Государство древнего Рима периода империи
Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э.—14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варварами и смещением последнего императора в 476 г.
Для периода упадка республиканских традиций и учреждений золотой век остался позади, и его возвеличиванием по контрасту с текущим периодом были заняты многие ораторы и общественные деятели. Гай Кассий Лонгин , юрист, выступая в сенате в 61 г., говорил: «Меры, которые принимались в старину в любой области, были лучше и мудрее, а те, что впоследствии менялись, менялись к худшему» (Тацит. Анналы, XIV, I).
Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — гражданские войны, военная диктатура. Так, возвышение Суллы в качестве диктатора после 83 г. до н.э. привело к практике издания законов без согласования с народным собранием, а в уголовном суде была запрещена жалоба (провокация) на приговоры суда.
В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попyляров, людей свободных, но нeзнатных (во времена Суллы их называли также оптиматами), человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь . В его правление, по описанию Плутарха , лица, добивающиеся должностей, сидели на площади за столиками с деньгами и бесстыдно подкупали чернь. Затем нанятый народ приходил в собрание, где боролся за того, кто дал деньги. «Политические противники расходились часто лишь после того, как обесчестили ораторские трибуны кровью и трупами и погрузили государство в анархию, подобно судну, несущемуся без управления» (Плутарх. Цезарь, 28).
Такое течение событий вело государственное управление к монархии. После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстановления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномочий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользонался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) формы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Божественного (Августа) .
Он обладал правом вета на распоряжения всех магистратов, стал главным блюстителем культа (с 12 г.), присвоил право наблюдать и посылать чиновников для управления сенатскими провинциями, расположенными в завоеванных областях, издавал законы с правом высшего уголовного и гражданского суда. Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактический верховный правитель (первое лицо государства) получает наименование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающего и закрывающего его заседания).
Период принципата характеризуется неспешным преобразованием властных функций верховного правителя при формальном сохранении прежних учреждений. Институт принцепса был известен еще в царский период и означал влиятельное лицо либо в общине (принцепс цивитатис), либо в списке сенаторов (принцепс сенатус). Первый император Октавиан Август использовал этот термин и титул в значении «гражданин Римского государства».
Государственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом , цензором, первосвященником (главным жрецом — понтификом ). В области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената . Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов . В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.
Наибольшую автономию сохраняла в этот период должность претора , сочетавшего административные функции с полномочиями уголовной юрисдикции . Однако в это же время появляется слой императорских чиновников, составивших личный Совет при принцепсе, или подчиненных высшему должностному лицу префектов и кураторов . При Адриане (117—138 гг.) личный Совет возглавлял начальник императорской гвардии, который сочетал верховные судебные полномочия с верховным командованием.
Управление в провинциях строилось по линиям двух иерархий — императорской и сенатской, что дало соответствующие наименования самим провинциям, поделенным на императорские и сенатские. Императорские управлялись назначаемыми самим императором легатами, сенатские — проконсулами и пропреторами. Сенатские провинции фактически имели двойное подчинение — сенату и императору. Разные способы управления повлекли за собой различия в способах финансирования этого управления и привело к созданию наряду с казной императора казны сенатской. Так оформился режим правления, который историки назвали двоевластием .
Доминат возник как следствие прекращения этого двоевластия в пользу принцепса, и произошло это в правление Диоклетиана (с 284 г.). Формально император считался неограниченным властителем, доминусом (от слова «господин»), что подтверждалось концепцией перехода верховной власти от народного собрания к императору. Последний со временем присвоил и стал осуществлять законодательные полномочия: его письменные распоряжения принимались сенатом беспрепятственно, без всяких поправок, и они становились законами. Императорские установления (конституции) стали основным способом изготовления законов. В этот же период возникает институт апелляции , в силу чего император становится и высшей судебной инстанцией.
В правление Диоклетиана проводятся реформы по реорганизации управления территориями, а также военная, финансовая и др.
Вся империя делится на 12 диоцезов , которые, в свою очередь, подразделяются на провинции. Так, территория Италии вобрала в себя два диоцеза. В армии производится специализация функций отдельных войск: были созданы пограничные войска, мобильные внутренние и утверждена преторианская гвардия. Податная система обновляется введением натуральных и денежных налогов (поземельный налог), а также введением полноценной монеты в обеспечение содержания чиновников и армии.
Император сочетал перечисленные полномочия с командованием армией и флотом, с правом назначения на командные военные должности. Его власть в значительной мере зависела от армии, которая приносила ему присягу и нередко была главной силой, поддерживавшей его восхождение к верховной власти (период правления так называемых солдатских императоров). В области внешнеполитической императоры присвоили себе исключительное право на объявление войны и мира.
Продолжала развиваться система имперского чиновничества. Все должности делились на три категории: придворные (dignitates palatinae), гражданские (dignitates civiles) и военные (dignitates militares). Большое значение приобрел Совет пpu императоре, который совмещал законодательные, административные и высшие судебные функции. В состав Совета входили, по общей формуле, «свита, друзья, единомышленники, союзники» императора. Друзья (амици ) рассматривались как полуофициальные лица. Единомышленники, союзники (комес ) набирались из числа сенаторов и назначались на должности в различные ведомства. Создается также полиция, внешняя и тайная, для расследования преступлений.
Придворные должности занимали важнейшее место во всей иерархии. Здесь были должности заведующего царским дворцом, начальника личной канцелярии императора, заведующего казной и финансами и др. Гражданские должности охватывали сферу управления территориями. В столице каждой провинции во главе иерархии находился городской префект , которому подчинялись викарии, специальные префекты и кураторы .
С разделением империи на Восточную и Западную оба императора продолжают именоваться Августами, их помощники становятся преемниками. Заранее назначаемые преемники именуются Цезарями. Этот режим выглядит уже как военно-бюрократическое самодержавие.
Правление Диоклетиана отмечено жестокими притеснениями христиан, казнью Георгия Победоносца и др. И лишь в правление Константина (306—337 гг.) издается Миланский эдикт (313 г.), который за христианами и христианской церковью признается равноe право на отправление культа наравне с государственным языческим культом.
Этим эдиктом христианство было удостоено статуса законной религии, христианской церкви возвращалось ранее отнятое у нее имущество и право открытого (не тайного) богослужения.
В отличие от языческого культа с его различением fas (божественного права) и ius (права человеческого), христианство в этот период акцентировало внимание на разделенности сфер божественной и царской (кесаревой), хотя и подчеркивало верховенство божеского закона над человеческим. Cо временем христианство становится государственной религией римлян.
В официальных апологиях император был объявлен наместником Христа на земле. Он стал также активным участником религиозных диспутов и крупных собраний (соборов) христианских священнослужителей. С возвышением роли христианства в политической жизни появились и привилегии для лиц, принявших христианство. Уже в эдикте 361 г. отмечалось, что «наше государство крепко в большей степени религией, чем выполнением официальных обязанностей и исполнением физической работы».
Христиане-священнослужители в этот период нe подлежали налогообложению, им дозволялось заниматься каким-либо делом, чтобы заработать на пропитание. От налогообложения освобождались также жены, вдовы и дети клириков (эдикт 356 г.). Другой важной привилегией стало изъятие клира из-под светской юрисдикции. После эдикта 355 г. было запрещено подавать жалобу на действия клирика в обычный суд, можно только «соответствующему» священноначальнику. Кроме того, если такое обвинение оказывалось недоказанным, то обвинитель получал в суде характеристику лица «с дурной славой».
Внутренняя организация церкви имела иерархический характер и состояла из должностей епископов, митрополитов , пресвитеров и дьяконов . Епископом был избираемый совместно священнослужителями и мирянами глава церковного округа (диоцуеза ). Епископ метрополии (главного города провинции) имел титул митрополита. Епископу подчинялись пресвитеры (старосты приходов) и дьяконы (участники литургических действий во время богослужения).
В 330 г. император Константин переносит столицу в Константинополь . В 395 г. происходит раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование под натиском варваров.
.
Римское право
Тезисы
Источники римского права: Законы XII таблиц , Институции Гая , Свод законов Юстиниана . Преторское право. Роль римских юристов. Право частное и публичное , его роль в формировании гражданского общества. Правовой статус лиц в римском праве . Утверждение института частной собственности. Договорное право .
9.1.
Периодизация римского права. Источники римского права
1. Древнейший период (VI—середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода архаично, недостаточно развито и характеризуется сакральным характером основных институтов.
2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.).
3. Постклассический период (IV—VI вв.). Изменения в римском праве связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит уже в Восточной Римской империи — Византии .
Источники римского права древнейшего периода. В архаический период огромную роль в формировании правовой традиции в Древнем Риме играли жрецы , особенно коллегия понтификов — по сути дела, первые римские юристы. Они имели привилегии формировать и толковать нормы права. Хотя в Риме (в отличие от Востока) довольно рано произошло отделение собственно религиозных норм от правовых (связанных с деятельностью государства), все же римское право этого периода сохраняло во многом сакральный характер.
Древнейшими источниками права являлись: правовые обычаи, законодательство римских царей (Законы Сервия Туллия — фактически не дошли до наших дней). Первоначально эти источники являлись партрицианскими. Борьба плебеев за свои права, результатом которой стало принятие около 450 г. до н.э. первых писаных римских законов — Законов XII таблиц (для этого была создана комиссия децемвиров ).
Содержание Законов XII таблиц:
1. положения о гражданском процессе (таблицы 1, 2);
2. процесс против несостоятельного должника (таблица 3);
3. положения об отцовской власти (таблица 4);
4. опека, наследование, собственность (таблицы 4, 5);
5. обязательства из договоров и деликтов (таблицы 7, 8);
6. публичное и сакральное право, уголовное право (таблицы 9, 10);
7. различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями; решения народного собрания имеют силу закона) (таблицы 9-12).
Наиболее характерные черты Законов XII таблиц:
· на место произвола магистратов ставился закон;
· строгий формализм правовых процедур и общения;
· процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;
· казуистичность построения правовых норм и правил;
· суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровство и измена — это сильно уменьшало возможности самоуправства и кровной мести.
Принятие Законов XII таблиц ознаменовало собой отделение права от религиозных норм. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, в своем первоначальном виде не сохранились, и были реконструированы в XVI—XVII вв. на основе фрагментов сочинений более поздних римских юристов.
По своей сути Законы XII таблиц представляли собой обработку и консолидацию обычного права, но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (система штрафов была отходом от принципа талиона); были несовершенны, изложены в стихотворной форме в виде кратких повелительных суждений и запретов.
Со времени принятия Законов XII таблиц, другим важным источником цивильного права становятся писаные законы. Законы XII таблиц заканчиваются тем, что всякое решение народного собрания должно носить силу закона.
Также правовую силу имели решения сената — сенатус-консульты , а в исключительных случаях и постановления магистратов .
Но толкование законов, как цивильного (квиритского) права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований, до конца IV в. до н.э. оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.
Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и предание гласности в 302 г. до н.э. писцом Клавдием (Кнеем) Флавием судебного календаря, формы исков и записей толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.
Источники права в классический период. В III в. до н.э. — III в. н.э. продолжали формально действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI в. н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана ). Но существенные изменения в социально-экономической и политической жизни Рима сделали необходимым отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом.
Возникают новые формы правотворчества, которые отвечали имеющимся общественным условиям:
Эдикты преторов. Преторы («идущие впереди») вначале были приближенными консулов, потом их заместителями. Их полномочиями были поддержание общественного порядка посредством права на разрешение судебных споров. В условиях республики складывается преторское право — оно фиксировалось в специальных, ежегодных установлениях претора (преторские эдикты ). А из деятельности претора перегринов (коллегия из 16 преторов во главе с претором города) складывается «право народов» . Оно было немеждународным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.
Таким образом, в Риме в период республики сложилась тройная система источников права:
· цивильное (квиритское) право;
· «преторское право» (претор города);
· «право народов» (претор перегринов).
В период империи роль преторов падает. Юрист Юлиан (между 125 и 138 гг. н.э.) кодифицирует преторское право («вечный эдикт»). С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.
В период империи падает роль народных собраний, а к концу I в. н.э. они были лишены права издавать законы. Сенату была возвращена законодательная власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве законов — составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.
Со II в. н.э. важнейшим источником права стала законодательная деятельность императоров. Акты императорской власти (конституции ) действовали на всей территории римского государства и делились на следующие основные виды.
1. Эдикты — общие положения императорской власти, которые юридически обязательны при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они соблюдаются и его преемниками.
2. Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.
3. Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.
4. Мандаты — инструкции для правителей провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.
Еще одним важным источником римского права в классический период становится деятельность римских юристов .
Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер, начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н.э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер.
Юристы республиканского периода давали юридические консультации, составляли и редактировали юридические акты, в ряде случаев участвовали в самом юридическом процессе. Первые юристы происходили из сенаторской знати и всадников , а позже и выходцев из военных.
Основателями римской юридической науки считаются Публий Сцевола (обобщил судебную практику, систематически изложив цивильное право) и Сервий Сульпиций (составил первый комментарий преторского права).
Важное значение имела преподавательская деятельность юристов. В I — начале II в. н.э. существовали две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон , но известный под именем Сабин ) и прокульянцы (основатель Лабеон , или Прокул ), они вели преподавание права.
Римские юристы составляли многочисленные труды — одни для учебных целей, другие — для практического использования.
Большой популярностью пользовались комментарии цивильного и преторского права, дигесты — произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права, институции — изложение римского права в учебных целях.
Наибольшую известность получили Институции Гая (143 г. н.э.), они посвящены, в основном, разбору гражданского (цивильного) права, но содержат ряд добавлений по преторскому эдикту . Институции Гая были разделены на 4 книги: о лицах, вещах, обязательствах, исках. Это институционная система изложения правовых норм, оказавшая большое влияние на последующую историю права.
Книга 1 «О лицах» (§1-200) рассказывает о личных правах — о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об источниках права.
Книга 2 «О вещах» (§ 1-289) — вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих.
Книга 3 «Об обязательствах»— наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имущественных, из оскорбления чести.
Книга 4 «Об исках» — история гражданского процесса; права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.
В римской классической юриспруденции в основном содержались объяснения и разъяснения правовых казусов , но отсутствовали абстрактные конструкции, обобщения и определения: иск , собственность , договор , сервитуты и т.д.
В период империи активизируется практическая деятельность юристов — дача правовых консультаций. Круг таких юристов был ограничен. При императоре Адриане такие юристы записывали ответы, ставили свою печать (легальный правовой источник).
Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II—III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали назначать видных юристов на ключевые государственные посты.
Источники права постклассического периода. Изменения в постклассический период происходят именно в источниках права. Все большее значение приобретает законодательство императоров. В постклассический период происходит стирание граней между цивильным и преторским правом , что создает благоприятные условия для проведения кодификационных работ.
В конце III в. н.э. в Восточной части Римской империи (Византии ) были составлены частные сборники римского права — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогиана , а в 438 г. — первая официальная кодификация императорских конституций — Кодекс Феодосия (императорской конституции с 311 по 437 гг.)
Всеобъемлющая систематизация римского права происходила в 528—634 гг., уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана . Под руководством видного юриста Трибониана был составлен Свод законов Юстиниана (Corpus Juris civilis) — Свод гражданского права. Со временем он стал основным источником для изучения римского права.
Свод Юстиниана состоит из 4 основных частей.
1. Кодекс — собрание императорских конституций в 12 книгах со времен Адриана (117 г. н.э.) по период Юстиниана . Содержит нормы церковного права, частного, публичного права. Каждая книга делится на титулы, а титулы — на фрагменты.
2. Институции — учебник права из 4 книг, каждая подразделяется на титулы, а титулы — на фрагменты.
3. Дигесты (пандекты) — всеобъемлющий сборник, охватывающий правовое наследие классической эпохи: собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов. Состоит из 50 книг.
Структура Дигест.
1. Общие понятия, история источников права, дееспособность, правоспособность (книга 1).
2. Судебный процесс, иски (книги 2-4).
3. Наследство и имущественные отношения (книги 5-11).
4. Купля-продажа (книги 12-19).
5. Залоговое право (книги 20-22).
6. Имущественные отношения супругов (книги 23-25)
7. Опека и попечительство (книги 26-27).
8. Завещание, наследование по закону (книги 28-28).
9. О рабстве (книга 40).
10. Вербальные констракты (книги 45-46).
11. О преступлениях и наказаниях (книги 47-49).
12. Разъяснения терминов и некоторых общих понятий (книга 50).
4. Новеллы. 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса в 535—565 гг.
Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей предшествующей истории.
Вещное право. Право собственности
Древнейший период. Основной источник — Законы XII таблиц.
До середины III в. до н.э. безраздельно господствующей системой было квиритское право (сакральный характер, ритуальность, традиционность, связь с квиритскими обычаями и ритуалами). Квиритское или цивильное (гражданское, т.е. связанное с римским гражданством) право было связано с жизнью небольшого земледельческого государства-общины и относилось только к римским гражданам — патрициям . Долгое время было связано с деятельностью жрецов-понтификов . Вместе с тем отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью.
Особенно четко в нем регулировались имущественные отношения и, в первую очередь, право частной собственности — как полное господство собственника над своей вещью.
Большое значение имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, поэтому форма превалировала над содержанием, а судебный процесс — над материальным правом.
Способы приобретения вещных прав и классификация вещей.
1. Вещи манципируемые (манципация) — земля в Италии , рабы, крупный домашний скот. Земельные сервитуты — это экономически наиболее важные объекты, находившиеся в семейной собственности. Отчуждение осуществлялось посредством манципации — процедуры, требовавшей особо сложной и торжественной обрядности, посредством «меди и весов», должны быть 5 свидетелей и весодержатель.
2. Неманципируемые — все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Передавались путем простой передачи — традиции за медь или за деньги без формальностей.
3. Фиктивный судебный спор (формальный способ) разыгрывался в присутствии претора и относился как к манципируемым, так и к неманципируемым вещам.
4. Давность владения . Для движимых вещей давность составляла 1 год, для недвижимых — 2 года. Этим способом приобретатель пользовался, если при манципации были допущены ошибки.
Особый вид вещного права — сервитуты — фиксированное в обычаях или в законе строго ограниченное право пользования чужой вещью. В силу их экономической важности сервитуты относились к манципируемым вещам (право прохода через чужой участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа).
В классический период вырабатывается деление права на частное и публичное . Центральное место в частном праве занимало вещное право . Само понятие вещного права не было известно римским юристам , но они четко отличали вещные от личных исков, связанных с обязательственными отношениями. Сама конструкция права собственности римским юристам не известна, но они рассматривали его юридическое содержание путем признания различных полномочий собственника вещи: права владения, права пользования, права распоряжения, права истребования своей вещи от третьих лиц. Право собственности определялось как полное господство над вещью, абсолютное и неограниченное право.
Классификация вещей.
1. Манципируемые и неманципируемые (понятия утрачивают свое значение).
2. Движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые (определяемые родовыми признаками) и незаменимые (индивидуально определенные) вещи.
Особое место занимает земля. Существовала частная и государственная земля, которая постоянно расхищалась. В 11 г. до н.э. братья Гракхи приняли закон о запрете передела государственных земель. Безраздельно господствующей становится частная собственность на землю.
Виды права собственности.
1. Квиритская собственность . С древнейших времен существовало много условностей для ее приобретения.
2. Бонитарная или преторская собственность .
3. Преторы использовали институт давности владения.
4. Провинциальная собственность (для римских граждан с включением в римское государство новых провинций).
5. Собственность перегринов .
Способы приобретения права собственности.
1. Манципация (утрачивает значение).
2. Традиция . Простой способ, без формальностей, в силу самой фактической передачи вещи.
3. «Право народов» — захват брошенных вещей, захват у врага, клад.
4. Создание новой вещи из чужого материала — спецификация .
5. Соединение вещей.
6. Приобретательная давность. После 10 лет это признавалось даже за перегринами. В постклассический период по прошествии 30 лет даже при отсутствии «законного основания» признавалась экстраординарная приобретательная давность.
В классический период получают развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника:
· виндикационный иск — спор о праве собственности, в котором настоящий собственник должен был доказать свой титул на спорную вещь;
· негаторный иск направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь (на соседний земельный участок);
· прогибиторный иск направлен на устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи.
С развитием преторского права получает окончательное юридическое оформление еще один самостоятельный вид вещного права — институт владения — фактическое обладание вещью, сопровождающееся намерением владеть ею самостоятельно. Защита прав владения осуществлялась с помощью преторских интердиктов (приказов) об удержании владения в случае грозящего нарушения прав владельца или же о возврате уже изъятой третьим лицом вещи. Интердикт не обладал такой юридической силой, как иск, но отличался простотой и быстротой.
Также получает дальнейшее развитие и сервитут — право на чужую вещь. Новое в вещном праве: суперфиция (возникло в связи с постройкой дома на чужой земле), эмфитевзис — наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Развивается залоговое право , но залог передавался кредитору не в собственность, а в держание, защищаемое интердиктами. Появляется ипотека — залог земли .
Обязательственное право
Обязательственное право возникло из договоров и деликтов .
Древнейший период. Договоры (контракты) были немногочисленны и отличались формализмом, имели односторонний характер — кредитор имел право требовать, должник имел только обязанности.
Контракты (договоры) были абстрактные.
1. Нексум — аренда, отчуждение собственности, заем. Заключался подобно манципации , фиктивный обряд отвешивания меди и произнесение особой словесной формулы кредитором, в которой определялась суть обязательства должника. Гарантией обязательства являлась сама личность должника. Кредитор мог держать должника в течение 60 дней в заточении в своем доме и выводить трижды в базарные дни к претору на Форум , затем должник продавался в рабство за границу. В 326 г. до н.э. Законом Петелия долговое рабство и продажа за границу были отменены.
2. Стипуляция — заем, ссуда, хранение. Заключался при произнесении строго определенных словесных формул, но только в отношении неманципируемых вещей .
В Законах XII таблиц были отражены частные и общественные деликты. Частный деликт — как посягательство на права частного лица — это личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, воровство, порубка чужих деревьев или неосторожный поджог строения или скирды хлеба, сложенной около дома. В основном налагалась обязанность уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов). В случае членовредительства допускался талион , а кража, если вора ловили на месте преступления с поличным, влекла бичевание. За ночную кражу вор мог быть убит. Многие из этих деликтов стали уголовными преступлениями.
Публичные деликты (взыскания шли в пользу государства) — преступления против республики, убийство, распевание песен, позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, его потрава или жатва в ночное время и т.д. По Законам XII таблиц часто применялась смертная казнь, которая могла быть заменена утратой римского гражданства и изгнанием для римских граждан, также были и членовредительские наказания, штрафы, конфискации имущества, ограничение гражданского статуса (запрещение быть магистратом), лишение права на погребение.
В целом нормы уголовного права еще не получили большого развития.
Классический и постклассический периоды. Обязательственное право становится наиболее разработанной частью, являвшейся юридической формой товарно-денежного обращения. Обязательства как связь двух лиц утратили свой былой формализм, из односторонних превратились в двухсторонние.
Наиболее тщательно разрабатываются договоры (контракты). Требовалось согласие сторон, выраженное добровольно, а не в результате заблуждения, обмана или угрозы. Договоры заключались устно или письменно, в том числе, и посредством переписки. Они являлись нерушимыми и должны были строго соблюдаться.
В Институциях Гая было 4 группы договоров.
1. Вербальные (словесные) договоры. Распространенным видом являлась стипуляция .
2. Литеральные (письменные). Обязательства возникали в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной их сторон, составления деловых расписок сторонами.
3. Реальные (рес — вещь) требовали обязательной передачи вещи, составляющей предмет договора, заема, ссуды, хранения, заклада.
4. Консенсуальные (соглашение). Простое соглашение сторон по всем основным условиям контракта: купля-продажа, договор найма вещи (аренды земли), найма рабочей силы, поручения, товарищества.
Обязательства из деликтов . Многие публичные деликты стали преступлениями. Появились новые виды частных деликтов — обман, который порождал обязательство уплатить вознаграждение, равное по размеру причиненному ущербу, а также угроза, влекущая за собой возмещение ущерба в 4- кратном размере, обман кредиторов.
Брачно-семейное и наследственное право
Брак и семья в древнейший период. Семья в древнейший период была патриархальной, хозяйственно обособленной и связанной с обществом и государством через домовладыку. Типичная форма брака — брак с властью мужа. Жена полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными узами с членами семьи мужа (агнатами ). Муж или домовладыка имел над ней неограниченную власть вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Но постепенно появилась тенденция к смягчению власти домовладыки. Также была сильной отцовская власть. Брачный возраст женщины составлял 12 лет, мужчины — 14, при этом должно быть получено согласие домовладыки и самих жениха и невесты. По цивильному праву брак могли заключать только граждане. С 445 г. до н.э. по Закону Канулея разрешен брак между патрициями и плебеями .
Формы заключения брака:
· по типу манципации — путем религиозного обряда в виде фиктивной покупки жены;
· в результате совместного проживания мужа и жены в течение 1 года.
Основаниями для прекращения брака служили:
· смерть одного из супругов;
· утрата им правоспособности;
· развод был редко, и только по инициативе мужа.
Институт усыновления существовал в виде привлечения дополнительной рабочей силы в народном собрании в присутствии понтификов . Опека была над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, попечительство — над расточителями и сумасшедшими.
В классический и постклассический периоды шло разложение патриархальной семьи. Брак с властью мужа уходит в прошлое. Теперь появляется новая форма — брак без власти мужа: женщина не порывала со своими родственниками, сохраняла определенную имущественную собственность, получала некоторые права в отношении детей. Такой брак легко расторгался по обоюдному согласию сторон, а также по требованию одной из сторон. Разводы становятся обычным явлением, появляется конкубинат — неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины.
Мужчины получают ограниченные права на приданое, т.е. это его собственность, но использовать его он должен в целях устройства совместной жизни, и он терял его в случае развода (таким образом защищались интересы богатых римлянок).
Постепенно происходит ослабление отцовской власти, прекратилась практика продажи детей, их убийство в постклассический период стало рассматриваться как уголовное преступление.
Институт опеки. Установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Исчезла опека над незамужними женщинами, в постклассический период их дееспособность была уравнена с дееспособностью мужчин.
Наследственное право в древнейший период. По закону наследство переходило к «подвластным» (агнатам ) — детям или внукам умершего или к другим агнатам, состоявшим с ним в ближайшем родстве. Только в случае отсутствия агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Если передача наследства была по завещанию, то оно утверждалось на народном собрании как исключение из правил. Раньше при наличии детей было нельзя составлять завещание.
В классический и постклассический периоды наследство переходило и по агнатскому, и по когнатскому родству. Можно было составить завещание в письменной форме, с соблюдением определенных правил. В постклассический период существовали частные завещания, составленные в присутствии 7 свидетелей, и публичные завещания, составленные в присутствии магистратов. Завещания передавали на хранение в императорский архив или сведения о них заносили в протокол местных властей.
Процессуальное право
Легисакционный процесс включал две стадии — «ин юре» и «ин юдицио». На первой стадии дело рассматривалось у претора, к которому являлись истец и ответчик . Если ответчик соглашался с требованием истца, то дело прекращалось. Если нет, то наступала вторая стадия — дело рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители сторон и защитники — адвокаты . Неявка стороны на суд считалась как проигрыш. Решение судей было окончательным и не обжаловалось. Совокупность ритуальных и строго формализованных действий, жестов и слов на суде назывались «легис акцио».
В классический период существовал формулярный процесс (со 2 половины II в. до н.э.). Повысилась роль претора, возросло значение первой стадии, так как именно здесь устанавливалась юридическая суть спора. Претор выносил заключение — формулу, в которой судье указывалось, как следует решать данное дело.
К концу классического периода появляется экстраординарный процесс , к концу III в. н.э. полностью вытеснивший формулярный процесс. Исчезает деление на 2 стадии. Претор полностью ведет дело и выносит решение. Процесс перестает быть публичным, становится закрытым, в закрытых помещениях, платным. Вводится апелляция в высшую инстанцию, но если сторона проигрывает, то уплачивает крупный штраф.