Архивное дело в странах Америки
В странах Латинской Америки изменения в архивном деле явились следствием крупнейших политических перемен - образования в результате борьбы за независимость американских колоний Испании и Португалии ряда самостоятельных государств. Эти государства получили в наследство от цветных колониальных властей значительное количество документальных материалов, накопившихся в течение 300 лет их господства. Правда, значительная часть материалов по управлению американскими колониями поступала в метрополии; так в Испании эти материалы откладывались в архивах Высшего индийского совета и министерства колоний, а затем были сконцентрированы в Главном архиве Индий в Севилье. Но и на местах, в архивах учреждений, управлявших колониями, оседали большие массы документов. Архивы правительственных учреждений находились в городах, служивших местом пребывания представителей власти: вице-королей и подчиненных им правителей отдельных областей - генерал-капитанов и губернаторов. Наиболее крупные по объему и важные по политическому значению были архивы вице-королей, непосредственно сносившихся с правительствами метрополий и являвшихся носителями политической, административной и военной власти.
К началу XIX века испанские колонии в Америке составляли 4 вице-королевства: Новая Испания (территория теперешней Мексики), Перу, Ла-Плата (территория Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии) и Новая Гренада (территория Колумбии, Венесуэлы, Эквадора и Панамы). В главных городах вице-королевств - Мехико, Буэнос-Айресе, Лиме, Боготе и Рио-де-Жанейро и сосредоточены были самые крупные архивы. Кроме административных и военных органов, архивные материалы откладывались при финансовых учреждениях -интендантствах и при судебных органах. Помимо этих официальных правительственных органов значительными архивами обладали церковные учреждения и города. Частные архивы существовали, главным образом, в лице фамильных архивов местной землевладельческой знати. Личные архивы представителей испанской и португальской администрации обычно по окончании службы вывозились ими в метрополии.
В отдельных латиноамериканских государствах, образовавшихся после падения колониального режима, судьба старого архивного наследия сложилась по-разному. В крупнейших государствах, унаследовавших и самые важные архивы прежних властей, созданы были главные ("генеральные") государственные архивы, где и сконцентрировано было документальное наследство. С течением времени к старым регистратурам присоединены были и материалы новых, республиканских учреждений. Эти две составные части - "исторический" архив колониального периода и архив новой администрации (республиканский, "национальный") являются характерной чертой государственных архивов латиноамериканских стран, получивших впоследствии общепринятое название национальных архивов. Этиархивы подчинялись одному из ведомств, чаще всего государственному секретариату по иностранным делам.
Раньше всего образовался Главный архив (позднее Генеральный архив) в Буэнос-Айресе, основанный в 1821 г. В основу его был положен архив вице-короля Ла-Платы, самый важный и крупный из подобных архивов, в который еще в XVIII в. переданы были старейшие материалы из первой королевской резиденции в Южной Америке - Лимы. В Генеральном архиве сконцентрированы были также материалы судебных, финансовых и муниципальных учреждений. В дальнейшем он должен был служить и центральным хранилищем для материалов центральных учреждений Аргентинской республики. Последнее намерение выполнено было не полностью, так как значительная часть документальных материалов оседала впоследствии в выраставших ведомственных архивах. В 1823 г. был образован Генеральный архив в Мехико, а в 1838 г. - Имперский архив в Рио-де-Жанейро. В других государствах документальные материалы учреждений колониального периода были переданы, как исторический материал, библиотекам и музеям, частью отдельным новым ведомствам. Возникновение архивов типа центральных относится здесь к более поздним временам, когда накопление материалов действующих учреждений поставило на очередь вопрос об их концентрации; центральные архивы и образовались из соединения этих материалов с древними, сохранившимися в библиотеках. Так в 1868 г. создан Национальный архив в Боготе (Колумбия), а в 1870 г, - в Лиме (Перу). На Кубе Национальный архив в Гаване образован был еще при испанском господстве (в 1857 г.), но самые ценные материалы были вывезены в Испанию и помещены в Главный архив Индий. В других государствах Южной и Центральной Америки такая частичная централизация архивов до I мировой войны не была осуществлена.
Материалы местной колониальной администрации попали в ведение провинциальных учреждений, где благодаря плохим условия хранения значительная часть их была утрачена. Со временем в Бразилии, Мексике и Аргентине были образованы провинциальные архивы, находившиеся, однако, в плохом состоянии благодаря отсутствию образованных работников и материальных средств. Понятно, что архивы в странах Латинской Америки находились всецело в руках привилегированной верхушки белого населения. После образования центральных архивов к их материалам получила известный доступ местная интеллигенция. Угнетенные и обездоленные в экономическоми культурном отношении массы никакого касательства к архивам не имели.
Иначе развивалось архивное дело в Соединенных Штатах Америки. Там образование независимого государства, осуществившееся гораздо раньше, чем в странах Латинской Америки, не имело своим последствием создания центрального архива. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, здесь после войны за независимость не возникло в таких масштабах проблемы организации большого документального наследия. Английские колонии в Северной Америке были значительно моложе и занимали гораздо меньшее пространство. В период колониального владычества Англии управление ее колониями не было так централизованно, не имело единого бюрократического аппарата. Каждая из 13 колоний имела свое особое устройство и форму управления. Деятельность администрации носила локальный характер. Поэтому от нее не осталось таких больших регистратур, имевших общегосударственное значение, как от вице-королей Латинской Америки. С другой стороны, после войны за независимость здесь было принято федеральное устройство, при котором за отдельными штатами сохранилась значительная автономия во внутренних делах; в штатах были созданы правительственные органы в лице конгресса и сената и целая сеть исполнительных органов во главе с губернатором. Администрация отдельных штатов и стала наследницей документальных материалов бывших колониальных властей. Эти материалы частью перешли к новым учреждениям, частью, как исторические памятники, были переданы библиотекам штатов. Также решался и вопрос о материалах, полученных при приобретении США новых территорий, принадлежавших ранее Испании и Франции. (Техас, Луизиана и др.). Таким образом, в США местные архивы значительно старше, чем архивы, отложившиеся при центральных учреждениях; особенно это относится к штатам юго-востока, где колонизация началась в XVI в. Наоборот, в западных штатах, образовавшихся уже в процессе американской колонизации, территории которых еще в первой половине XIX в. считались "диким Западом", документы архивов датируются не ранее XIX в.
Начало систематического отложения материалов центральных учреждений относится к деятельности Континентального конгресса 1774-1789 гг., сохранившееся наследие которого составляет примерно 490 томов. По Конституции 1789 г. в США создается сеть высших и центральных учреждений, в основных своих чертах сохранившаяся и доныне; возникают и их местные органы. В названных учреждениях и вырастала документация общефедерального значения. В первое время архивы центральных учреждений Америки терпели многонеудобств благодаря тому обстоятельству, что до 1800 г. не было постоянной столицы государства. Этопривело к распылению части материалов этого раннего периода, осевших в архивах разных штатов. Наконец с 1800 г. правительство со всеми своими учреждениями водворилось в г. Вашингтоне, округ Колумбия. С этого времени возникают постоянные архивы учреждений. В течение всего периода I мировой войны в США полностью господствовала ведомственная система организации архивов. Никакого центра, объединяющего и контролирующего их деятельность, не было. Правда, время от времени назначались комиссии конгресса для обследования состояния правительственных архивов, обычно под впечатлением пожаров, в течение всего XIX в. наносивших огромный ущерб архивам Вашингтона. Комиссии эти, как правило, констатировали, что архивы находятся в "состоянии, которое не обеспечивает их безопасного хранения и не делает чести нации", и предлагали построить для них специальное здание. Эти предложения не встречали поддержки. Только в 1810 г. были переведены в новое помещение архивы государственного департамента, военного и морского ведомств, но оно вместило лишь небольшое количество материалов. В дальнейшем даже подобных мер больше не принималось. В течение всего этого времени вопрос стоял только в плоскости создания большого и безопасного помещения, собственно говоря, склада для архивных материалов. Не было еще речи о создании государственного архива, как научного учреждения. Это объясняется тем, что правительство рассматривало свои архивы лишь с чисто практической точки зрения, как правовой и справочный материал. Сказались тут и общие позиции исторической науки XIX в., особенно его первой половины, когда "историческими" считались главным образом материалы средневековья или близкие к ним. Архивы же новейшего времени, какими были архивы правительственных учреждений США, рассматривались как придаток администрации, и, вдобавок, были окружены понятием ведомственной тайны. Отдельные документы, за которыми признавалось значение памятников национальной истории, хранились в библиотеке Конгресса, имевшей большое рукописное отделение. В нее, в частности, поступали личные фонды крупнейших политических и культурных деятелей США - Д. Вашингтона, Б. Франклина и др. Однако постепенное признание за частью материалов ведомственных архивов исторического значения привело в некоторых учреждениях (государственный парламент, морское министерство) к созданию особых должностей "исторических советников", которым поручалась организация научных изысканий и надзор за хранением старых документов, которые выделялись из общего состава. Так возникало нечто вроде ведомственных исторических архивов.
Постепенно, однако, и в США получает распространение новый взгляд на архивы, исходящий из понимания их научной ценности и необходимости реформы архивного дела. Пропаганда этого взгляда составляет заслугу научной общественности США. В 1899 г. при Американском историческом обществе была создана Архивная комиссия; среди членов этой комиссии был ряд людей, горячо заинтересованных в сохранении и обработке письменных исторических памятников и лично принимавших участие в организации архивов в тех штатах, где они жили. На конгрессах Исторического общества и заседаниях Архивной комиссии ставились доклады (затем публиковавшиеся в трудах комиссии), освещающие положение архивов в отдельных штатах, постановку архивного дела в странах Европы и Канаде (где ужебыл создан в 1867г. центральный архив), обсуждались вопросы о необходимости и о путях реорганизации архивного дела в самих США.
Деятельность по пропаганде архивного дела проводили и некоторые научные институты, прежде всего, институт Карнеги, издавший в 1894 г. "путеводитель" по правительственным архивам Вашингтона. Пропаганда, поднятая в научных кругах, раньше всего оказала действие на архивное дело в штатах, где интеллигенция ближе стояла к вопросам администрации. Члены Архивной комиссии, бывшие часто членами исторических обществ, руководителями библиотек штатов, старались воздействовать на свое правительство в направлении реорганизации архивного дела и сами заботились о спасении отдельных групп архивного материала, концентрируя их в библиотеках, либо в ведении исторических обществ. В начале XX в. стали сказываться результаты этих усилий. Штаты Новая Англия, Коннектикут, Массачусетс и Род-Айленд специальными законодательными актами призывали усилить надзор над архивами и принять меры к их правильному и безопасному хранению. В 1901 г. в штате Алабама был создан специальный департамент архивов и истории. Это было первое учреждение подобного рода в США, послужившее примером для остальных. Но прогресс продвигался медленно. В законодательстве отдельных штатов господствовал совершенный разнобой. В общем, наметились три способа организации архивов:
1) создание специального учреждения вроде департамента архивов и истории и в его ведении центрального хранилища штата;
2)передача старых материалов учреждений штата в ведение библиотеки штата или местного научного общества;
3) поручение секретарю штата функций контроля над архивами учреждений (такой контроль, конечно, был лишь номинальным); были и такие штаты, где не принималось никаких специальных мер,
Наконец, и Федеральное правительство США признало необходимым предпринять реорганизацию своих архивов. В 1913 г. Конгресс уполномочил нескольких ученых изучить постановку архивного дела в европейских государствах и подготовить проект огнеупорного архивного здания. Вступление США в войну помешало осуществлению этого проекта.