Превентивная дипломатия как средство урегулирования международных конфликтов
Сегодня рост числа социальных конфликтов в мире становится важнейшей проблемой международной безопасности и международных отношений. Международное сообщество все более считает себя ответственным за урегулирование международных конфликтов.
В связи с этим средств традиционной дипломатии в разрешении конфликтов оказывается недостаточно. Для сокращения количества затрачиваемых ресурсов и повышения эффективности урегулирования международных конфликтов разрабатываются новые концепции и методы. Одной из таких концепций является раннее предупреждение конфликтов.
Раннее предупреждение конфликтов основывается на проведении двух видов действий:
1) раннее оповещение конфликта;
2) превентивные действия по его предотвращению.
1. Термин «раннее оповещение» появился из военной науки, но сегодня широко используется учеными и политиками. Под этим термином подразумевается мониторинг важнейших индикаторов конфликта и разработка моделей прогнозирования событий или процессов разрушительного характера, создание сценариев возможного развития конфликтов.
Идея раннего оповещения заключается в создании такой системы, которая бы:
1) постоянно отслеживала основные индикаторы, свидетельствующие о возможных конфликтах;
2) обеспечивала анализ полученной информации;
3) способствовала предотвращению возможных конфликтов и кризисов.
К подобной базе данных должны иметь доступ правительства, международные организации. После сигнала оповещения существует промежуток времени, позволяющий политикам выработать план действий по предотвращению конфликта.
Источники поступления информации для раннего оповещения различны:
1) резиденты национальных государств в других странах (дипломатические представительства и разведка);
2) постоянные миссии международных организаций (ООН, ОБСЕ);
3) неправительственные организации, такие как Международная
Кризисная Группа, «International Alert», «Human Rights Watch»,
«The Refugee Policy Group», «InterAction»;
4) средства массовой информации.
Обработкой информации и выработкой стратегии превентивной дипломатии занимаются различные правительственные агентства по содействию развитию, специальные органы международных правительственных организаций.
Понятие превентивной дипломатии вошло в политический обиход после публикации работы «Повестки дня во имя мира» Генерального секретаря ООН Б.Б. Гали в 1992 г. С того времени термин «превентивная дипломатия» стал лозунгом всех политических подходов к безопасности. В статье Б. Гали сказано, что превентивная дипломатия — это действия, направленные на предотвращение роста разногласий между сторонами, перерастания существующего напряжения в конфликт и ограничение последнего, если он все же имеет место.
Меры, которые может принять предупрежденная о возможном конфликте превентивная дипломатия:
5) визовый контроль;
6) контроль над вооружениями;
4) обсуждение условий международной финансовой помощи и двусторонней помощи.
Раннее предупреждение — весьма эффективный инструмент управления конфликтами, т.к. позволяет сэкономить большое количество ресурсов.
К сожалению, практика успешного предотвращения конфликта с позиций превентивной дипломатии достаточно скудна. Это связано с тем, что раннее предупреждение работает при весьма определенных условиях.
Концепция раннего предупреждения подразумевает, что политики заинтересованы в мирном разрешении и предотвращении конфликта. Но, как показывает практика, это совсем не так. Удачное урегулирование конфликта играет им на руку и повышает популярность того или иного политика.
2. Раннее предупреждение заключается в том, чтобы досконально знать причины и движущие силы конфликта, что помогает его предотвратить.
Так, вооруженные конфликты в Югославии возникали именно потому, что западные государства игнорировали тревожные сигналы о возможности возникновения.
Таким образом, сегодня стратегия раннего предупреждения успешна лишь при соблюдении ряда условий: 1) мир в стране, где существует опасный конфликтный потенциал,
должен иметь большое значение для мирового сообщества;
2) для самих конфликтных сторон мирное урегулирование этнических проблем должно быть предпочтительнее военного решения;
3) серьезность конфликта должна быть осознана на раннем этапе.
Политика превентивной дипломатии — это не просто идеологический выбор. Она не зависит просто от «веры» какой-либо стороны
в мирные взаимоотношения, в возможность избежать политической
катастрофы или каких-либо идеалистических предпочтений. Это
политика для реалистов, которая дается ради эффективности и результативности. Стороны обнаруживают, что они могут увеличить
шансы в деле достижения своих целей при меньших затратах, пре
вращая своих оппонентов в своих союзников и соратников. Это
подразумевает, как при любых переговорах, «покупку» сотрудничества с другой стороной, причем обязательно с учетом своих целей.
Но при этом надо обязательно смотреть вперед и делать акцент не
на приостановление старого или настоящего конфликта, а на возможности избежать будущих конфликтов. Это не подразумевает отречение от целей, которые явились предметом конфликта. Здесь, скорее, предусматривается пересмотр, сокращение или расширение своих целей до тех пор, пока они укладываются в те же рамки и достижимы в сотрудничестве с другой стороной. Выбор делается под натиском осознания будущих затрат в сравнении с настоящими и настоящих возможностей решения проблемы в сравнении с будущими.
Требования превентивных действий выходят за рамки раннего предупреждения и перерастают в своевременное понимание проблемы, предшествующее предупреждению. Стороны просчитывают, что, если не предпринять сейчас действий, заплатив при этом какую-то цену, будущие затраты окажутся значительно выше. Они полагают, что есть больше шансов достичь большей части своих целей сейчас, чем потом.
Превентивная дипломатия ассоциируется с таким понятием, как дальновидность, при этом подчеркивается тот факт, что ее успех зависит от распознавания факторов неопределенности в будущем, которые в случае, если политика будет успешной, никогда не материализуются. Именно потребность действовать против факторов
неопределенности делает превентивную дипломатию незаурядной. Даже тогда, когда од на сторона принимает установки превентивной дипломатии, она обычно должна «превзойти» различные расчеты другой стороны или других сторон, вовлеченных в конфликт. Если же ни одна из сторон не мыслит в терминах превентивной дипломатии, то нужна третья сторона для того, чтобы создать новые понятия и расчеты.