Источники по истории древнего рима.
Источники по истории Рима весьма разнообразны: это памятники материальной культуры, письменные памятники и языковые данные. При использовании памятников материальной культуры прежде всего определяют их назначение и датировку. Письменны источники сохранились в виде рукописей на папирусе, коже, пергамене, написанных или переписанных в античную либо средневековую эпоху, а также в виде надписей на камне, керамике, металле. Прежде всего, их надо прочесть, этим занимаются специалисты — текстологи, палеографы, папирологи, эпиграфисты, нумизматы. По содержанию все письменные источники делятся на повествовательные (произведения исторического характера, художественной литературы, философские трактаты и т. п.) и документальные (государственные акты, завещания, долговые расписки и т. д.). Все исторические памятники, как материальные, так и письменные, могут быть классифицированы по тематике — характеризующие экономику, социальную жизнь, религию и т. д.
1. Источники по истории царского и республиканского времени. (Раннерабовладельческое общество. Расцвет рабовладельческих отношений в Италии.) Памятники материальной культуры имеют первостепенное значение для изучения древнейшей эпохи. Благодаря находкам орудий труда, оружия, посуды и наскальных изображений археологи доказали, что человек обитал в Италии в эпоху палеолита и неолита. Многочисленные погребения с заупокойными приношениями, самый тип захоронений (кремация или ингумация), следы свайных построек и хижин выявили типы культур бронзового и раннего железного века, принадлежащих различным племенам и народам. На юге Италии и на островах много следов греческих селений микенского времени и периода великой греческой колонизации. К концу VIII—VII вв. до н.э. относятся остатки поселений и святилищ карфагенян на острове Сардиния, что свидетельствует об их колонизационном движении. Особое значение имеют археологические памятники самого . От VII в. до н. э. сохранились первое мощение форума и система водостоков; от VI в. — фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терракотовые фрагменты их украшений, бронзовая скульптура волчицы, вскармливающей близнецов, а также нижний слой оборонительной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до н. э.). Все это — свидетельства этрусского ' владычества. Одним из древнейших строений форума был круглый храм Весты, много раз отстраивавшийся в прежнем виде, а по соседству — дом, где жили жрицы-весталки, некогда двухэтажный. Сохранились остатки архивохранилища на кромке Капитолия, а под ним руины храма Согласия в северном секторе форума и место для проведения народных собраний — комиций с трибуной для ораторов, Аппиев водопровод — памятники республиканского времени. Последним комплексом, материально воплощающим конец этого периода, явился форум Цезаря. Богатейший материал, характеризующий строительную технику, архитектуру, искусство и быт, экономику и военную политику эпохи Республики, находится в разных местах Италии. Это города и поселки с памятниками дорийского и римского времени с прилегающими к ним, выявленными благодаря аэрофотосъемке следами земельных участков, дороги (Аппиева, Фламиниева и др.), которыми пользуются и теперь. Важны и находки денег как показателя экономического развития. Надписи и изображения на монетах содержат указания на политические программы. Нумизматические данные помогают также датировать события. Памятники материальной культуры зачастую сопровождаются надписями. Больше информации содержат элогии, т. е. надгробные надписи из семейных и родовых усыпальниц, воздвигавшихся в римском предместье по АппиевоЙ дороге. Это прежде всего надписи на саркофагах с восхвалением умерших. В них содержатся данные о почетных должностях, строительной деятельности, внешней политике, религиозных и этических воззрениях римлян.
Большую ценность представляют собой римские государственные акты II—I вв. до н. э.. Например, от 45 г. до н. э. — так называемая Гераклейская таблица с законом Юлия Цезаря, регулирующим устройство городов, получивших статут самоуправляющихся муниципиев. Ряд надписей характеризует состояние аграрных отношений. От I в. до н. э. дошли многочисленные посвятительные надписи богам от имени торговых и ремесленных коллегий, в числе которых были плебеи, вольноотпущенники и рабы. Эти надписи освещают экономику и социальную структуру римской Италии. Значение эпиграфических источников определяется их документальным характером.
Язык и письменность также являются историческими источниками, позволяющими датировать тексты и устанавливать по появлению греческих, иллирийских, этрусских слов и имен культурные влияния на Рим.
Однако особое значение имеют письменные источники. Прежде всего это сочинения античных писателей разных жанров. В совокупности они составляют античную традицию. До наших дней сохранились сравнительно поздние тексты, не ранее ХI в. до н. э. Но в рассказах о древнейшем периоде их авторы основываются на утраченных для нас, но содержавших важные сведения материалах. Что же представляет собой эта часть исторической традиции? В основе ее лежат: 1) официальные записи, касающиеся жизни всей римской общины, 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания, передававшиеся из поколения в поколение, 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (Вечерней, Западной стране), как они называли Италию.
К официальным актам относятся царские, большая часть которых признается современной наукой достоверными, первые договоры Рима с другими общинами и государствами — с латинскими городами и Карфагеном, историчность которых также не оспаривается, и записи, ведшиеся жреческими коллегиями. Главное место среди них занимала коллегия понтификов, учрежденная вторым царем Нумой. Понтифики возглавляли всю религиозную жизнь, поэтому они ведали фастами5 религиозным календарем, определяя дни, угодные божествам (dies fasti) - и неугодные им (dies nefasti), когда запрещалось вести частные и общественные дела.
Вероятно, уже в царскую эпоху глава коллегии, великий понтифик, наряду с фастами стал записывать выдающиеся события года — затмения светил, войны, празднества. Это положило начало летописанию, которое развилось уже в республиканскую эпоху. С началом Республики год стали определять по правлению высших должностных лиц — консулов. Тогда понтифики начали составлять их списки, а затем и списки других магистратов. Погодные списки консулов называются консульскими фастами. На их основе выросла запись консульских триумфов, которая именуется триумфальными фастами. Консульские и триумфальные фасты были собраны и опубликованы в начале нашей эры. На основе фаст сложилась официальная летопись — понтификальные анналы (от латинского annus — год). Около 130 г. До н. э. они были опубликованы главой коллегии, великим понтификом П. Муцием Сцеволой в восьмидесяти книгах, которые получили название «Великие анналы» , (Annatos maximi). В XIX в. фасты удалось почти полностью восстановить.
Замечательный судебный и политический оратор, сторонник «обычаев предков» и сенатской Республики, противник Цезаря Марк Туллий Цицерон {106—43 гг. до н. э.) оставил огромное литературное наследство. Его письма к родным и друзьям вводят нас в круг политической и идейной борьбы того време-. ни. В его записях публичных речей встает яркая картина повседневной политической жизни Рима (например, речи против Катилины) и провинций (против Верреса). В его трактатах «О законах»,. .«О государстве» множество данных о религии, государственном устройстве, праве, а также сообщения о древнейших римских порядках и событиях. Исключительная образованность Цицерона при всей его тенденциозности делает его труды важнейшим историческим источником.
Сочинения биографического характера содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности героев, но и по истории. Беотийский грек Плутарх (46—126) создал 23 парные сравнительные биографии знаменитых греков и римлян, начиная с легендарного Ромула.
Гай Светоний Транквилл (II в. н. э.) лишь одну из 12 биографий римских правителей посвятил герою поздней Республики — Цезарю. Но и в биографиях императоров содержится важный материал по социальной и политической истории Республики. Античная традиция получила отражение в художественной литературе. В героях комедиографа III — начала II в. до н. э. Плавта, носящих греческие имена, изображены современные ему римляне. Комедии Плавта — живой источник знаний о римском быте и нравах. Тематику ранней истории Рима использовал Вергилий в «Энеиде», а гражданских войн поздней Республики — Лукан в «Фарсалии». Политическая оценка Цезаря и его окружения отражена в стихах Гая Валерия Катулла, а перипетии гражданских войн получили освещение у поэта Кв. Горация Флакка.
Особую группу сохранившихся документальных источников составляют юридические памятники. Сведения о социальной структуре, хозяйстве, системе управления, судопроизводстве и культе начала Республики и частично царского времени содержатся в архаических законах XII таблиц. В трудах римских юристов эпохи Империи зафиксированы и объяснены многие нормы гражданской жизни, восходящие к архаическому и республиканскому периоду.
2. Источники по истории Империи. Памятники материальной культуры. Территория современного Рима полна руин императорского времени. Это множество парадных, одетых мрамором площадей, сооруженных императорами и названных их именами — форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большого размаха достигло храмовое строительство, в том числе и на старом форуме. Поражает фундаментальностью и вместе с тем простором и устремленностью ввысь храм в честь всех богов—Пантеон на Марсовом поле. К специфически римским памятникам относятся триумфальные арки. В южной части форума возвышается однопролетная, украшенная рельефами арка Тита, воздвигнутая в честь победы над иудеями; в северной части — арка Септимия Севера, с тремя пролетами и с множеством скульптур в память победы над парфянами; близ форума — огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур окружающих императора подданных.
Памятниками императорских деяний являются алтари и колонны. Алтарь мира был воздвигнут при Августе, который изображен на нем вместе со своей семьей. Святилище было также украшено барельефами, символизирующими благоденствие Италии в правление Августа. Колонна Траяна, возвышающаяся на его форуме, опоясана рельефом, который представляет собой каменную летопись дакийских походов. Богатый материал о религии, обычаях, образе жизни и о социальной стратификации дают римские погребальные комплексы с изображениями бытовых сцен и надписями. Сохранившиеся от конца Республики и эпохи Империи колумбарии принадлежат знати, коллегиям ремесленников, членам императорских семей. Подземные галереи, использовавшиеся для захоронений (катакомбы), проясняют для нас быт и верования ранних христианских общин.
Все перечисленные типы памятников материальной культуры повторяются в Италии и в провинциях. Своеобразным комплексом была вилла императора Адриана в латинском городе Тибуре. По заданию императора там были воспроизведены греческие театры, стадион, священный участок Сераписа из египетского города Канопа, помещены копии знаменитых статуй великих греческих художников.
Экономика, быт и культура Римской Италии оживают благодаря раскопкам Остии и Помпеи, а также Геркуланума и Стабий из-под пепла и лавы, извергнутых Везувием в 79 г. н. э. Древняя Остия выросла при Империи в многолюдный город, главный торговый порт Италии. Она была распланирована по образцу римского военного лагеря с пересечением параллельно расположенных с севера на юг и с востока на запад улиц. Город украшали общественные здания храмов Юпитера, Митры, Изиды и Сераписа, театров, терм. Археологи вскрыли жилые кварталы, преимущественно из многоэтажных инсул, здания контор и лавок, декорированных мозаикой. Иной облик имеют Помпеи. Город был застроен домами-виллами, принадлежавшими как местной, так и римской знати. Форум, здания храмов, театра, палестры свидетельствуют об интенсивной общественной жизни. Фресковая живопись дополняет это свидетельство сценками ремесленного труда в мастерских, торговых сделок, наказания школьника и т. п.
Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из которого изготовлялись монеты, и их вес служат указанием на экономическое состояние общества. Находки монет вместе с другими памятниками помогают их датировке. Надписи эпохи Империи освещают многие стороны жизни. Они подразделяются на официальные документы и надписи частного характера. К первой группе относятся прежде всего императорские надписи. Особое место среди них занимает автобиография Октавиана Августа. В ней император восхваляет свои заслуги перед Римом в установлении гражданского мира, наделении ветеранов землей, в проведении раздач и лицемерно заявляет о восстановлении им Республики. Надпись можно считать политическим манифестом Августа. Организация управления и труда в крупных императорских поместьях, положение там непосредственных производителей — колонов, условия колонатных отношений, определенные поместным уставом, освещены в Африканских надписях эпохи Антониною Так, надпись из Бурунитанского сальтуса3 имения императора Коммода, представляет собой жалобу субарендаторов-колонов на крупного арендатора, притесняющего их, и на покрывающего его злоупотребления прокуратора. В конце приписана императорская резолюция, удовлетворяющая просьбу колонов. Тысячи надписей, посвятительных, надгробных, позволяют проследить хозяйство, социальную и культурную жизнь сельских общин разных категорий, муниципиев и колоний, составить представление о динамике развития рабовладельческих и колонатных отношений, о степени влияния римской администрации в провинциях. Эпиграфический.материал освещает религиозные воззрения жителей Империи, в частности распространение культа императоров. Интересны латинские надписи из Херсо-неса. Ори указывают на господство римлян, на их пребывание в Крыму.
Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, происходящие почти исключительно из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим из иих является эдикт императора Каракаллы от 212 г., называемый Аитонинианской конституцией, о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. Основная масса папирусов — частноправовые документы (т. е. долговые расписки, договоры о найме и т. п.) и частная переписка. Папирусы дают богатый материал о быте и социальных особенностях египетской провинции, в частности об аграрных отношениях и разных формах зависимости.
Письменные источники. Исторические сочинения. Очень краткие сведения об установлении и начале Империи содержатся в извлечениях из труда Ливия. Особое место среди историков, освещавших раннюю Империю, принадлежит Корнелию Тациту (ок. 55—120 гг.). Он был всаднического рода, происходил из Галлии, но добился высокого положения в Риме, занимая последовательно почетные должности квестора, консула и проконсула. Им написаны «Истории» в 14 книгах с описанием событий правления Флавиев и «Анналы» в 16 книгах — со смерти Августа до конца династии Юлиев-Клавдиев. Его интерес сосредоточен на внутренней истории, особенно на взаимоотношениях императоров с сенаторским сословием. Ход истории, по его мнению, объясняется моральными качествами людей. Видным явлением римской историографии было творчество писавшего на латинском языке грека из Антиохии Аммиана Марцеллина (ок. 330—400 гг.). Он был военным и по делам службы бывал во многих провинциях, накопил множество знаний и впечатлений. Выйдя в отставку, он создал труд «Деяния» в 31 книге, стараясь подражать Тациту. Аммиан начинает свое повествование с того момента, на котором кончалась «История» Тацита, т. е. с правления Нервы, и доводит до 378 г. Много информации содержат в себе произведения биографического жанра, ставшего очень популярным. Апологетическая биография Августа под названием «Жизнь Цезаря» была написана после его смерти иудейским аристократом Николаем Дамаскином. Плутархом написаны лишь две императорские биографии — Гальбы и Отона. «Жизнеописания 12 цезарей», начиная с диктатора Гая Юлия Цезаря, и всех правителей династий Юлиев — Клавдиев и Флавиев принадлежат перу Г, Светония Транквилла (70—160 гг.). Это был всадник, сначала адвокат, дослужившийся потом до должности императорского секретаря, что открыло ему доступ в императорские архивы и к знакомству с осведомленными людьми. Поэтому в его сочинениях много достоверных сведений. Одобряя монархию, он порицает дурных монархов.
В эпоху Империи получил развитие также такой жанр литературы, как письма и речи.
Существенное значение имеют юридические памятники. Ранние из них — учебники права, или Институции. Сохранились Институции юриста II в. Гая. Более поздними (IVв.) являются Дигесты, т. е. комментарии к законодательству. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Феодосия II и названный его именем, к VI в. — кодекс Юстиниана. Наиболее подным собранием римского права является сборник, который в XII в. получил название «Корпус цивильного права» (Corpus iuris civilis). В него вошли: 1) институции, 2) дигесты, 3) императорские конституции, т. е. установления, или кодекс Юстиниана, 4) новеллы, т. е. конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают социально-экономическую и политическую жизнь Империи, а установления Юстиниана — и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.