранившихся документов турецких властей. Государственный архив Черногории в Цетинье хранит материалы с 1870 г., более ранние находятся в музее, но и они немногочисленны, т.к. черногорцы, долго сохранявшие племенной быт, не создали учреждений с обширным делопроизводством. Более старый архив имеется в г. Котор (д.м. с XIV в.), он сходен по характеру с архивами других далматинских городов. В каждой республике имеется большее или меньшее число местных и городских архивов, которые мы здесь не перечисляем. Сложная и своеобразная, часто трагическая история отдельных земель и народов Югославии, государственных и административных организаций, сменявших друг друга властей обусловили и очень сложный состав архивов по языку документов. Кроме национального языка сербов и хорват здесь представлены - латинский, турецкий, итальянский, венгерский, немецкий, местами греческий (Македония) и французский (Далмация).
Кроме гос. архивов, много исторических документов хранится в специальных архивах. Сюда относится ряд военных архивов, основным является архив Военно-исторического института военного ведомства в Белграде, хранящий материалы вооруженных сил Сербии и Югославии с 1817 г. В Любляне находится «Архив войны за национальное освобождение», образованный в 1948 г., его гордость - документы партизанских формирований и организаций периода войны против немецко-фашистских захватчиков. Для истории культуры имеют большое значение архивы Югославской академии наук и искусств Загребе, архив Сербской академии наук в Белграде с филиалом в г. Сремски Карловец, архив общества "Сербская Матица" в г. Новы Сад. Особую систему составляют архивы Союза Коммунистов Югославии.
Таким образом, архивы Югославии очень богаты и интересны. Югославские архивисты ведут большую работу по приведению в порядок, организации использования, созданию справочного аппарата. Однако на этой работе отрицательно сказывается отсутствие единого руководящего научно-методического центра, единых методических пособий и инструкций, единого плана научно-публикаторской работы. Каждый архив решает эти вопросы по своему. Отсюда большая пестрота в принципах организации документальных материалов и составления справочного аппарата, что затрудняет работу исследователей. Целям объединения усилий и обмена опытом служит Союз обществ архивистов ФСРЮ и общества архивистов республик. Это научно-профессиональное объединение организует совещания архивистов, разрабатывает предложения по улучшению архивного дела, издает с 1951 г. журнал "Архивист". Архивы ФСРЮ и связанные с ними научные учреждения, прежде всего Академия наук, ведут значительную публикаторскую работу. Опубликовано много сборников документов, по большей части они посвящены событиям национально-освободительной борьбы периода II мировой войны. Ведется работа над, большими сериями, которые должны дать систематическую публикацию источников по истории народов Югославии с древнейших времен.